О безграничной свободе

Вячеслав Лентяев
Где-то неподалёку между славным городом Токио и величественной горой Фудзиямой расположился один незаметный домик с небольшим двориком, где проживал один известный местный мудрец Харуто Синохара, рассказывающий о премудростях жизни всем желающим при помощи техники дзен.

При его своеобразном монастыре всегда было несколько особо заинтересованных слушателей, коих Харуто называл учениками, да и сами они себя люблю так называть, чего уж там говорить. И вот, один из его самых способных за время обучения учеников Йошито Мидзуно во время обеденного чаепития спросил мастера Синохара:
- Учитель, скажите – что же есть настоящая свобода?

Харуто Синохара улыбнулся, поставил стакан с чаем на стол и откинулся в кресле.
- Вот уже с десяток лет, Йошито, этот вопрос мне никто не задавал, но я жаждал, чтобы меня спросили об этом. Всех интересует всё, но только не вопрос о свободе, а ты первый за долгие годы, кто спросил меня об этом. Скажи мне, Йошито, ты мог бы сказать, что я мудрый человек?
- Конечно, мастер.

Харуто Синохара отпил ещё немного чая.

- Это очень хорошо, Йошито. Дело не в том, что я пытаюсь самоутвердиться, что пытался бы сделать только безумец, а смог ли бы ты довериться тому, что я скажу тебе сделать. Предпоследний раз мой ученик, услышав от меня это, ушёл из моего монастыря в Киото и даже не присылал весточку.
- Я сделаю всё, что вы скажете, мастер Харуто.
- Тогда слушай меня внимательно, Йошито. Я мог бы тебе сейчас и сказать, что есть настоящая свобода. Поверь, ответу ты бы удивился сильнее всего в жизни. Но есть один человек, который не просто расскажет тебе о свободе – он покажет тебе её. Подлинная свобода требует, чтобы человек пребывал в ней, а не просто находился. Так вот, Йошито. В том далёком городе живёт один толстый бородатый человек, который мудр не по годам, да и я сам учился у него некоторым вещам. Направься туда и спроси его о свободе. В блокноте, который я тебе дам, есть вся информация, чтобы его найти.
- Спасибо вам огромное, мастер Харуто, - Йошито встал с кресла и низко ему поклонился.
- Это тебе спасибо, Йошито. Так сильно меня давно никто не радовал, - мастер поклонился ему в ответ.

Йошито был поражён до глубины души этим жестом мастера.

***
Прошло около недели, прежде чем Йошито смог найти жильё того самого мудреца. Он ждал его несколько часов ранним пятничным утром, как толстый бородатый мудрец вышел и, увидев Йошито, догадался о том, что именно он здесь ищет.
- Здесь ли живёт мудрый человек, который сможет помочь мне постичь истинную свободу?
- Ты нашёл то, что искал, мой юный друг, - мудрец поправил съезжающие с пуза джинсы, - я уже по твоим глазам вижу, что ты увидел, как мастер Харуто поклонился тебе. Его действие оставляет след во взгляде человека навсегда. Ты ищешь истинной свободы? Я покажу тебе её. Иди за мной.

Йошито направился за мудрецом. Мудрец пошёл куда-то в глубину соседнего двора.
- Теперь послушай, Йошито. Не мне тебе говорить, что свобода существует. В твоём монастыре у тебя было достаточно времени, чтобы понять это.
- Конечно, мастер.
- Наверное, ты слышал множество трактовок того, что принято называть свободой. Вот, посмотри. Ты видишь этот джип? Он стоит несколько миллионов местных йен.

Йошито кивнул в знак согласия.
- Кто-то скажет тебе, что свобода – это большое количество денег, что сегодня ты можешь направиться в одну страну, завтра – в другую, открыть там бизнес, купить самолёт, отправиться на свой остров и так далее и тому подобное. Но это – ложь. Ты тратишь огромное количество времени, чтобы заработать эти деньги. Это ложная свобода. Теперь посмотри сюда.

Мудрец указал Йошито на нескольких голубей, что ходили рядом и клевали семечки.
- Кто-то скажет тебе, что свобода – это быть птицей. Можно улететь куда угодно и зачем угодно, вся твоя жизнь – бесконечный полёт в небесах. Но и это не есть подлинная свобода. Птице всегда нужно найти пропитание, чтобы выжить. Полёт превращается в поиск пищи. Птица привязана к еде, как и все мы – это не делает её свободнее остальных. Это ложная свобода.
Йошито был в некотором замешательстве.
- Что же есть подлинная свобода, мастер?
- А теперь посмотри на того человека, что идёт по дороге.

Йошито увидел, что по дороге, перпендикулярной той, где они стояли вдвоём с мудрецом, шёл человек с полуторалитровой пластиковой бутылкой и периодически отпивал из неё.
- Это и есть подлинная свобода. Когда ты в шесть утра идёшь среди бегущих и суетящихся людей, которые спешат на нелюбимую и бессмысленную работу, среди школьников, которые идут в школу по принуждению и студентов, выбравших свою профессию только из-за давления родителей, идёшь и потихоньку дуешь дешёвое пиво – это уровень свободы, неподвластный обычному человеку. Тебе наплевать на обязательства, тебе наплевать на репутацию, тебе наплевать на все существующие стандарты и нормы, ты вышел далеко за их пределы и находишься в недосягаемом уровне свободы по сравнению с обычным человеком. Разум человека не способен вместить в себя эту бескрайнюю мощь, поэтому про такого мастера свободы будут говорить, что он алкаш, что опять с утра наклюкался, что лучше бы на работу устроился и прочие непотребства. Но он в эту секунду прав как никто другой в этой вселенной.

Йошито в этот момент почувствовал, что достиг просветления. Ему стало очень радостно на душе. Мир в его глазах в ту же секунду преобразился и стал ещё краше.
- Учитель, где же вы черпаете такую мудрость?
- Да я на заводе работаю. У меня, кстати, с собой тоже есть две банки. Будешь?

Йошито и толстый бородатый мудрец сидели на лавке и пили пиво, ощущая невероятную внутреннюю свободу.