эпоха регресса и надежд

Светлана Федоровна Кузьмина
Дневник путешествующего и наблюдающего
               
                Наши предки строили свои цивилизации, опираясь на 
                предыдущий опыт – на мысли, кости и прах своих
                прародителей. Мы же строим свою «культуру» за счет
                еще не рожденных детей, заранее отбирая у них
                планету, воздух, веру в абсолютное добро и
                всепроникающий  свет любви.


Воды Ганга

Я не буду молиться чужим богам
Моё тело не сожгут в Варанаси
Великий Ганг не унесет мой прах
К рукам Шивы
принимающим все расы

И нирваны мне не достичь
И волосы мои не задержат
потоп вселенский
Я маленькая дочь  дачного поселка Птичь
В котором пою свои
                незамысловатые песни

И знания сакральные скрыты от моей души
Но она от этого не страдает
В немощи есть тоже свой путь
От смерти к жизни – от жизни к смерти
Без цветного лоскутного покрывала Майи

И нет понимания самоотречения
Напротив – утверждаюсь как могу
То гостями,
приглашенными к хлебосольству,
То слезами под полной луной
      самой светлой ночи в году

И нет золота, чтобы украсить  ашрам
И нет  духовного просветления -
И просвещения
Но я все-таки еще живу
И вижу солнца рассвет
За который благодарю
Низким поклоном – от самого сердца!

Нет третьего глаза
Но и двумя – прозреваю
У каждого свой Варанаси
Где тело сжигают
Оставляя без изменения душу
С величиной в квант -
Бриллиант – вне сожжения

Накопленный опыт жизни
Опыт рвения
Человеческой мысли
К Божественному Откровению
Великого смысла
О котором не знал даже Кант

Но Ганг
 растворил
 в великих водах своих
       бессмертный полк
человеческих стремлений
и их утолил
и они счастливы
в потоплении праха своего
и знака своего
и своего человеческого величия
мне не постичь
ни этого увечья
 ни этого возвеличивания

я мыслила так:
Река жизни -  её поток  -  её заводи
 и глубины -
омуты и гладь - 
вне именования – между речей
она несет в своих водах
своих детей
к дальним звездам и невиданным лугам
где дети водят хороводы и поют песни
и эта тайна отчасти дана всем нам
- поселенцам и пловцам
С воском в ушах
И повязкой на глазах
Не знающим
И не помнящим Доброй Вести…

  Но, признаюсь, я
    Приветствую тебя,
мой великий сновидческий Ганг
Ты растворен в крови и моих костях
Ты соль в моих волосах
И в моих песнях незамысловатых
Я в тебе  конечно когда-нибудь растворюсь
 и улыбнусь
Своим правнукам
Живущим уже  на других планетах

Мой Ганг – кровоток сердца  и редкостный дар
Текучести и взаимной растворимости
Дружелюбия и улыбки  сердечного солнца
Над прахом сожженным – до самого донца…

Прах однако тоже как мне кажется много значит
Он тоже сотворен для творения мира
Для удобрения
И воскрешения
Личной и всеобщей
всепроникающей  сквозь материю
памяти
для умиротворения вечно враждующего мира
для гармонии звучащей на рассвете всемирной ЛИРЫ

мои учителя меня учили – и я им безмерно верю:
Ни один атом не исчезает
Ни одна нервная клетка
Ни одна песня ни одна слеза

Все запечатлено в хрониках Акаши
И смертным страшно грешить –
Они за грех заплатят вечной смертью
А для избранным – без греха
 практически бестелесной наградой будет –
нет не личное бессмертие
А заливные луга
И пасущиеся стада
И цветущие города
Здоровые и счастливые дети!

Без вечно текущих
 светлых и чистых вод  небесного Ганга
невозможно жить
как без прощения матери
как без круговращения саматхи
и учения Будды
да проникнет мой мозг
за мой разум
да остановится круговращение мыслей
да обрету тишину
и в смысл Вселенной проникну!

невозможно жить
Без   веры и хоть какой-то но личной значимости
Я из касты отверженных
Но я служу честно и чисто
И потому хоть что-то, но значу!

