Книга 17 Пути Господни неисповедимы

Анна Скворцова 4
«Ведь Бог не любит писанины праздной...»
О творчестве Анны Скворцовой

Творчество Анны Скворцовой – как глоток свежего воздуха в жестком мире литературы. Ее замечательная поэзия затрагивает едва ли не все стороны жизни человека в современной России: поэт пишет о народных корнях, о единстве братских славянских народов, искусственно разъединяемых в наше непростое время:

Потому что мы все христиане,
Возлюбили Христа, как Отца,
И к тому же ещё мы славяне –
Корни древа по воле Творца.

А Творец, наш Отец Вседержитель,
Неба, духа, земли и Любви
Не допустит, чтоб враг-искуситель
В единенье вбил гвозди свои...

Все мы привыкли, что женская тема в поэзии – всегда «любовное томленье». Валерий Брюсов обозначил круг женских тем так: «Женщина, с начала веков, умела петь только о любви и страсти. Единственная страсть женщины – любовь. Каждая любовь женщины – страсть. Вне любви женщина, в творчестве, ничто». Но ничего подобного мы не видим в творчестве Анны Скворцовой, она словно специально опровергает предвзятое мнение, высказанное сто лет назад: видно, пришла для мира пора из женских уст слышать обличение социальной неправды:

Чтоб дармоеды место знали,
Летать им крылья Бог не даст,
Их спесь от денег, что украли, –
Земной тщеславия балласт.

Книга не зря названа «Пути Господни неисповедимы» – в этих словах звучит твердый и грозный ответ тем, кто смеет возвышать голос на Бога, обвиняя Его в земных нестроениях, вместо того, чтобы обратить внимание на свою душу и исправить ее:

А дух поймёт, восстав от летаргии:
Земное притяженье в ад ведёт,
Добро души рвёт гордости стихию,
Незримо открывая в рай полёт.

Анна Скворцова – поэт и прозаик – сделала главное, что должен сделать русский литератор: она показала, что настоящая русская литература по сути своей должна быть православной – ведь любая душа от рождения – христианка, что взгляд на мир достоверен только через призму христианского зрения, потому что, когда смотришь через нее, отпадает множество праздных вопросов:

Узлы проблемы развязать нам сложно,
Ответить честно трудно на вопрос:
Изъян души сигналит ложно?
Иль ты сам с детства с нею рос?

Ведь человек от Бога так наивен,
Он зависти людской не разглядит:
Душа – чиста, изъян – бессилен,
Свободный дух благотворит.

Но земная любовь тоже не чужда лирической героине Анны Скворцовой. Зрелая, выстраданная любовь не проповедует безумства страсти, со спокойным достоинством она заявляет о себе:

Пути Господни – неисповедимы:
И в семьдесят любовь от Евы прилетит...

А вот из другого стихотворения:

И тогда, я точно знаю,
Зацветёт любовь в душе,
Каждой клеточкой играя,
Май цветочки шлёт уже:

На Восьмое марта розы,
Хризантемы с белизной,
Также теплые мимозы
И слова: «Люблю, родной»!

Но перед нами – книга не только поэтическая. Половину ее занимают рассказы. Когда настает, по словам А.С. Пушкина, «пора суровой прозы», творчество человека крепнет и взрослеет. Иногда бывает так, что стихи для писателя – как глина в руках ваятеля: он учится на ней виртуозному владению формой, прежде чем взяться за резец и дерзнуть прикоснуться к драгоценной глыбе мрамора.
Так же поступает и поэт: научившись владеть словом, упражняясь в стихосложении, достигнув пика своего умения выражать мысли и чувства через поэтические образы, он берется за нелегкий труд прозаика, стремясь точнее донести свои душевные и духовные открытия до читателя.
Герои прозы Анны Скворцовой – наши современники, простые русские люди, а тема – их приближение к Богу (или удаление от Него!). Например, вот как в рассказе «Перелом» хоронят героя войны: «Похороны фронтовика прошли достойно, в цинковом гробу и с почестями: почётный эскорт, салют тремя залпами холостых патронов. Слышался разговор среди провожающих: "Какой достойный человек, так не каждого хоронят..."». Но читатель-то знает, что этот «достойный человек» предал собственную мать, что душа его отошла на Божий Суд черной от греха!
В рассказе с нейтральным названием «Апельсин» речь идет вовсе не о красивом и вкусном фрукте, а о чудесном спасении женщины от ужасной смерти.
Персонажи Анны Скворцовой любят и предают, прозревают и раскаиваются, убивают и предаются отчаянью:
«Станислав сильно переживал потерю брата, и, когда, опускали гроб в могилу, не справился со своими чувствами: запрыгнул в неё, вытянув руки вверх, говоря, захлёбываясь от слёз: «Братан, братан, братан...»
Его отец строго сказал ему:
- Стасик, не дури, вылазь, вылазь.»
Но надо всем стоит незримое Всевидящее Око: то Благосклонное, то Ярое... Но всегда Милосердное.
«...Бог не любит писанины праздной» – эта простая правда, запечатленная в книге Анны Скворцовой, дорогого стоит. Всем бы поэтам и писателям прислушаться к ней, крепко задуматься – и пойти предложенной дорогой, отвергая праздное и недостойное. Ну, а с теми нашими строками, которые окажутся угодными Богу, произойдет по слову поэта Анны Скворцовой:

В творениях души, угодных Богу,
Признание к читателям найдёт свой путь,
Известность книг возьмёт свою дорогу,
В путях Господних – неисповедима суть.

Народный писатель,
Председатель Российского Межрегионального Союза писателей,
Академик АРСИИ им. Г.Р. Державина,
Русский поэт Евгений Раевский.