Дети-чирикауа в Карлайле

Юрий Дым 61
                Дети-чирикауа в Карлайле.

По Майклу Фармеру. https://www.facebook.com/wmichaelbooks/
 

Многие из молодых чирикау форта Апач,  которые были взяты в плен и отправлены во Флориду после капитуляции Джеронимо в 1886 году, а затем прибыли в резервацию мескалеро в 1913 году, своим примером побуждали мескалеро переосмыслить ценность образования белоглазых, и оценить все достоинства жизни в хороших домах. Почти все эти чирикауа получили образование в индейской промышленной школе Карлайла после того, как их забрали из лагерей военнопленных в фортах Марион и Пикенс.  Даклуги и Фрэнк Мангас (ему дали имя Фрэнк после того, как он попал в Карлайл), сын вождя Мангаса, и внук Мангаса Колорадаса, были подростками среднего возраста в маленькой группе Мангаса,  когда он сдался в плен в середине октября 1886 года. Поезд, везший пленников из отряда Мангаса в форт Марион, остановился в Пенсаколе, чтобы высадить  Мангаса, молодого воина по имени Госо, Фрэнка Мангаса и Даклуги, для последующей доставки их в форт Пикенс.  Даклуги был рад видеть своего дядю  Джеронимо и беседовать с ним, пока тот не сказал ему, что у него есть все необходимое, даже больше чем у его сына Чаппо, чтобы возглавить чирикауа, и поэтому он должен изучить все хитрости белоглазых в их школах, и остаться при этом в живых. Даклуги решительно заявил Джеронимо, что он, Даклуги, не оставит своих братьев-воинов и не пойдет ни в какую школу белоглазых. Он останется там, где был. Джеронимо ответил (по словам Даклуги): «Я тот, у кого здесь есть лекарство (знахарь). Ты сделаешь так, как я скажу», и Даклуги отправился в Карлайл. Это история жизни детей-военнопленных чирикауа, которые были отправлены в индейскую промышленную школу Карлайла.
1 ноября 1879 года,  армейский капитан Ричард Генри Пратт основал индейскую промышленную школу Карлайла, чтобы заниматься обучением и образованием индейцев, многие из которых были вынуждены покинуть резервации в 1870-х гг. Пратт искренне верил, что индейцы нуждаются в американо-европейском образовании, чтобы занять свое законное место в обществе, и относиться к ним станут наравне с англосаксами. Для Пратта это означало, что индейская культура ученика  должна быть уничтожена образованным студентом, и это было основой его опровержения замечания генерала Шеридана (сам Шеридан отрицал, что когда-либо говорил это), что  «единственные хорошие индейцы, которых я когда-либо видел, были мертвые индейцы». Пратт ответил, что мы должны убить индейца, но спасти человека. С этой целью метод Пратта состоял в том, чтобы отобрать детей у родителей в возрасте пяти или шести лет, запретить им под угрозой военного наказания говорить на любом  наречии их родителей, или выполнять любые обычаи или церемонии, которые они изучили дома, каждое воскресенье ходить в церковь, молиться перед сном и на рассвете, делать все по команде (по звонку колокола (колокольчика):  встаньте или сядьте, встаньте в очередь, маршируйте, возьмите вилку, чтобы поесть и т. д.), носить  форму, коротко стричь волосы, а затем учиться чтению и письму, арифметике и некоторым навыкам торговли (но никакой подготовки к колледжу). К тому времени, когда учащимся исполнилось бы около 18 лет, у них было бы около 12 лет такого обучения, и им было бы разрешено вернуться к своим родителям. К 1900-му  году, все  это было проделано практически в каждой школе для индейцев, афроамериканцев, жителей тихоокеанских островов и мормонов, управляемых федеральными правительствами, или администрациями отдельных  штатов, в Соединенных Штатах.

