Напугал до смерти

Александр Георгиевич Гладкий
Говорят: «Напугал до смерти»… До недавних пор я полагал, то это образное выражение, означающее сильнейший испуг и никак не думал, что его можно понимать буквально.

В середине июня прошли дожди и спустя пару дней в лесу по сухим местам появились лисички – меленькие, будто кто-то просо с кукурузой рассыпал. Услышав об этом, я подался в ближайший лес посмотреть на первые грибы этого сезона. Вдоволь побродив по густому молодняку лесопосадок и убедившись, что собирать пока нечего, я вышел на опушку напротив обширной делянки, густо заросшей малинником. Заглянул туда с целью оценки перспектив будущего урожая целебной ягоды. Подойдя к густому кусту малины, я пригнулся и стал рассматривать завязь. В этот момент, буквально у меня из-под ног выскочил молодой заяц, сделал пару прыжков, затем кубарем покатился по траве и забился в конвульсиях. Сперва я подумал, что это испуг привел зайчишку в такое состояние, что он потерял ориентацию в пространстве, что он скоро успокоится и побежит дальше по своим делам, да не тут то было. Длинные ноги животного вытянулись, голова откинулась, он засучил передними лапками и спустя полминуты затих.

- Да это же агония! – догадался я, подходя к нему поближе.

Дыхание у животного отсутствовало, открытый глаз, не видя, смотрел на меня, зрачок не реагировал на свет. Я попробовал расшевелить зверька, вернуть его к жизни, но тщетно…

Внешне животное выглядело совершенно здоровым: достаточно упитанное, с гладкой густой серо-бурой шерстью, никаких физических дефектов. Расстроенный таким нелепым случаем, я пошел себе дальше, посетил еще одно грибное место, но заяц не шел у меня из головы. Идя домой, я взглянул на него еще раз. Он был на прежнем месте – бездыханный трупик. Я был удивлен происшедшим, поскольку столкнулся со смертью от испуга впервые в жизни.

Дома решил погуглить эту тему и обнаружил для себя много нового и интересного. Оказывается, этот синдром хорошо известен ветеринарам и называется он «кардиомиопатией такоцубо». Суть его в том, что внезапное потрясение, будь то просто испуг или глубочайший эмоциональный стресс – вызывают резкий выброс гормонов, нарушающий сердечный ритм. Он катастрофически увеличивает напряжение на определенные части артерий и мышц, вплоть до того, что желудочек сердца буквально разрывается. Видимо, это и произошло с моим зайчишкой – он расстался с жизнью очень быстро. Поэтому существует и второе название этого явления – «синдром разбитого сердца».

Оказывается, смертность среди пойманных диких животных от этого синдрома составляет от одного до десяти процентов, а среди птиц может доходить до пятидесяти процентов и это явление стали также называть «миопатией при поимке».

Случается миопатия и среди людей. В таких случаях говорят: «Умер от разрыва сердца».

Не стоит пугать диких зверей. Они гораздо нежнее, чем мы о них думаем.