Последний год дома

Александр Солоницын
               
                События  в рассказе, написанного  от
                первого  лица, вымышленные, но легко
                узнаваемые теми, кто потерял связь с
                малой Родиной

        --Случайность или  Провидение--

В этот раз не хотелось спешить домой. После почтово – багажного вагона и густого запаха железной дороги, замешанного на дыме угля, воздух автобусной станции казался уже чистым, разбавленным привкусом бензина, мороженого и буфета. Неторопливость привела к тому, что не заметил маленького объявления об изменении расписания автобусов, и рейсовый автобус по новой дороге уже ушёл. Выбрал вариант попутного автобуса до станции Чёрной по старой дороге, дальше на попутках до повёрки и пешком три часа ходу до дома – вот такой получился расклад. Одинокого путника с растерянным видом тут же заприметили местные пацаны и быстро организовали наезд. С большим чувством удовлетворения выдержал потасовку, сохранил деньги и вещи. В начале учёбы чаще приходилось проигрывать местной братве.
 Более не хотелось задумываться, а просто двигаться в нужном направлении. Отыскал попутный автобус, попросился на подсадку, стоячее место. Перегруженный автобус переваливался с боку на бок, скрипел, натужено завывал, разгоняясь на ровных участках дороги, перепрыгивал через валуны, проваливался в ямы, сотрясая и раскачивая пассажиров без места, при этом пыль волнами лезла изо всех щелей, а в открытые окна проникал запах хвойного леса вместе с полуденным зноем. Романтика дороги. Почему я не стал дальнобойщиком? Станция Чёрная. Пора прощаться с автобусом. Дорога меня всегда возбуждала, но не сегодня - мне не захотелось даже зайти в столовую, где всегда разливали холодное пиво в большие кружки, угощали пышными, жареными пирожками, котлетами с подливкой и макаронами.
 Однако, есть и пить мне хотелось, но не хотелось видеть знакомых. Я направился вдоль дороги в поисках колонки с водой и попутного транспорта. Согласился подвезти водитель полуторки. Около часа тряслись в пустой машине, которая проявляла нешуточную резвость, объезжая неровности дороги и встречные машины. Вот и поверка. Машина с лихачом, мелькая фонариками, скрылась за поворотом в клубах пыли. Я попал в другой мир с пением птиц, с тучей оводов и комаров, с милыми сердцу запахами и чистейшим родниковым воздухом, с шумным дыханием хвойного леса на ветру, который гнал обрывки облаков по небу и скакал по вершинам деревьев.
- Дойду до пустой деревни и отдохну в тенёчке, - решил я.
Многократно приходилось бывать в этих местах в разное время года, и никогда покинутая деревня Мокряки не вызывала других чувств, кроме сожаления. Деревня умерла, последними уехали приветливые и добрые люди крайнего справа дома. Они никогда не лезли в душу, не приставали с разговорами, не жаловались на судьбу, оставаясь в тоже время участливыми и приветливыми. Жаль... А я как – то всегда - мимо, вскользь," здрасте" и "до свидания", и никогда – поговорить, проявить внимание, привести какую – либо безделицу в подарок или бутылку...  Время такое было: никто не брал денег за услугу, могли даже посчитать за обиду. Так, размышляя, я выбрал в тени дома ровное место, покрытое ровным ковром травы, топтуном с клевером, и улёгся, подложив под голову руку. Приятно пахло землёй, травой с нежным привкусом полыни.
- Откуда полынь здесь, да и цвести ей рано? – мелькнула мысль в голове.
Усталость и свежий воздух сделали своё дело - заснул моментально. Проснулся от ощущения взгляда на моём лице. Открыл глаза и чуть не закричал, ящерицей отползая на локтях и пятках к углу дома. Лицо в лицо рассматривала меня девушка, стоя на коленях. Лицо обрамлял синий платок, строгие зелёные глаза смотрели пытливо и пристально, золотые веснушки придавали ей какую-то наивность. Никогда не думал, что красивое женское лицо способно поднять такую волну страха, сердце прыгало в груди, на переносице выступил пот. Несколько минут мы смотрели друг на друга.
- Почему она молчит и как–то излишне любопытно смотрит? Могла бы извиниться, ведь явно напугала, - подумал я.
А дальше что?