Даклуги и Фрэнк Мангас пробыли в форте Пикенс всего несколько дней, прежде чем армия решила отправить их в форт Марион как подростков, еще не ставших воинами. Когда Даклуги и Рамона Чиуауа были маленькими детьми, их отцы (Ху и Чиуауа) решили, что дети должны пожениться в соответствующем возрасте, и они были обещаны друг другу. Поэтому, когда Даклуги прибыл в форт Марион, он был очень рад, что его невеста выжила, и тоже едет в Карлайл. В поезде до Карлайла девочки сидели в одном конце вагона. под бдительным присмотром взрослой женщины, а мальчики-в другом, под присмотром мужчины. Их поезд застрял в заснеженном перевале, и им пришлось ждать три дня, прежде чем пути были расчищены. Даклуги всегда держал маленький острый нож, спрятанный в его волосах.  В то короткое мгновение, когда они могли говорить друг с другом, Рамона попросила Даклуги убить ее ножом, если белоглазые в поезде нападут на нее, и он пообещал ей что сделает это, только если не сумеет защитить ее.
Пратт и еще трое встретили поезд с детьми-военнопленными чирикауа в Гаррисберге, штат Пенсильвания, и отвезли их на повозке в школу. На следующий день все мальчики были пострижены и вымыты (Даклуги вынул свой маленький ножик из волос, и спрятал его в одеяло). Все они были вынуждены отказаться от своей одежды, и переодеться в школьную форму. После одевания им велели встать рядышком, прислонившись спиной к стене. Даклуги встал во главе шеренги, так как (сказал он) это место, где должен быть вождь. Затем их переводчик прошел возле них, и назвал их имена в алфавитном порядке. Даклуги, будучи первым, был назван  «Аса», затем пошли Бенджамин, Чарльз, Даниэль, Илай, Фрэнк..., именно так Фрэнк Мангас и получил свое имя.

Их отвел на завтрак переводчик, и усадил за столик на восемь персон (включая и самого переводчика). Он рассадил их по возрасту, от большого к маленькому.  Большим мальчикам сказали, что они должны помогать маленьким. Рядом с Даклуги сидел Джеймс Кайвайкла, самый молодой чирикауа в Карлайле. После того как они сели, переводчик объяснил им английские слова, обозначающие посуду и еду. После завтрака их учили застилать постели, и развешивать новую одежду. Их старая одежда была отправлена родителям во Флориду, чтобы доказать, что они еще живы. Каждому студенту была поручена домашняя работа. Переводчик посоветовал им делать все необходимое, нравится им это или нет, и делать это с желанием. Хотя такая работа и была утомительна для мужчин-апачей (у них не было никакого желания выполнять женскую работу), но они уже три года находились под строгим режимом и считали, что все это не слишком тяжко. Они наслаждались играми и состязаниями на улице, гимнастическим залом и оркестром. Поначалу им приходилось все заучивать наизусть, потому что они не умели ни читать, ни писать, но со временем они выучили английский, а к концу зимы Даклуги уже учился читать. Он сказал, что его учительница была очень терпеливой и доброй белой леди, а не  «властной», как  другие. Однажды она открыла большую книгу по географии, и показала Даклуги  штат Аризона. Это был первый раз в его жизни, когда он увидел карту, и он был очарован. Она указывала на реки и горы, и он знал их названия на языке апачей, некоторые на испанском, а некоторые на английском. Она позволила ему отнести книгу в спальню, где они с Фрэнком Мангасом чуть не истрепали ее, от интенсивного просмотра. После того, как Даклуги научился читать, он начал читать все что хотел, из школьной библиотеки. Именно там он впервые узнал из газет, что чирикауа были отправлены из форта Марион в казармы Маунт-Вернон близ Мобила в Алабаме, а женщины и дети из отряда Джеронимо остались в форте Пикенс, со своими мужьями и отцами.

Летом капитан Пратт размещал индейских детей в домах голландских фермеров в окрестностях города. За свою работу они получали небольшую стипендию (вероятно, не более пяти долларов в месяц). Даклуги больше всего интересовался скотом. Он верил, что разведение скота-это самое близкое занятие апачей к охоте и рыбной ловле как образу жизни, и что они никогда не станут фермерами. Даклуги собрал все возможные сведения о скоте и об уходе за ним, и предвидел, что наступит время, когда его народ будет зависеть от него в плане выживания. В отчете фермера в Карлайл, он похвалил Даклуги за ум, надежность и воздержание от выпивки. Голландские домохозяйки, которые хвастались тем, что их ежедневно натертые полы были достаточно чистыми, чтобы с них можно было есть, учили девочек чирикауа готовить, убирать, шить, ухаживать за цыплятами, сажать семена и ухаживать за садом, делать масло и консервировать фрукты. Карлайл был разработан и управлялся капитаном Ричардом Генри Праттом, который считал, что индейцы должны отказаться от своей племенной культуры и образа жизни, чтобы занять свое законное место в англоязычном обществе. В то время как метод Пратта  как «воспитания» индейских детей был принят практически каждой школой в Соединенных Штатах, обучающей индейцев и другие культуры, и руководствовался благими намерениями, этот метод также основывался на том, что д-р  К. Л. Сонничсен, великий летописец истории юго-запада, называл это  «решительным невежеством», которое  предполагало, без всякого изучения индейского образа жизни, что англоязычное общество и вера явно превосходили верования индейцев, что индейцы были менее нравственны, и что американо-европейское христианство было намного выше индейских религиозных верований, которые рассматривались не более, чем обычные суеверия.