И я плачу 
потому что мне всех -всех очень-очень жаль
я прозреваю в Варанаси  часть  Гераклитова огня   
всё и всех сжигающего
Всякую рожденную здесь тварь….
 Все мечты и все мысли и всех здесь
Рожденных и даже  рождающих…

Обновление жизни ждет Земля
Каждую наносекунду
Человечество старое гибнет от войн грабежей и лжи
Но Галактику не обманешь:
Воды Ганга уносят бессмысленную пыль
А бессмертное навечно оставляет…

(((

Ты в клетке, моя дорогая птичка!
Из маленькой клетки- утробы
Ты родилась в клетку большую

И радуясь, песни поешь  и летаешь
Крылья свои распрямляешь перед грозой
и срываясь в ущелье
С замершим сердцем
Ты вспоминаешь о маме и детстве

И ты
 каким-то чудом
возрождаешься после молний
И вновь летаешь
не помня о громе
 и своем
Детстве и незнаемом девичьем
 девстве

Но и клетка большая
в конце концов
Уменьшая пространство полёта
Тебя замыкает в жёсткое кольцо
твоей
собственной хрупкой нежной
птичьей плоти

Твоей, по сути, единственной клетки
Где ты сама по себе всевластна
Считая что эта плоть
И есть твое единственное
Данное судьбой счастье

но клетка во времени всё уменьшается
не обещая привычного полёта-счастья

и наконец, несмотря на погоду
ты надолго если не навсегда
улетаешь  к таким же как ты смертным
птицам перелетным
и поешь даже там,

несмотря на отсутствие слушателей
и суфлеров и гастарбайтеров,
готовых на всё ради еды и крошек
и твоих личных нот, из разряда эха
для продолжения жизни и рода
несчастных и бедных
навсегда обреченных
быть просто вехой
на столбовой дороге
 человеческих  гениев
и фантастических уродов…

ты горько плачешь,
обретя наконец свободу
где тебе не угрожают коты-
заманивая в свое урчащее
сладострастием царство
ты была бы рада и их участию
но одиночество для птички
привычная вещь
кроме весны
когда с энтузиазмом и пением
строится новая клеть


ты рыдаешь, ты бьешься головой о клетку
хотя она тебе ничем не угрожает
ты просишь любви
но как всегда
тебе предлагают рубли
и чудо превращения вдохновения
в особняк на Рублевке
о, чтоб вы сдохли –
вы и ваши коты!!!

Там  нет ветра со своим
шелестящим перьями участьем
к полёту маленькой птички

в сердце которой  - в маленькой клетке-плоти
в комочке из перьев
есть счастье свободы
и тотальное право на свой единственный голос
неповторимый
никем и никогда
пусть он хоть и будет китчем
как ку-ку  или ух –ух –
так плачет в ночи  сова…
так слышатся ныне слова Иисусовой притчи

и этот голос, и это тело
раздираемое  птичьим уделом
угасая, наконец, навсегда, насовсем  угаснет…
и голос пропадает просто даром
потому что обладает Божественным
нами  - людьми – давно не знаемым
и не узнаваемом в диком хоре 
телекоммуникаций и сми
даром…

И несмотря на погоду
маленькая птичка уплывет – без оперения-
на своем маленьком  безопасном плоте
выстроенном из гибких прутьев клетки-клети
в потаённое место
где для нее будут звучать колокола
лесной тишины и немолчного хора
соловья и дрозда
во исполнение  извечного замысла -
 осознания  гениальной и неповторимой никем
 певчей  - до малинового  звона -
 божественной плоти –
маленького комочка певческого дара
сейчас никому не нужного
                даже даром…

((((

твои жалобные песни
Овидий
Цезарь не слышит
Ты сослан на Понт
Далеко-далеко от Рима
Ты угрюм, ты сед,  и Цезарь тебя не слышит
Ты изгнан на Понт

Ты нищий и выгнан из Римской империи вон
Ты воешь как волк
Ты стонешь и  воешь как раненый зверь
И Хронос сокращается до просьбы-
Хоть несколько крон…

и   твои  трагические ТРИСТИИ
Не нужны никому, кроме Мандельштама,
Убитого как и ты  на вольном ходу
В своей неповторимой гениальности
Несмотря на ограниченность
еврейской региональности

Как и ты он убит
В век волкодава
Временем широкой  циркулярной пилы
Срезающей и вершки, и корешки…

Но остаются  гениальные рифмы и ритмы
И даже  личные темы  и штампы
И поэт- изгнанник остается поэтом
Хоть на него и одет колпак изгнанника
Он обладает свободой и знанием изнанки
Всемирной истории – всемерной тягучести времени
В капле крови и вселенской  полночной радуге

Несмотря на холод и отсутствие аудитории
У него своя вертикальная траектория

Ты плачешь о доле своей
Такой привычной для современных мигрантов
ты пишешь также друзьям
которые как и Цезарь
Тебя не слышат
Как и  тех кто ждет нежданные
И щедрые подкупные
От воров и убийц гранты

И кому нужны, скажи, Овидий,
(Ты бредешь  сейчас как и тогда -   в изморози -
на краю какого-то Богом забытого Понта
и  что-то невнятное шепчешь, тряся подбородком
и вздымаешь худые руки) -
свои трагические  ТРИСТИИ  -
на грани мирового и невидимого
смертельного казначейского фронта?

