Мои микрорайоны 4

Локсий Ганглери
4. ГДЕ КОНЧАЕТСЯ ЦЕНТР и С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ГРАНИЦА?

Теперь... хм, а что у нас в южном ящике?
Ба, да здесь мои рукописи! Надо сказать, что когда я учился в средних классах, у нас дома была традиция: каждый из нас брался подготовить доклад на тему – интересующую его и небезразличную для других. У меня было еще и право, вслух прочесть, на семейном совете, своё стихотворение или драму. Странно: первым стихотворением стало «Викинги» (http://www.proza.ru/2010/05/11/546), а осенью 1984 года я прочитал первый доклад – на ту же тему. В этом докладе, самым колоритным местом оказалась клятва первого короля Норвегии «не стричь волосы и бороду до тех пор, пока не будет объединена страна» (это была интимная тема: стричь волосы я ненавидел больше, чем ходить в школу!).

На этой клятве короля основывались равноправные титулы: «Прекрасноволосый» и «Страшноволосый: вроде, антонимы, а смысл один. Страшное настоящее ради прекрасного будущего... хм, тоже знакомо. Но речь НЕ об этом...

Вдруг, у кого-то в аудитории возник вопрос: «А откуда Харальд Харфагр понял, что выполнил свою клятву \ задачу?» Вопрос показался мне дурацким (еще бы! я не смог на него ответить)... но тема всколыхнула меня, годами позже.

Представьте себе картину.
Выходит король на границу. Прием, это не мост и не холм, за которыми видны замки соперников и врагов, с которыми всё ясно. Это – берег северного фьорда! – и ЧТО может быть там, на том берегу: другие хёвдинги? другие королевства со своими королями (априорно, неприятельскими)? Доврский дед со своими троллями? Инеистые великаны? А может, там пусто, никто и ничто не живёт, или вовсе, граница с Утгарда-Локи или Нифльхеймом?!........
Я перебрал только самые типичные ожидания, хе-хе, но понятно, что всякий раз должна меняться тактика – а в последнем случае, и стратегия).

Не будем забывать, что у косматого короля не было и карты (приборами для «астральной навигации» он, скорее всего, тоже не владел)! – ему приходилось двигаться на ощупь, всматриваясь во встречных, пробуя на вкус ландшафты... всякий раз – границе: не оставляя белых пятен, но и не забираясь в заманилово.

Тогда я представлял себе ситуацию примерно как на уроках химии: войска короля Харальда Хальвданыча заняли Норвегию словно непрозрачная жидкость заполняет упругий сосуд. Но ТАК видится только post factum, да еще на карте. А как видел ситуацию сам конунг? неизвестно.
Лично мне это представить сложнее, чем даже Casus Конкистадоров: отряд в несколько сотен человек где-то на другой планете, и в окружении сотен тысяч никогда нигде не виданных существ!

Можно рассмотреть завоевание Норвегии как частный случай других (более) масштабных завоеваний. Чем, скажем, руководствовался Ганнибал, сын Гамилькара, когда переходил через Альпы? – только представьте себе сына степей и пустынь перед снежными вершинами! С одной стороны, суеверный ужас (наверняка) и реальный страх огромных жертв – сотни слонов на снежных плато! а с другой стороны, смутное ожидание где-то увидеть – или НЕ увидеть – неприятеля далеко за этими снежными безднам и вершинами. Со всех сторон и позиций, выбор – на грани вообразимого, за гранью мыслимого!

Обратимся теперь к великому Цезарю – человеку, основавшему Запад. “Gallia est omnis divisa in partes tres...» Как сегодня я помню этот пассаж (1), с которого «есть пошли» Записки о галльской войне» (с них пошел и весь западный мир). «Цезарь постановил, что Галлия делится на три части» – так должна звучать, по сути, вводная фраза к «Запискам о Галльской войне»! – ведь тогда, вся Галлия, и ее мифические области существовали лишь в воображении великого писателя, политика и полководца. Но лишь спустя полтысячи лет после его смерти, слова Цезаря продвинулись в чеканный поход уже по другой стране – по королевству Меровингов. А еще через пять веков, уже после распада великой Империи, созданной когда-то Цезарем, слова эти заработали на Карла Великого......

Каково было конкистадору Гаю Юлию Цезарю – продираясь сквозь чащи и пустоши совсем другого мира, постулировать всё это как часть Империи, как провинцию Рима!..

Внутреннее чувство места – пространства и его границ – вот, реальная тема, о которой стоит крепко подумать... подумать всем тем, кому приходиться сквозь мангровые заросли времени и пространства двигаться в будущее, целуя свою цель и пытаясь обнять мечту.

http://proza.ru/2020/07/06/1782

__________________________
  (1) Я запомнил их (хот и прочёл когорту лет тому назад) вот почему: приближался май – значит, скоро каникулы, и погода – сказка! а я сижу в нашей «Академичке», вокруг близкие и симпатичные люди (и читатели, и персонал). Скоро подойдет папа с лимонадом и едой. А главное: мне ТАК весело, что я начал читать Великую книгу Великого Цезаря – и сходу всё понял!