Дети чирикауа, посланные в Карлайл, оказались зажатыми между двумя мировоззрениями: их народа и англосаксонского общества. Если они выживут в Карлайле, то смогут войти в белое общество самостоятельно. К сожалению, выжить в Карлайле было невозможно. Знаменитый армейский врач Уолтер Рид, который показал, что малярия и желтая лихорадка являются болезнями, переносимыми комарами, составил статистику в июле 1889 года, которая показала, что из 112-ти  детей чирикауа, отправленных в Карлайл, почти 25 процентов умерли-25 от туберкулеза. К удивлению вашингтонской бюрократии, почти каждый ребенок чирикауа, выживший в Карлайле, вернулся жить со своим народом в качестве военнопленного, а не свободного человека.  Единственное, что делало жизнь мальчиков чирикауа в Карлайле сносной - это спортивная подготовка. Они любили спорт, и хотя тренировка была не такой трудной  как то, через что прошли чирикауа, чтобы стать воинами, этого было достаточно, чтобы поддерживать их активность и физическую форму. В плохую погоду они могли посещать тренажерный зал. Все индейские мальчики были хороши в борьбе; по словам Даклуги, это было  «средством выживания».  С другой стороны, он был невысокого мнения о боксе. Он не мог припомнить, чтобы люди вставали, чтобы сражаться, если только они не использовали ножи:  «Ножи были гораздо быстрее и эффективнее». Легкая атлетика и скачки были на первом месте у апачей. Одна из причин, по которой они любили бег, заключалась в том, что они одевали трусы  для бега, и не должны были носить длинные штаны, которые они ненавидели. Даклуги и Фрэнк Мангас специализировались на  «коротких»  дистанциях, таких как пять миль. Они считали длинные забеги марафонами. Лучшим марафонцем в Карлайле в то время был хопи Льюис Теванема. Он мог начать с легкой пробежки и продолжать ее весь день. Это был такой темп, который мог обогнать лошадь на большом расстоянии. Марафонцы из Карлайла часто совершали тренировочные забеги в Гаррисберг (примерно в двадцати милях оттуда) по субботам. Теванема одевался и играл в спортзале около тридцати минут, пока другие бегуны отправлялись в Гаррисберг. Они были без охраны, потому что сотрудники Карлайла знали, что ни один беглец не сможет далеко уйти в трусах. Через полчаса Теванема отправится в путь один, а затем опередит остальных в Гаррисберге. В Карлайл они все вернулись в школьных фургонах с припасами. Теванема дважды участвовал в Олимпийских играх. Он занял седьмое место в марафоне, и второе место в десятикилометровых забегах. В те дни в Карлайле была одна из лучших футбольных команд на востоке Соединенных Штатов. Их игроки были быстрыми и крепкими, обгоняя, уклоняясь и переигрывая игроков противника. Их тренером был Поп Уорнер (Pop Warner). Он делал знаменитых игроков из мальчиков, которые никогда раньше и не слышали о футболе. Джим Торп из племени сауков и фоксов в Оклахоме, был самым известным учеником Попа. Одаренный природными спортивными способностями, Джим Торп преуспевал  почти во всех видах спорта. Даклуги несколько раз видел, как он играет, и любил смотреть матчи, но считал футбол глупостью и сам никогда не играл. Он верил, что единственный стимул для него, чтобы играть в игру – это   если игра сможет научить его выживать. «Оставить место засады, чтобы сбить врага с ног и сесть на него - это не способ сражения для воина». Студенты Карлайла наблюдали за футбольными матчами с трибун. Они носили униформу, как мальчики, так и девочки; девочки шили свою, и их обучала этому учительница. Мальчикам и девочкам не разрешалось разговаривать друг с другом, но Рамона и Даклуги (обещанные друг другу своими отцами, когда они были еще маленькими детьми), умудрялись молча здороваться, когда проходили мимо. У Карлайла был прекрасный оркестр, который играл в перерывах во время игры, и шествовал по окончании. Оркестр был настолько хорош, что в 1904 году участвовал в инаугурационном параде Теодора Рузвельта, и шел  прямо за Джеронимо и пятью другими великими военными вождями. После футбольных матчей студенты устраивали вечеринки в спортзале, а некоторые, чтобы отпраздновать победу, танцевали свои родные танцы. Однажды воскресным утром за завтраком Даклуги сообщили, что Кансеа- молодой воин, который был  вместе с Джеронимо когда тот сдался, находится в госпитале. Это была  ужасная новость. Даклуги, как и другие студенты-апачи знал, что если ты попадаешь в больницу, то редко выходишь оттуда живым. Даклуги получил разрешение навестить Кансеа, который сказал ему что он не умрет, и что он отказывается глотать лекарства, которое ему дают и выплевывает их, когда врачи и медсестры отворачиваются. Кансеа выжил, вероятно заболев какой-то формой пневмонии, но он был исключением из правил. Как правило студента, который заболел настолько, что был вынужден провести в больнице какое-то время, отправляли обратно к его семье умирать. Чаппо, сын Джеронимо, которого он послал в Карлайл изучать обычаи  белоглазых и избежать возможной казни, если армия решит уничтожить чирикауа, был отправлен в казармы Маунт-Вернон, и умер там 9 сентября 1894 года, после шести лет в Карлайле и за три недели до того, как чирикауа были переведены в форт Силл.