 Корму нужны твои жалкие ТРИСТИИ
Когда падает и  исчезает  -
Падает наземь и разбивается  Римская империя
И её бессмертные ИСТИНЫ
И Византия падает
И даже  Русь мечтает о Падуе
Чтобы взять себе  - себе -
неподъёмный великий венец
(как оказалось ОН Ей не под силу) -
Великий объединяющий нации и народы венец
Римской империи
И Византии…

Что плачешь, изгнанник-поэт:
Кончилась эра  ассонансов
И диссонансов
Рифм и рифмачей
Трагиков и клоунов-
Эра  щедрых авансов
Поэтам- предсказателям
И колдунам и вещателям
Прорицателям и гадателям на картах ТАРО
Я сама из них
И у меня на плече попугай АРО

Началась эпоха пандемий и чипизации
Всеобщего обморока
И танца СМИ под занавесом падучей
И купленной морзянки
Где все ведущие – просто обезьянки
И все слова имеют обратный смысл
От которого гниют кости и извивается глист
В желудке каннибала-вождя
И природа мстит избытком или недостатком дождя…


И ты, мой возлюбленный из всех поэтов Овидий,
Изгнанник из Рима,
Приближенный к Цезарю,
Меня поймешь:
Мы живем в одно время
Когда  каждый друг другу волк
А не амигос.

Привет, Овидий, ты воочию видел фигу
Императора, показанную тебе и  поэзии
Во всем её величии
Ты даже не представлял,
Что в 21 веке наступит  время низкой прозы
причем самой фекальной и фейковой  прозы…

Зарифмую – по-пушкински: розы – морозы
И о т себя – вселенной угрозы –
И предупреждение: смени свою позу
И вибрацию сердца. Не то сдохнешь
Под русской березой …

Ты оправдываешь свою «Науку любви»
Ведь не ты первый и не последний
Воспеваешь Лары, костры,  объятья
Продажной и не очень товарной
 или вовсе не продажной
А настоящей любви
Но помнишь, что каждый друг другу волк
Но ты ведешь свой поэтический полк
И сражаешься,- нищий бродяжка, -
За честь и славу Логоса
А не за чашку с пивом и горстку горячей каши…

Слова, которые близки к Логосу,
 многих, многих  привели
К ссылке, в частности на   Понт…

Нищий и ссыльный Овидий
Совсем- совсем забывший
Что каждый в империи
 друг другу волк

 приписан
 к  вечной жизни
 воспетой поэзией,
 отрицающей вечную смерть.

 Каждый поэтический жест
запечатлен
в Дантовых кругах
измысленных таким же, как ты поэтом,
и освещён транцедентальным
 сверхчеловеческим светом

 ты попадешь в иные  миры,
И как обобщение -
- к   личной,  политической, и иной
Не тотальной,
 то есть сверхчеловечской – смерти…

Не осознанной
как  изгнание  из вселенской клети
В иную
Более жесткую
Но такую притягательную клеть
Личной мысли
И личной поэзии
И личной любви к Родине, то есть к вечному Риму
Когда Цезарь есть абсолютное НИЧТО
А ты есть и был и будешь поэт-ОВИДИЙ!!!

И твои  рифмы и стиль,
И скоропись поэта-изгнанника,
И слизь из носа, и слёзы, и желчь
И личная незаимствованная мысль
Не схожая с неуёмными наёмниками месть
Вдохновляет Пушкина и Мандельштама
И ТЫ ЕСТЬ!

Представляешь, Овидий, ты есть
в 21 веке, веке-изгнаннике
из человеческого состояния
в новейший скороспелый век
 когда киборги и антенны
вершат суды
над едва родившимися  и недоспелыми
получеловеками

Поэзия выше Цезаря и даже Рима
Выше политики, разлагающей плоть
Граждан, платящих налоги,
Чтобы Цезарь мог убивать и любить
Всех, кого он смог
Поглотить в своей безумной гордыни
Окуная в чрево разлагающегося Рима
Свою похоть, или по-иному,
свою ненависть и любовь

Бедны-бедный Овидий,
Мерзнущий в слепоте и бредущий
В своей тонкой тоге к свету мира
Его шаги снегом и временем заметены
Его песни звучат как ни странно
Непобедимо!

