Детство моё босоногое

Людмила Шарманова
      Я послевоенный ребёнок, родившийся 22.06.1946 г., в печальную дату начала войны, не ощущала на себе тяжести существования. Жила себе и жила, росла потихоньку и наполнялась радостью жизни, во всех её проявлениях. Во что была одета, что кушала я не помню. Меня это не волновало. Не голодала и слава Богу, об этом заботились мои родители.В то время я ничегошеньки не знала, ни про войну, ни про папу - орденоносца, ни про маму и бабушку, которые героически выжили в тылу.
      
       А мне просто очень интересно было жить, радоваться, весело хохотать, наблюдая за старшим братом, который развлекал нас с сестрой постоянными смешными трюками, ужимками, песнями и просто движениями рук, кадыка на тонкой шее, изображавшего дикий хохот беззвучно, а мы покатывались со смеху. Маленькие, нам палец покажи, мы уже хохочем от души. Всё меня радовало.

      Помню весной, синее небо высоко, всё в облаках. Солнце купается в лужицах вместе с воробышками, цветут деревца, сирень выпустила клейкие зелёные листочки. Прохладно, на мне пальтишко и платок на голове, на ногах какие – то галоши не по размеру. Я во дворе занимаюсь важным делом, отвожу воду со двора на улицу. Это работа папина, а я так играю. После сильного дождя, маленькой тяпкой пробиваю дорогу воде и грязные её потоки устремляются на просторы улицы, там плывут мелкие щепки и это мои «пароходы и лодочки», которые уплывают в большое море – огромное болото от одного забора нашего, до забора на другой стороне улицы. По краям болота трава, лопухи. Летом, в жаркие дни, в этом водоёме купались мальчишки. В воде плавали мальки, прыгали зелёные лягушки, кузнечики, прилетали стрекозы, бабочки. Для детворы что ещё надо, всё рядом.
Когда дорога в нашем переулке высыхала, это было раздолье для игр. Крутили веревку и по очереди прыгали через неё, пока не крикнут:
- Всё, хватит, следующий!
Тогда прыгали поодиночке через свои прыгалки -   верёвочки. Если был маленький мячик, играли в «штандер». Ведущий подбрасывал мяч вверх, мы в это время разбегались в разные стороны и от его крика «штандер» резко замирали, он называл имя любого из нас, который должен был поймать мяч пока тот не упал на землю и попасть в одного из играющих, если попадал в кого –то, то выбирали нового ведущего. Любая игрушка – счастье. Встретится мальчишка, гонит впереди себя колесо на длинной проволоке, а оно гремит, визжит, за ним пыль столбом, дал прокатить – счастье.
      Вот едет телега и знакомый кучер усаживает нас в бричку. Лошадь помахивает хвостом и головой, смешно фыркает, косится на нас огромным глазом. Доехали до угла – поблагодарили, довольные, весёлые бежим назад. Прятки, считалки хором, гомон, затем «казаки – разбойники», все улицы близлежащие наши. Мчишься босиком, только пятки сверкают, главное не отстать, а иногда прибежать первым, опять радость и счастье. Чуть отдышишься и опять прыг – скок, откуда столько энергии?

     Летом на Кубань. Бегом по улицам и на таком же разгоне с кручи вниз, а тут уклон, ускорение и тогда внутри всё трясётся, зубы стиснешь или орёшь во всю мочь, ног не чувствуешь, а уже не остановиться, враз покатишься в кусты и колючки. И награда -  вода, а плавать – то не умеем. Река бурная, страшно. Огромная плакучая ива стоит в воде, ближе к берегу, вот мы за её ветви держимся, плаваем, просто ногами по воде шлёпаем, оторвись какая ветка, где бы нас искали. Перебираемся в «лягушатники» на бережке -  тёплые заводи, песок мокрый, одно удовольствие строить замки с подземными колодцами и ходами. Понастроим укреплений, ополоснёмся и на гору поднимаемся и опять бегом домой.
 Я очень любила слушать чьи-  нибудь рассказы. Самые интересные, когда глаза в глаза, что -  то рассказывают, а я принимаю всё за чистую монету, верю всему, не понимая, что это шутка. Обижаюсь, иногда поплачу, но потом всё равно смеюсь от души вместе со всеми. Не было непереносимых обид или ненавистных драк, как – то всё происходило играючи, без зла.
             
     Радость встречи с друзьями – подружками: -   стихи, песни – представленья уличные. С девчонками уединимся, фантазируем – и вот уже каблуки из катушек, маникюр из лепестков цветов «не тронь меня, завяну я»; магазин – весы из спичечных коробков, деньги из листьев акации. Тихие игры с куклами, колыбельки  из картонок. Настоящую куклу, произносившую «мама», с закрывающимися глазами я увидела лет в шесть, девочка давала её подержать на руках за фрукты из сада. А наши тряпичные были самые любимые. Бабушка с мамой старались и куклы сияли, нарисованными химическим карандашом глазами и весело улыбались. Головы их пушистились великолепными кудрями из кукурузных рыльцев.

      И если доживу до глубокой старости, то и тогда в памяти будет всплывать счастливое время – детство, где были рядом самые красивые папа и мама, добрая улыбчивая бабушка, заботливый смешливый брат, задумчивая серьёзная сестра и весь наш простой быт, где не было богатства, а было много добра и света, тепла и ласки.