Помимо обучения навыкам ремесла, которое могло бы обеспечить им средства к существованию (Даклуги изучал скотоводство, потому что был убежден, что это лучший способ совместить англоязычную работу с охотничьей культурой, из которой он вышел), студентов Карлайла учили читать, писать и считать. Иногда между преподавателями и студентами возникали недоразумения, которые требовали хладнокровия с обеих сторон. Даклуги рассказал Еве Болл об инциденте, когда его учительница заставила своих учеников использовать словарь, чтобы узнать значение слова, которое она дала им, и написать предложение, используя это слово. Одно слово было «работа». Первое определение работы, которое нашел Даклуги, означало «бродить». Он писал: «я не буду бродить в доме». Учительница  рассердилась, когда она прочитала его, и сказала ему написать сто предложений, используя его правильно. Даклуги сказал, что он правильно использовал его, и хотел знать, за что она его наказывает. Она заставила его пойти к Пратту, который заставил его ждать целый час, прежде чем встретился с ним. Когда Пратт попросил Даклуги зайти к нему в кабинет, он запер за собой дверь, положил ключ в карман и достал из-за книжного шкафа кнут из черной змеиной кожи.  Даклуги понял, что Пратт вооружился, и отобрал у него кнут. Пратт схватил его за шиворот, но Даклуги схватил и самого Пратта за шиворот, оторвал его от пола, и держа на вытянутой руке  несколько раз его встряхнул, а потом бросил и сказал:  «Если ты думаешь, что можешь меня выпороть, то ты просто сумасшедший. Никто никогда не бил меня за всю мою жизнь, и никто никогда не ударит. Я могу сломать тебе шею голыми руками». Пратт остался невозмутим, вежливо пригласил Даклуги сесть и спросил, почему тот не послушался учительницу. Когда Даклуги объяснил, Пратт рассмеялся. Он попросил его вернуться в класс и попытаться вспомнить, как много добра сделала для него учительница.  «Вы же знаете, что мужчины должны быть вежливы с дамами, и потакать их прихотям».  Даклуги сказал о своих соображениях на этот счет: «Белоглазые! Их мужчины портят женщин. Неудивительно, что они все подкаблучники. Неудивительно, что все белые женщины любят командовать». Даклуги вернулся в класс, и его больше никогда не наказывали. Несмотря на свое мнение о том, что все белые женщины испорчены, когда он вернулся в форт Силл, он был разгневан, увидев солдат, просящих женщин чирикауа постирать их белье.

