Мифы путинской России о плебисците

Николай Бобровский
Мы все помним, что с легкой руки Путина, выступившего 15 января 2020 года с предложением о внесении поправок в Конституцию плебисцит или более правильно общероссийское голосование должно было состояться 22 апреля, который собирались сделать выходным. По этому случаю был выпущен закон. И я не сомневаюсь, что в этот день даже без манипуляций во время голосования поправки в Конституцию были бы одобрены большинством граждан.

Но в выигрышную для элиты страны ситуацию вмешался «черный лебедь» – пандемия под названием Ковид-19 и смешал все карты. У всех стран независимо от их уровня развития возникли экономические и политические проблемы, которые усиливались ошибками местной элиты. У российской элиты, подобранной не по эффективности в работе, а по личной преданности к вождю, уровень этих ошибок перешел через красную черту. Я не буду их все повторять, чтобы лишний раз не возбуждать читателя, мы все их прекрасно помним и знаем.
Из-за этого появилась сильная зависимость элиты и лично Путина (другое дело, что надо еще подумать нужна ли эта «победа» лично Владимиру Владимировичу) от обычного голосования и появления поэтому пропагандистских мифов об этом голосовании.
 
МИФ 1 – общероссийское голосование ничего не значит, так как поправки в Конституцию уже приняты и действуют на территории России.
 
В Законе РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" написано:

Статья 3.Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации, за исключением статей 1 и 2 настоящего Закона, которые вступают в силу в особом порядке.

3.4.Статья 1 настоящего Закона вступает в силу со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования (с учетом особенностей, установленных частью 6 настоящей статьи) в случае, если предусмотренные ею изменения в Конституцию Российской Федерации получили одобрение в ходе общероссийского голосования.

3.5.Изменения в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 настоящего Закона, считаются одобренными, если за них проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании.
Если за изменения в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 настоящего Закона, проголосовало менее половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании, такие изменения не считаются одобренными и статья 1 настоящего Закона не вступает в силу.

3.8.После одобрения в ходе общероссийского голосования изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 настоящего Закона, Президент Российской Федерации издает указ об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу. Официальное опубликование Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками осуществляется незамедлительно после официального опубликования результатов общероссийского голосования.

ПРИМЕЧАНИЕ: Статья 1 ФКЗ №1 касается всех предложенных поправок в Конституцию, включая «обнуления» сроков президентства для Путина.

МИФ 2 – за поправки и против них нельзя агитировать.

Действительно в ФКЗ №1, в статье 2 регламентируется только бесплатное информирование в отношении предлагаемых поправок в СМИ и на телевидении.
В России есть Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в котором подробно прописаны как виды и процедуры голосований, так и правила, по которым проводится любое связанное с ними действие — и агитация тоже. Но так как общероссийское голосование не подпадает под действие этого закона, то и агитация по этому поводу законом не регулируется. Это было подтверждено Панфиловой дважды при ее личной встрече с Венедиктовым. А если это так, то с ее слов любая агитация возможна даже в день голосования. Хотя к этому следует относиться с осторожностью, так как ЦИК по этой ситуации официально не высказался.
 
МИФ 3 – все уже решено без нас (синдром выученной беспомощности).

Мы все прекрасно знаем, что в авторитарных и тоталитарных странах беззастенчиво используют при всех видах голосования административный ресурс и манипуляции при подсчете голосов и явки избирателей.

Но в реальности есть предел возможностей в манипулировании при подсчете голосов и явки избирателей, который пропорционально зависит от реальной явки на голосование – чем меньше реальная явка, тем больше простор для манипулирования.
Есть такое понятие – самоощущение общества. Чем больше общество задействовано в каком-либо действии, тем выше и точнее это самоощущение. Это больше связано с психологией и частично с математическим анализом любой ситуации. Если в голосовании реально будут участвовать 20-30% граждан, то это даст возможность манипулировать без политического и социального ущерба для элиты до 30% по явке и подсчете голосов «ЗА». Поэтому так вреден любой бойкот голосования или неявки гражданина из-за политической лени. Если же реальной явкой будет до 50% или более проголосовавших, то возможность манипуляции без ущерба снизится до 10%, а 15% – это предел, за которым могут последовать всякие непредсказуемые последствия.

Поэтому, кроме административного ресурса, большую роль играет и активно используется политическое манипулирование — это скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать или бездействовать в интересах манипуляторов:
-Государственное управление выборами;
-Подкуп избирателей;
- Элемент языковой манипуляции — «наклеивание ярлыков». Существует множество слов – ярлыков, которыми можно дискредитировать человека или идею. Достаточно, например, представить патриота «фашистом» и т. п.
- Рейтинги и статистика являются не столько отражением общественного мнения и реальности происходящего, сколько инструментом манипулирования.

ПРИМЕЧАНИЕ: При любом коллективном действии, включая голосование, на первое место выходит влияние потока информации от этого действия, исходящего от самого общества. Я его для упрощения назвал самоощущением общества. В этот поток информации кроме индивидуальной информации каждого участника через соцсети, входят также результаты экзит-полов независимых наблюдателей, программный расчет величины манипуляций с помощью анализа имеющейся статистики по голосованию, количество обнаруженных нарушений по вбросам и подсчетам голосов, откровенные признания членов избиркомов. Чем меньше реально проголосовавших, тем меньше этот поток информации и меньше его влияние на остальное общество.
 
МИФ 4 – лучше оставить все как сейчас есть ничего не меняя, то есть проголосовать за поправки и оставить Путина Президентом еще как минимум на 16 лет.

Этот миф самый вредный, так как он вреден для всех – для граждан, для элиты страны и для самого Владимира Владимировича.

Я напомню для тех, кто забыл, что уже в 2019 году было ясно, что путинская вертикаль власти при стоимости нефти за баррель в 70$, полностью себя исчерпала и является тормозом для развития экономики, а значит и страны, и благосостояния граждан. Кроме этого существенное давление на бизнес оказывают санкции и контрсанкции. Нестабильность в обществе и в политике напрочь перекрыли инвестиции и получение от Запада новых технологий. В парадигме путинского правления такая ситуация будет только ухудшаться – будет и дальше ухудшаться экономическое благосостояние не только созидателей (бизнесменов) и обыкновенных граждан, но и охранителей в виде вертикали власти из силовиков и чиновников.

Это говорит о том, что возможные еще 16 лет правления Путина могут не выдержать не обыкновенные граждане, которые ко всему обычно вынуждены привыкать, а элита страны, включая вертикаль власти.