Запись сто шестнадцатая. Был один приятель...

Нина Левина
20.10.06 На «Автографе» вечер, опять посвященный Сергею Садовскому. Снова пришел его друг, журналист Юшневский Михаил Данилович и презентовал новую, изданную им книгу - «Душа без прописки» (стихи и проза Садовского).
 
Всю неделю я её читала. Был не столько интересен сам поэт (небольшой талант у него был, это еще по первой книге было видно, по «Календарю»), сколько  судьба одаренного и тонко чувствующего человека из сельской интеллигенции с высшим филологическим образованием, всю жизнь ищущего себя и своё место в жизни, мучающегося тем, что среда, в которой  он живёт – «не его».
Воспитан матерью и старшей сестрой, вероятно, имеющий скорее женский склад психики, чем мужской, хотя – внешне был очень колоритным и, наверное, завидным мужчиной…

Так мало стихов о любви, что сомневаешься – была ли она у него, кроме как к матери, сестре. Зато большая тоска о дружбе, какие-то даже намеки на «не ту» сексуальную ориентацию, то есть нежные слова, обращенные к мужчине-другу, но с какими-то телесными признаками. Мне так показалось.
(«Во всём мне хочется дойти до самой сути» - вечная моя беда. Исследовательский зуд таков, что хочется обе книги прочесть с вот этой позиции, хотя она никак не должна повлиять на его восприятие, как поэта. Их ведь много -поэтов-геев, на таланте это мало сказалось, а вот на судьбе – самым негодным образом – опасность разоблачения, необходимость скрывать… Ладно, пока это мой «испорченный» взгляд).
 
В книге масса негодных строк, шаблонов и штампов, но есть и довольно целостные стихи, где и настроение, и чувство и технически вполне на уровне. И проза – неплохая («Змея», «Подранки» - это вообще ошеломляющий документ о порядках в интернате для детей-сирот. «Кутя»…).

Если бы отбор текстов и стихов был сделан мастером, разбирающимся в поэзии, беспристрастным, то могла бы получиться добротная книжка, пусть третья часть  по объему из двух «томов», но качества гораздо большего в литературном смысле.
 
Майя Андреевна, Ольга, я это и сказали Юшневскому, но он возразил: «Садовского надо воспринимать целиком или никак».
Ну, это, положим, декларация, за которой – отсутствие аргументированного возражения.
Как это – целиком? Мы его не знаем лично, в отличие от Юшневского, поэтому – лишены личных оснований для такого отношения, а выпуск книги ведь не только ориентирован на тех, кто его знал…
Прочли понравившиеся стихи, побеседовали о судьбе интеллигента на селе (тяжело!), о судьбе Садовского, в частности.

Для меня он – человек неспокойный, ищущий себя в пространстве, тяготящийся выпавшей долей, ощущающий себя поэтом, но не имеющий возможности развиваться в этом плане – в Зырянке его воспринимали неадекватно, не любили, он отвечал тем же. В одном стихотворении в сердцах назвал свое окружение подонками. Маялся, называл свою жизнь - пропащей… Так, похоже, и есть. И опровергнуть это заключение может  одно - чтобы кто-то (не Юшневский, плохо разбирающийся в поэзии) задался целью: скомпоновать приличную книгу из наследия Садовского и издать её.

***
Нет, это, право, все фигня!
Я не поэт и не писатель
В обычном смысле… У меня
Когда-то был один приятель.
Мне говорил, бывало, он,
Когда мы с ним сидели долго
И выпивали за столом,
Что он не любит чувство долга,
Которое свербит в душе,
Неутолимостью тревожит
Нас, подгоняя под клише,
И очень хочется по роже
Ему, порой, кому-то дать,
Кто не умеет наслаждаться,
Кто вечно вынужден искать
То цель, то смысл…
- Может статься
И есть тот смысл бытия,
В котором прячется Создатель,
Но не желаю его я
Искать!- настаивал приятель.
И вот теперь, когда не сплю
От возбуждения: «Ни строчки!!!» -
Я вспоминаю и люблю
Приятеля: он был, как точка
В раздумьях, в поисках пустых,
Рождающих в душе ненастье,
И в днях рутинных и простых
Я, как и он, стараюсь счастье,
Простое счастье отыскать
И жизни ощутить движенье
Во всем обычном, вашу мать,
Что окружает нас с рожденья...

 2011 г.