Первый трижды Герой Союза ч. 6

Николай Мринский
Немецкие бомбёры с набором высоты уже уходили на запад. Покрышкин влетел, шасси не убирались, стрелка манометра давления воздуха стояла на нуле. Техник в спешке не закрыл вентиль баллона сжатого воздуха. С выпущенными шасси немцев не догнать, к тому же скорость была невысокой и мотор начал перегреваться из-за закрытых заслонок воздухозаборника. В этой ситуации оставалось только разворачиваться и идти на посадку. Вскоре возле самолёта, на машине, оказался комдив Осипенко и комполка Иванов. Пришлось взять вину механика самолёта на себя и доложить, что при запуске мотора стравил весь воздух и с выпущенными шасси догнать «юнкерсов» не смог. В итоге Александр Покрышкин с командира эскадрильи был снят и снова стал командиром звена. Если бы, как все другие лётчики, спрятался в укрытие, то не пришлось бы испытывать гнев начальства. Важным всё же было то, что в результате налёта фрицев никто и ничего не пострадало. В течение июля-августа, кроме Котовска и Фрунзовки были аэродромы в Есиповке, Ивановке, Чижевке и затем с вечера объявили, что полк перебазируется на аэродром в Тузлы. Летать, как и прежде, приходилось в основном одиночно и лишь изредка парой с Лукашевичем. В полётах на разведку приходилось встречаться с группами «мессеров», подвергаться мощному противодействию зенитного огня. Надо было не только выжить, но и добыть объективно верные данные о противнике, своевременно передать их. Покрышкин научился добиваться внезапности в своих действиях, используя солнце, облачность, высокую скорость полёта. По требованию комдива, надо было не только заниматься разведкой, но и наносить бомбовые удары. Однажды инженер полка Копылов всерьёз порадовал Покрышкина сообщив, что получили «эресы» и, что две балки подвесят под крылья его «мига».

В полк также прибыли три новые машины – Ил-2. Русские лётчики прозвали штурмовик «Илюшей». Он имел на вооружении две 23-мм пушки ВЯ (конструкторов Волкова и Ярцева), со скорострельностью 550 выстрелов в минуту и сам снаряд большой взрывной силы. Скорость Ил-2 составляла до 372-382 км/ч у земли и 391-412 км/ч на высоте 2500 м. На предложение майора Иванова переучиться, Покрышкин ответил отказом. Как-то раз Покрышкин увидел в море редкую для немцев цель – большой плавучий док, полностью заставленный паровозами, буксировал наш сторожевик и ещё один малый охотник шёл рядом в качестве прикрытия. Видимо ночью они вышли из Одессы и спешили зайти в Днепровский лиман и дальше, в Николаев. Немцы всё же обнаружили док и выслали на его потопление три Ю-88. А.И. Покрышкин взлетел один, догнал бомбёров над берегом моря, на высоте одной тыс. м. Вначале открыл огонь по ведущему звена из пулемётов, затем вспомнил об «эрэсах», прицелился и пустил первый снаряд – мимо. Зато второй взорвался в «юнкерсе». Самолёт вспыхнул и около него сразу же раскрылись парашюты. Остальные два Ю-88, сбросив бомбы на воду, спикировали, прижались к воде и с полным газом моторов стали уходить на юго-запад. «Шкасы» отказали после первых же очередей. Работал лишь БС. У одного из уходящих бомбардировщиков из мотора повалил чёрный дым, добить его было уже нечем, закончились боеприпасы. Штаб авиаполка направил запрос в отношении сбитого Покрышкиным «юнкерса». От моряков неожиданно пришёл отказ, они дескать тоже вели огонь по воздушной цели и сбили её. Кроме того, подобрали на воде парашютистов. Спорить было бессмысленно. В таких случаях Покрышкин всегда говорил – зачтён в пользу войны. Главное, что бомбы на наши войска, города и сёла больше сбрасывать не будет.

Войска вермахта с запада и с севера продолжали продвигаться к Одессе и Николаеву. Ослабленные части Красной армии оттеснялись к Днепру и прижимались к Чёрному морю. Пока железные дороги на восток перерезаны не были, по ним круглосуточно шли эшелоны с людьми и оборудованием. По шоссейным дорогам двигались потоки беженцев и среди них попадались те, кто успел прихватить ценное казённое имущество и крупные суммы денег. Патрульный заслон авиаполка задержал до трёх десятков машин и автобусов, в основном с одесскими номерами. Всё передавали государственным органам. Угрожающая обстановка на южном крыле фронта заставила авиаторов снова перебазироваться. Оставив Тузлы, 55-й иап перелетел на полевую площадку между городами Николаевым и Херсоном, в Копани. Лётчики по-прежнему действовали в интересах наземных войск, помогая им удерживать оборону. А.И. Покрышкин продолжал вылетать на разведку по утверждённому штабом дивизии графику и маршруту: Одесса, Балта и Первомайск. Немцы распознали это быстро и стали активно охотиться на этих направлениях. Ситуация заставляла думать об изменении тактики выполнения заданий. Очередной утренний взлёт в паре с Лукашевичем. Стремясь избежать встречи с вражескими истребителями, решили выйти в район проведения разведки другим курсом, с севера, чтобы над занятой противником территории не слепило солнце. Севернее Николаева, над дорогой к нему из Кировограда, Покрышкин увидел ниже идущего на высоте 1000 м, разведчика «хейнкеля». Внезапность атаки и очередь в упор и, разведчик, перевернувшись врезается в землю. Немцы открывают зенитный огонь. На дороге колонна танков (не менее ста) и масса автомашин. Параллельно ей, западнее, по дороге на Новую Одессу двигалась ещё одна колонна машин и артиллерии.