Я как обычно с утра плачу
О погибших в авариях и катастрофах детях

Сметается  с крыш пронзительным ветром
 нынешней зимой невыпавший  снег

и вижу, как  ветхая римская тога
  с худых твоих плеч срывается
О, Овидий,
Ты жил в более-менее вегетарианские времена
А я лишена любви к настоящему времени
И императора ненавижу

Я ненавижу  свою меркантильную родину- дочь
Любимую  родину – с её   распродажей личной чести
К моему горю  яростному  - 
                ненавижу свой и новый
   едва начавшийся  век

(хорошо что слепну и глохну,
Не поднимает Вий моих век
Но разрывает до сердца мою грудину)

О Родина я тебя люблю и ненавижу!!!

И потому смеюсь
И радуюсь солнцу, дождю, редкостному привету
От дальнего друга и бывших любовников

(они ещё помнят как я бегу по зеркальному паркету
в платье Наташи Ростовой
и за версту они машут мне древнерусской берестою…
я знаю, я этого дара не стою!)

Я не Овидий, но   все-таки и я  человек, и  потому
Сегодня абсолютно  и, по-моему, навечно
несмотря на ковид-19
Не УМИРАЮ!!!...
И мечтаю о великой бессмертной любви
К родине и времени 
И реке времен; где каждый влюблен
В непознаваемый Логос
Веря в обещанный  рай
Где по обыкновению само  СЛОВО
всё живое навеки  рождает!...
 
((((

Чем лучше поэт – тем вернее ссылка:
Овидий и Пушкин,
Достоевский и Мандельштам,
Бродский
Иных найди в Википедии по ссылке сам

Меня смущает эта закономерность
И чем поэты мешают там,
Где ночи сменяются днями
И времена года устоялись на кругах своих
И  извечно лжецы приближены лестью
К ногам власть предержащих
И ложь в нарядах неизменно правдивых
Затмевает истину в ладонях поэта застрявшую
Как в неводе рыба…

Но Слово неизгладимо
Логос пронзает дремучесть тиранов,
Невежественность толпы
И только поэты-изгнанники
Вместо лавров несут на плечах
Гигантские мегабайты смыслов мироздания,
В котором обитаешь временно Ты…

О ГОМЕРЕ

глупцы веселы и беспечны
грустны и скупы мудрецы
слепой наощупь бредет по дороге
а зрячий строит дворцы
лишь я закрываю ладонью
смотрящие в даль глаза
и плачу без  слез
так сухой снег
заметает дороги
чтобы идущий
в перспективе метели
навсегда исчез в перспективе
исчезающей в тумане ели…
но близок рассвет
и уже слышен крик петуха
вот кому мы обязаны пробужденью
мягкому – без тумака
взрыва галактики
и поглощению черных дыр
глупцы – вы правы
мудрецы – вы свою жизнь проспали
среди рукописей и книг
и только слепой
наощупь идущий
находит свой путь
 в неизменно грядущее
в которое как полагается
он безрассудно падает ниц
и узнает самого себя
и свою принципиальную инаковость
 среди бесчисленных тупорылых
и лупоглазых лиц…
и гомеровы странствия – вслепую –
по дорогам хитроумного Улисса –
напоминают мне жизнь каждого рожденного
освобожденного на время из утробы
Троянского коня
 И его Илиада – встреча с Хроносом
Пожирающим своего же дитя…

(((

Я узнала, узнала –
любовника пылкого
с поцелуем ярко красных губ
от которых мороз по коже
и жар в сердце – до замирания и дрожи во всём теле
я узнала тебя, любовник дивный
с лаской пантеры освобожденной от цепей Ксантиппы
ты – долгожданный, пришедший из далекой страны
завоеванной Римом
я узнала тебя по верному признаку –
шершавой коже солдата
и запаху смольному из-под мышек
и шраму на левом бедре –
о, как я ласкала шов незаживающий
языком, слюною целительной.
Губами ниспадающими как водопад
И волосами своими длиннокудрыми
Чтобы унять твой дикий нрав…
Но ты стоишь, грозно  нацелясь в небо
Собираешь в руки свои звездопады и бег колесницы
Двенадцати богов-созвездий
И тебе поют дивные-дивные птицы
 солнца луч истекая согревает твои морщины
я прикасаюсь к стволу древнего кедра
щекой умытой слезами
и прошу:  махни ветвями
дай знать, что и ты узнал  ВСЮ меня
вспоминая далекую общую юность мира!


Всех лучших уже убили
Всех лучших еще убьют
их тени в слезах уплыли
их тени слезами взойдут
Но солнце по-прежнему светит
и радуга в небе гостит
и вновь рождаются дети
и птицы им песни поют!
но сердце напрасные смерти
никогда, никогда не простит!