Даклуги, как и многие другие студенты, не раз подумывал о том, чтобы сбежать из Карлайла. Но в случае с Даклуги, он не хотел покидать Рамону, и появляться в Маунт-Верноне, ибо придется объясняться с самим Джеронимо, почему он сбежал.  Даклуги  пробыл в Карлайле восемь лет, а после эпизода с Праттом у него больше не было проблем и он начал понимать, что некоторые из вещей, которые требовал Пратт, были все-таки полезны, и что его цель была в том, чтобы все его потуги были для их блага, независимо от их неприязни к ним.
Осенью 1894 года, заключенных из казарм Маунт-Вернона отправили в форт Силл, и это привело к тому, что туда же Карлайл отправил и учеников чирикауа, обратно к своим родителям. Девочки уехали первыми. Например, были Рамона и Виола Массаи. Виола вышла замуж за брата Рамоны, Юджина Чиуауа, который никогда не учился в Карлайле, но учился читать, писать и считать, работая на Джорджа Враттена, который управлял магазином для чирикауа. Когда Даклуги вернулся к своему народу в форт Силл, он увидел, как бедно стадо апачей-чирикауа. После драки (напоминавшей драку с капитаном Праттом) с капитаном Хью Скоттом, который отвечал за чирикауа, Даклуги был назначен главным по уходу за  стадом. Когда восемнадцать лет спустя большая часть чирикауа перебралась в резервацию мескалеро, то стадо было продано, и  оно считалось одним из лучших в Оклахоме. Рамона и Даклуги поженились в 1896 году, в двух церемониях: сначала как апачи, как того хотел Даклуги, а затем по христианскому обычаю,  как того хотела Рамона. Они прожили вместе долгую, и счастливую жизнь.



                По материалам apacheria.es

https://apacheria.es/la-apacheria-en-el-siglo-xix-5-2/

4 ноября 1886 года, 32 мальчика (из них 12 апачей) в возрасте от 12 до 22 лет, прибывают в индейскую промышленную школу Карлайл (округ Камберленд, штат Пенсильвания) из форта Марион (St. Augustine, St. Johns County, Florida), в том числе Дункан Балатчу, Альфред Батеке, Бетахкатох (также называемый Эдна Грэм), Оливер Битчайет и Леонард Канесева.
 
8 декабря дети, которые были с Мангасом, прибывают в Карлайл. (Это были Дороти Найче (дочь Найче и внучка Кочиса); Рамона Чиуауа (дочь Чиуауа); Ева Аносайен (дочь  Naw-she ); Чарльз Биктонсевах (вероятно навахо, усыновленный чирикауа); Пенольпе Занка (Пенелопа Заен, дочь Yuan ); Амброуз Чачу (сирота, потомок Мангаса Колорадаса); и Аса Даклуги (сын вождя Ху).
 
Родители очень беспокоились о девушках, которых собирались взять в Карлайл, потому что боялись, что они (солдаты) могут что-то сделать с ними в дороге, но им негде было их спрятать. Нана сказал, что армия не отправляет замужних женщин в школу без мужей, поэтому он посоветовал мужчинам присоединиться к дочерям  своих  друзей и сказать, что она «еще одна его жена», чтобы иметь возможность защитить их. Рамоне Чихуауа было почти 15 лет, когда американцы решили отправить ее в Карлайл. Чиуауа и его жена Илт-Гази пообещали Рамоне брак с Аса Даклуги, сыном вождя недни-апачей  Ху (Юх), также выбранным для отправки в Карлайл. Забота родителей апачей о безопасности своих дочерей и о том, чтобы  они не были изнасилованы, нашла свое отражение в Даклуги, который заботился о своей будущей жене. Поездка на поезде до Карлайла беспокоила его. Он сказал:  «Рамона спросила меня, есть ли у меня нож, и убью ли я ее, если на нее нападут. Мне, возможно, придется убить Рамону, но пока она жива, то это будет причиной защищать ее, но если не смогу, отправить ее прекрасное тело в счастливое место».

Во время поездки на поезде из Аризоны во Флориду, солдаты изнасиловали некоторых женщин и девушек из группы Мангаса, включая и его жену, что зафиксировано в правительственных документах. Вероятно, Даклуги был свидетелем этого или узнал об этом, способствуя усилению беспокойства апачей, когда их девочек отправляли в Карлайл.