Пара «мигов» довернула на сам г. Николаев. В нём спокойно и никакой тревоги, наших войск нет. Становится понятно, что через несколько часов здесь будет враг. Целый город сдают без боя. При приземлении, штаб авиаполка и штаб дивизии данным разведки пары Покрышкина – Лукашевича не поверили. Слишком неожиданной была трагическая информация и вместо благодарности в адрес воздушных разведчиков доносятся упрёки за срыв разведполёта (быстро вернулись) и за якобы выдуманные панические сведения. Во второй половине дня пару «мигов» снова высылают на доразведку, но уже поздно. Взрывы снарядов рядом с аэродромом базирования. За лесными полосами в 5-6 км стоят до 20 танков с крестами и к ним направляется пехота на автомашинах. Лётчики идут очень низко и по ним открывают огонь с земли. У Н.Я. Лукашевича пробит бензобак, но лететь можно. Над Николаевом мимо пары разведчиков проносятся около 30 «Чаек» и И-16, значит в городе уже немцы. И действительно, на улицах мотоциклисты, танки, пехота. Кое-где горят здания. Город преподнесён врагам словно на блюдечке. Возвращаясь на аэродром, по дороге на Копани открыли огонь из пулемётов по пехоте. Очереди ложились точно по вражеским цепям. Приземлились и подрулили прямо к КП. После доклада и майор Иванов резюмирует. – Что поделаешь… В вышестоящих штабах сидит ещё много «умников». Из-за них много бед терпим. Следует команда – полк готовить к немедленному вылету на штурмовку с последующей посадкой в Чернобаевке, за Херсоном. После удачной штурмовки, 55-й иап сел на указанном аэродроме. Он оказался переполненным самолётами различных типов. Руководство дивизии и полков занималось распределением близлежащих полевых аэродромов.

Вскоре стало известно, что 55-й иап должен отправится в Таврию, рядом с с. Чаплинка. Уже около двух месяцев длится война. Захватом Николаева противник отрезал от основных сил Южного фронта Отдельную Приморскую армию и некоторые части 9-й армии, в состав которой входила и 20 сад. Два её авиаполка- 55-й и 4-й теперь базировались за Днепром, в Чаплинке на одном аэродроме. Оказавшись в окружении, некоторая группа наших войск прорвалась через вражеские заслоны, а основная масса отошла к Одессе и влилась в состав обороняющих город соединений. Ослабленное южное крыло фронта с боями отходило к Днепру, чтобы на этом водном рубеже создать оборону. Авиаторам была поставлена задача – помочь малочисленным наземным войскам организованно отойти и переправится через Днепр. Авиаполк, где командиром звена воевал Александр Покрышкин, начал штурмовку наступающих частей вермахта восточнее Николаева и южнее Кривого Рога. Кроме того, лётчики осуществляли прикрытие важной паромной переправы в районе Каховки, так как в низовьях Днепра мостов не было. С раннего утра и до позднего вечера шло патрулирование над переправой парами, а иногда и одиночно. Около Берислава полно беженцев, которых большой баржой с трудом перетаскивал небольшой буксир. Немцы стремились сбрасывать бомбы на этих измученных женщин и стариков, всячески хотели потопить паром. В результате ожесточённых воздушных поединков переправу удалось сохранить, тем самым спасти множество жизней мирных жителей и отступающих красноармейцев. Через некоторое время авиаполк, чтобы не мешать друг другу перелетел на полевую площадку в Дорунбург. Уверовав в надёжность броневой защиты Ил-2, летать на «свободную охоту» лётчики-штурмовики стали днём и по одному.

Это было опасно и стали появляться первые потери. А всё потому, что отсутствие стрелка делало Ил-2 легко поражаемым с заднего сектора. В последние дни своего базирования в Дорунбурге 55-й иап переключился на боевые действия по понтонным переправам противника, форсировавшего в нескольких местах Днепр. Враг рвался в Крым, оттесняя нашу пехоту к Перекопу и в сторону Мелитополя. И снова перелёт на новую площадку, западнее Мелитополя, у села Нижние Серагозы. Проработав здесь всего пару дней, после очередной штурмовки колонны автомашин с пехотой, приземлились на лётное поле около Астраханки. Замаскировав самолёты, стали поджидать передовую команду техсостава по обслуживанию полётов. Неожиданно на поле с трудом сел повреждённый УТИ-4. Лётчик Сорокин и комдив Осипенко отделались лёгкими ранениями. Положение в Таврии ухудшалось. Немцы пробивались к Сивашу, стремясь полностью отрезать Крымский п-ов. Западнее г. Мелитополя колонны войск противника, прорвав слабую оборону наших войск, продвигались к городу. Вся истребительная авиация работала по врагу. В полдень группа СБ, прикрытая четвёркой «мигов» направилась для нанесения удара по основным силам захватчиков. В бомболюках находились контейнеры, загруженные колбами с зажигательной смесью «КС». Скоростные бомбардировщики точно вышли на цель и нанесли массированный удар по головной части колонны танков и автомашин. Истребители наблюдали весьма эффектную картину. Некоторые стеклянные колбы, сталкиваясь в воздухе разбивались. Смесь загоралась, образуя гирлянды белого дыма. Они жгутами тянулись к земле. Сквозь белый дым от «КС» проступали столбы чёрного смрада от горящей вражеской техники. В следующем вылете истребители должны были сами штурмовать наземные цели противника.

Продолжение следует в части  7                http://proza.ru/2018/07/05/1433