Глава 2 часть 30. Предания, легенды и были

Дарима Базарсадаева
Предыдушая страница

Предания, легенды и были нашей местности

В ходе изучения, исследования множества документальных материалов в федеральных и региональных архивах, в т.ч. законодательных актов, материалов разных экспедиций и переписей, проведенных в Российской империи и РСФСР-СССР в ХУШ-ХХ веках, по сведениям из литературы, как научной, исторической, так и художественной, удалось установить:

- Что действительно в старину самая высокая сопка в нашей местности вблизи левого берега левого рукава реки Онон называлась гора Боржигантай (БоржигИнтай по М.А. Зензинову, 1854г.), ныне называющаяся Хан-Уула. А от ее подножья по Хоточеевской (Коточеевской, Хатачеевской) долине текла речка Хотоши, впадающая в р. Онон (сведения за 1772, 1854 гг.). Ныне от которой сохранилось русло реки, превратившейся в измельчавший уже ручей Хотоши, становящийся полноводноым только в сезон дождей и все также протекающий по Хатачеевским долине и Лугу к Онону.

- В соответствии с Временным положением царского правительства «Об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области» от 23 апреля 1901 г., вошедшего в силу в Забайкальской степи с 1 января 1904 г., упразднялось административное устройство бурят и эвенков, основанное на Уставе об управлении инородцев 1822 г. В ходе волостной реформы были упразднены степные Думы. И образованы Агинская и Цугольская инородческие волости. Для удобства учета, налогообложения населения были объединены в булуки - стоянки по 10-15 и более семей скотоводов, кочующих со своими юртами и скотом в одних и тех же урочищах. Вблизи горы Хан-Уула и ныне возвышающейся над всеми окрестностями, были булуки Хотоши, Боржигантай, Карагойтуй и другие Цугольского хошуна Агинской волости. В конце Х1Х и начале ХХ века в них продолжали проживать коренные жители Приононья, кочевники- скотоводы бурят-монголы и хамниганы (они же тунгусы, эвенки).

Действительно, со временем, часть булуков вблизи Хан-Уулы слились в одно юрточное поселение местных жителей с названием Боржигантай (Бор-Чжигитай, Боржигантаевское в разных документах) на левом берегу левого рукава р. Онон. Выше впадения речки Хотоши в реку. Что подтверждается материалами тома 1 Книги памяти по Восточному Забайкалью и Агинскому Бурятскому автономному округу с данными на репрессированных местных жителей. А также материалами Переписей населения, экспедиций Куломзина (1897г.) и Агинской (1908г.)  В Книгах указаны места их рождения, жительства – Хотоши (Хоточи, Хатацей, Катоши), Боржигантай (Боржигантаевский), места их работы - конесовхоз и др. подсобные хозяйства. Эти данные достовернее некуда, т.к. выписаны из материалов уголовных дел, осужденных по ст. 58 УК РСФСР в 30-е годы прошлого века, и приговоренных к высылке, лишению свободы и к высшей мере наказания.

- Действительно с конца 20-х - начала 30-х годов в нашей местности были расквартированы воинские подразделения Забайкальской группы войск ОКАДВ, в их числе кавалерийские 36 и 57 полки. В их составе были организованы для обеспечения личного состава продовольствием подсобные хозяйства – конесовхоз, молочно-товарная ферма и пр. Для снабжения армии как продуктами полеводства, животноводства, так и лошадьми, а для них – заготовки фуража.

- Действительно в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) и постановлением СНК СССР «Об организации особого колхозного корпуса ОКДВА» от 16 марта 1932 г., и изданного на их основании приказа РВС СССР № 0015 от 20.03.32 г. на Дальнем Востоке был создан Особый Колхозный корпус в составе 1, 2, 3 и 4-й колхозных дивизий. Последняя из них, 4-ая колхозная дивизия, животноводческого направления, была создана в малонаселенной местности, расположенной близко к границе, в 1933 году на территории Забайкалья, в районе станции Хада-Булак Оловяннинского района. На дивизию возлагались наряду с несением воинской службы организация и ведение сельского хозяйства. В ходе многочисленных реорганизаций она была переименована в 1-ую Особую колхозную дивизию, затем в 22 кавалерийскую дивизию, потом - стала им. М. Горького в составе Забайкальской группировки войск ОКАДВ, реорганизованной затем в самостоятельный Забайкальский военный округ.

- Действительно в 1936-1938 гг. на территории Читинской области на базе подсобных хозяйств 22 кавдивизии были организованы три военно-ремонтных конезавода для обеспечения кавалерийских частей РККА основным транспортным средством – лошадьми всех категорий, а также личного состава -  продукцией сельского хозяйства, гужевой транспорт - фуражом. И один из них - Бурят-Монгольский военно-ремонтный конезавод № 128 (БМВКЗ) был создан 27 мая 1938 года на месте расположения юрточного поселения Боржигантай на берегу р. Онон, в котором осталось очень мало местного населения после репрессий 1929-1931, 1937-1938гг. Юрточное поселение, превращенное военными в военный городок, застроенный жилыми домами, бараками, социально-культурными и хозяйственными постройками,  называлось по документам с 1938 по 1951 год  - Хатачеевский Луг.

