Павел Филонов звериные города

Шалюгин Геннадий
               
 
      Однажды  летом  был в  Петербурге с  внучкой Настей,  ходили по музеям.  В  Русском  музее -  выставка  художников  «Бубнового валета». Самое сильное впечатление от картин  П.Филонова.  «Пир королей»:  анатомирование  власти,  ее  рабов и волкодавов. Мертвецы со скрещенными  на  груди руками  правят пир…У  ног -  рабы и собаки. Рабы с  лапками и мордочками   зверей, звери с  умными глазами людей.  На столе   у пирующих королей  -  рыба: символ  христианства,  ее  жертвенности. Сплошная  символика.
    Человек и зверь -  любимая  тема  моих  размышлений.  Вернее -  соотношение   звериного (исконного) и ангельского в человеке. Кажется,  Филонова тоже  занимала эта тема,  но в ином   ключе. В  каком? Читая  статью В.Липатова  в  «Юности» (1989, № 4),  я  этого не  уразумел,  но многое  узнал о Филонове. Уникальный художник и мыслитель, он провозглашал «аналитическое искусство» и жил в  нищете. Союз художников  СССР  сделал ему   благодеяние. Когда   в 1941  году  Филонов умер,  Союз выделил ему  семь досок на  гроб…
       Он верил в бессмертие  души и полагал, что картина  -  фиксация интеллекта  художника. «Каждый  атом  должен  быть сделан», -  творческий принцип  Филонова. Это значит, что каждая  деталь, каждая  точка  картины  несут смысл, который  может быть подвергнут анализу.  Это похоже на работу  писателя:  каждая запятая,  каждый  гласный и согласный  звук   у поэта – каждый  атом! – значимы и необходимы.  Названия картин -  аналитично:  «Формула городового», «Формула пролетариата».
     Особое место -  зверю. «Человек отнял поверхность земного шара  у  мудрой общины зверей», -  писал Велемир Хлебников, который,  кажется, постиг Филонова  глубже   всех.  «Изгнанные из  туловищ,  души  зверей  бросились в  него… Построили в сердце  звериные города». Какой   потрясающий образ -  «звериные города!». Итак,  звериное  - в человеке.  А в  страдающем звере – человеческое начало.
      Зеркало души - глаза. Картина «Ломовые». Ломовыми раньше называли извозчиков, которые перевозили  тяжелые грузы.  Извозчики звероподобны.  Лошади – с  человеческими глазами. Хлебников  увидел  себя  в  своем портрете  работы  Филонова именно как  загнанную лошадь:

Я  со стен письма Филонова
Смотрю, как конь  усталый,  до конца.
И много муки в письме оного,
В  глазах у конского  лица.

Маяковский:  «все  мы немного лошади».  Не от  Филонова  ли?
     Постигать  Филонова   мне помогал  Антон Павлович  Чехов. В молодые годы  у юмориста Чехова  был  прием:  выявление в  человеке  животного начала. Женщина  -  змея, ящерица… Помещик  Смирнов -  медведь… В принципе,  это не  ново.  Еще у  Фонвизина  была  целая  галерея   Скотининых.  Но  Чехов  написал еще и «Каштанку»,  которая  смотрела на мир человеко-собачьими глазами.  Реакция на мир у  Каштанки  примерно такая  же,  как  у    ребенка. Это заметил сам Чехов в рассказе  «Гриша». И собака, и трехлетний  малыш  встречаются на  улице с  военным оркестром, с  марширующими солдатами -  и как  родственны  их  реакции!
    Вывод:  человеческое и звериное  могут  уживаться  внутри человека  бесконфликтно,  не противореча (?!) друг  другу.  Нежный и  ласковый  зверь … Животное откликается и на человеческую  ласку, и на  человеческую боль. Только лошади может поведать свою печаль чеховский извозчик  Иона («Тоска»). Вот картина  Филонова     «Крестьянская  семья» (1914 год). Сюжет  явно навеян  Евангелием:  муж,  жена,  ребенок.  Мужчина и ребенок раскинули руки, словно  привечая и благословляя  входящих. Рядом -  лошадь с  тонким интеллигентным лицом,  трепетными ноздрями и   выразительными,  умными глазами. Пес  с  доброй  улыбкой смотрит на  младенца,  выписанного как  Иисус на  картинах  мастеров  Ренессанса.  В  картине  «Масленица» (1913)  люди -  как пряничные куклы,   выпеченные  пекарем в  однообразном  множестве. Зато три лошадки -  с умными,  лукавыми лицами,  похожими на  Пушкина…
    У  Филонова странные сопряжения с  Чеховым. У  Чехова  по небу  летал черный  монах -  и у  Филонова  фигуры летают…  Чехов в   основу  творчества  брал  научное (медицинское)  знание – и Филонов  считал обязанностью художника «научное восприятие»  действительности.
    Но самое главное у  Филонова, конечно,  не от Чехова.  Скорее  - от Киплинга:  люди и звери - одной крови...  Человеческое  начало  в  звере,  звериное  -  в человеке. Что самое интересное, человек  постепенно   заполняет собой сознание  живущих с  ним  животных и зверей. И вот уже  кошка с  собакой  мирно спят  в прихожей  на  одном коврике… а лисы и еноты   гуляют по улицам городов...