Таким образом, подтвердились услышанные мной в детстве предания, что наше село раньше называлось Хотоши, затем Боржигантай – по названию горы, ныне называющейся Хан-Уула. Так как в старину в нашей местности проживали монголы и название Хотоши (Хоточи) именно монгольского происхождения. Не смею утверждать, что жившие на берегах Онона монголы из племени борджигинов, из которых происходила мать Чингис-хана, были нашими предками, т.к. тема выходит за пределы моего маленького исследования.
Но что-то в этом есть…

Подтвердились многие легенды нашей местности в Агинской степи, где родились мы – уроженцы сел Боржигантай и Усть-Нарин. О том, что к организации и существованию Бурят-Монгольского военного конного завода имели отношение люди не простые.

Легенда первая

О том, что к созданию-работе Бурят-Монгольского военного конного завода имел отношение сам Семен Михайлович Буденный.

Как известно,  из небольшого конного партизанского отряда С. М. Будённого, созданного в годы гражданской войны – в феврале 1918 года, осенью того же года в ходе боёв за Царицын была сформирована 1-я Донская кавалерийская бригада, а затем сводная кавалерийская дивизия Царицынского фронта. Затем были созданы первые в мире подвижные объединения — конные армии, что считается  одним из выдающихся достижений военного искусства.

Командующим Первой конной армией РККА в годы Гражданской войны, бойцы которой известны под собирательным названием «будёновцы», был Буденный Семен Михайлович (1883-1973), советский военачальник, Маршал Советского Союза, трижды Герой Советского Союза, полный кавалер Георгиевского креста и Георгиевские медалей всех степеней.

Многие буденовцы, соратники Буденного С.М. служили в 22 кавдивизии, в нашем Бурят-Монгольском военном конезаводе, в Управлении Забвоенконзаводов, жили в нашем селе, в бытность его Боржигантаем, затем Хатачеевским Лугом и снова - Боржигантаем.  Это подполковники Горовенко М.М., Плужников А.М., полковник Долматов Е.Н., генерал-майор Ильин Л.Д. и другие (см. Приложение № 2 - Список руководства и специалистов БМВКЗ по времени начала их службы в РККА).  Кроме того, коневодство и коннозаводство в БМВКЗ было основано на племенных лошадях, полученных, «добытых» не без помощи самого С.М. Буденного и его соратников – пород английской скаковой, донской чистопородной и других.

Не удалось подтвердить сведения, почерпнутые из публикаций журналистов в СМИ о том, что сам Буденный приезжал в нашу степь и «указал, где организовать БМВКЗ». Но через Забайкалье Буденный проезжал, не раз и раньше. До революции он служил в царской армии в 1903-1914гг. на Дальнем Востоке, под Владивостоком, в драгунском полку, над которым шефствовал король Дании. Участвовал в русско-японской войне 1904-1905гг., сражался с хунхузами, учился в Петербурге в Офицерской кавалерийской школе для нижних чинов, куда его отправили как лучшего наездника полка. И снова вернулся в Приморье. Затем унтер-офицер Буденный С.М. участвовал в Первой мировой войне, где стал полным Георгиевским кавалером.

Так что Буденный С.М. и его деятельность имеют и прямое, и косвенное отношение к организации и работе, вообще к существованию нашего Конного завода. Что подтверждается еще двумя фактами, важными в Истории нашего конезавода, села Боржигантай.

Последняя должность Буденного С.М. после Великой Отечественной войны -  командующий Кавалерией Красной Армии и с 1947 г., по совместительству, Заместитель Министра сельского хозяйства Союза ССР. Именно он подписал приказ № 311 от 13 февраля 1948г., который вместе с Директивой Командующего кавалерией Сухопутных войск от 12 февраля 1948г. № №1155178 послужили основанием для создания специальной комиссии и осуществления приема-передачи БМВКЗ Главному Управлению коневодства и коннозаводства Министерства Сельского хозяйства Союза ССР по состоянию на 1 января 1948 года.

Производственно-хозяйственная деятельность Конезавода высокой комиссией тогда была признана удовлетворительной и с учетом реализации ряда замечаний по материальной обеспеченности и укомплектования недостающим личным составом, можно было достичь дальнейшего роста производственных показателей и рентабельности.
Но к недостаткам, отмеченным Комиссией, прибавилась еще бОльшая проблема. А именно: в течение 1948-1950гг. в связи с реорганизацией из Конезавода убыли все военнослужащие – руководители и специалисты, а также часть личного состава - все военнослужащие из всех основных подразделений, кроме некоторых специалистов, буквально единиц, из вольнонаемного личного состава. В результате чего Бурят-Монгольский конный завод остался при передаче в ведение Минсельхоза обезглавленным, обескровленным и с огромным дефицитом личного состава.
 
В связи со всеми указанными причинами, хозяйство БМКЗ никак не могло стать на ноги, т.к. по сути его вбросили в сообщество дошедших до еще большей разрухи за все военные и послевоенные годы местные колхозы и совхозы Читинской области.
Конечно, это сгладило, но в минимальной степени, создание на переходный период Забайкальского треста конных заводов Главного управления коневодства и коннозаводства Министерства сельского хозяйства. Так как конезавод все-таки продолжал поставку лошадей для армии. Но Трест просуществовал недолго. С января 1949 г. по март 1950г. по распоряжению Министра сельского хозяйства СССР им руководил Горовенко М.М., направленный второй раз в Забайкалье. Трест расформировали и конезаводы были переданы из ведения Главного управления коневодства и коннозаводства МСХ СССР в Управление сельского хозяйства Читинской области, с дальнейшей ориентацией превращения его в овцеводческое хозяйство. Что не гарантировало, не давало возможности повышения рентабельности хозяйства без обеспечения его хотя бы минимумом недостающих сельхозмашин, сельхозинвентаря, запчастей, семян и пр., а главное - кадрами.

Именно в это время решение судьбы конезавода для сохранения и дальнейшего его развития явно вновь не обошлось без участия С.М. Буденного – заместителя Министра сельского хозяйства.
 
Как видно из материалов архивного личного дела (ГАРФ), в январе 1952г. Распоряжением Министра сельского хозяйства СССР директором уже гражданского Бурят-Монгольского конезавода был назначен подполковник в отставке Горовенко Матвей Михайлович, направленный в Забайкалье в третий раз, теперь уже из г. Оренбург.

Легенда вторая.

Что имел отношение к созданию-работе БМВКЗ Василий Константинович Блюхер.
Действиетльно, к созданию нашего Бурят-Монгольского военного конезавода имел В.К. Блюхер (1890-1938), советский государственный и партийный деятель, Маршал Советского Союза, кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды под номером один, погибший в годы репрессий в числе многих руководителей РККА. Именно он 6 августа 1929 года был назначен командующим Особой Дальневосточной армией (ОКАДВ), в составе которой и был создан в 1932г.  Особый колхозный корпус из четырех Особых колхозных дивизий. А четвертая из них, Особая колхозная дивизия в составе Забайкальской группировки войск ОКАДВ начала создаваться в 1933г. «южнее Сретенска», как указывалось в Постановлении ЦК ВКП(б) от 16.03.1932г.
В открытых источниках авторами идеи создания колхозных подразделений в РККА называют В.К. Блюхера и Гамарника Яна Борисовича (Яков Цудикович, 1894-1937), советского военачальника, государственного и партийного деятеля, радевшего за безопасность страны на Дальнем Востоке и ранее работавшего в Приморском крае.

Легенда третья

Народная молва гласит, что директором конезавода в Боржигантае был бессменно то ли полковник, то ли генерал Горовенко с начала 30-х и до конца 50-х годов прошлого века, около тридцати лет.
Как видно из архивных материалов Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного военного архива, в т.ч. из материалов личного дела персонального пенсионера СССР подполковника в отставке Горовенко Матвея Михайловича:
- впервые он прибыл служить в Забайкалье в феврале 1934г. на ст. Хада-Булак
-в 1935-1938гг. – он помощник командира 4 (36) кавполка по производственной части, подсобные хозяйства которого располагались на землях сомона Боржигантай
- в 1938-1941 - начальник Бурято-Монгольского военного конного завода
-  в июле 1941г. – ушел командиром полка, готовящегося к напрпавлению в Действуюшую Армию, с должности начальника БМВКЗ.
 
Впоследствии, после войны, он еще дважды возвращался в Забайкалье.
Вторично приступив к руководству Бурят-Монгольским конезаводом, он деятельно взялся за восстановление хозяйства, обеспечив хозяйство в первую очередь качественным личным составом из числа бывших фронтовиков, как ранее работавших в конезаводе, так и другими.

Горовенко М.М. за несколько лет сделал все возможное и невозможное, чтобы восстановить хозяйство, которое он оставлял в полном порядке, уходя в июле 1941 года на войну. Уже в 1955 г. многие работники конезавода стали получать награды за свои трудовые достижения, ордена и медали, выезжать в Москву для участия в Выставке достижений народного хозяйства – на ВДНХ. Сам директор Горовенко М.М. в 1957г. за успехи своего детища – конезавода, также  был награжден - Орденом Трудового Красного Знамени.

Всего Горовенко М.М. проработал на землях Боржигантая, начиная с подсобных хозяйств кавполка, с 1935 по 1941, затем с 1952 по 1959гг., в общей сложности тринадцать лет. На самом деле в общей сложности Горовенко М.М. с 1935г. не прерывал связи с жителями нашего села, работая еще в 1949-1950гг. в Тресте Забконзаводов и в 1959-1962гг. – там же, в Чите, в управлении сельского хозяйства зоотехником по овцеводству. А также со многими военнослужащими, убывшими из нашего села в 1948-1949гг.

Только в памяти людей осталось – словно он никуда и не выезжал из Боржигантая целых три десятилетия, даже на войну, т.к. многое лучшее в жизни и работе наших односельчан было связано именно с его именем.

Вот так и стал Горовенко М.М. настоящей легендой нашей степи.

Продолжение следует.