А дальше – ничего. Подбирая в голове слова, приличествующие моменту, и выбирая интонацию в оправдание испугу, я смотрел на девушку, не отводя взгляда. Что–то в ней было не от мира сего. В горле пересохло. Она, в свою очередь, продолжала рассматривать меня, как будто я был первый человек в этих краях, и это сбивало с толку и пугало.
Я отвлёкся и посмотрел в сторону дороги, по которой пришёл, сомневаясь в реалии происходящего, прислушиваясь к грохоту машин на выбоинах дороги, и … потерял её. Девица исчезла, стёрлась...
- Что это было? – гвоздём торчало в голове. - Где она?
Я осматривался вокруг, непроизвольно вытирая пот со лба и продолжая вжиматься в угол дома.
 — Вот так видение! Приснилось? Показалось?
Испуг прошёл, и стало жаль, что встреча прервалась. Захотелось очень увидеть улыбку на её лице. Пора в путь, ещё несколько часов топать пешком. Деревня кончилась, и я нырнул в прохладу леса. Тропинка, натоптанная и влажная вдоль местами заросшей дороги, пружинила под ногами. Мне всегда нравился этот хвойный лес, светлый, покрытый рыжим ковром сосновых иголок, с мелким зеленым подлеском. Вверху высокие сосны раскачивали кронами, словно перешёптываясь друг с другом, лёгкий ветерок отгонял от меня облако комаров и слепней. Рядом успокаивающе кукушка считала года... Сегодня она была удивительно щедра ко мне.
Настроение явно пошло в гору после стресса. Успел отдохнуть, перезагрузился.
- Где я мог её видеть? -  мучительно стараясь вспомнить, думал я. Независимо от происходящего, в памяти шла наряжённая работа.
Лес кончался. Тень от него шла за мной по пятам, словно цеплялась за ноги, солнце садилось за лесом. Справа начинались заброшенные поля, граничащие с лесом, поросшие кустарником, слева поле ржи вперемешку с васильками. Вот и первая повёрка: слева от дороги в поле показалась деревня.
- Может, заночевать в ней, а потом с утреца - домой? – подумалось на ходу. - А что? Появиться дома рано утром – это хорошо, первой увижу бабушку, которая всегда ждёт и всегда рада мне, а перед мамой и папой было как–то неловко.
Ноги повернули налево в поле. Впереди неведомо откуда появилась небольшая дворняга, оглядывалась и виляла хвостом, словно приглашая за собой.
- Откуда она взялась? Подозрительно, - невольно отметил я про себя.
 - Что это вдруг я стал такой подозрительный и трусливый? Неужели взрослею? Интересно... - усмехнулся в душе.
Деревня пуста, но свежие коровьи лепёшки означали, что жизнь в деревне есть.  Собака семенила впереди, оглядываясь на меня. Жилых домов я насчитал по одной стороне единственной улицы пять, по другой – три. Вот и эта деревня постепенно умирает, много старых заброшенных домов.
Моя проводница скрылась под калиткой последнего дома с открытой настежь оградой, в глубине которой можно было различить какую–то суету. Я кашлянул, привлекая к себе внимание. Собачка тут же затявкала. Из глубины ограды, поправляя платок на голове, показалась молодая особа в косынке на голове и фартуке на старорусский манер.
- Проходи в дом, коли пришёл, гостем будешь, - проговорила девица, выходя на свет, и я чуть не сел – она! Сейчас девушка улыбалась, как старому знакомому, - Квасу хочешь, холодненького, из погреба?
- Конечно, хочу, - выдавил я, прокашливаясь теперь уже по - настоящему.
- Васька, сгоняй в погреб, принеси квасу гостю, - через голову назад она обратилась в темноту ограды, - оставь телка в покое.
- Поднимайся в избу, - скомандовала девушка, - закрывая ограду. - Сейчас подою корову, угощу парным молоком. Будешь с хлебом и земляникой? Это наш ужин, разносолов не готовили, извиняй.
Наклоняя голову, чтобы не удариться о косяк, я вошёл в дом. Всё как обычно: светлая и убранная изба с пёстрыми самоткаными половиками, с иконами в красном углу, со столом и несколькими стульями, лавками вдоль стен и окон. Справа - русская печь с лестницей на лежанку, за заборкой и занавеской - кухня, слева от двери - железная кровать, два шкафа спиной к заборке, комод и сундук. Над входом полати – обычное убранство в домах этого края. Однако было как-то уютно, то ли от цветов на окнах, то ли от занавесочек и салфеточек с вышивкой.
При свете лампы поужинали.
- Электричества нет, тракторист случайно свалил столб, обещали завтра починить, электрик приедет. Раньше ляжем спать, чего в темноте–то шарахаться, - улыбаясь краешком рта, опуская глаза, говорила хозяйка. Где–то я видел такую улыбку с иронией, сожалением и стеснением.
Васька торопливо поел и убежал на улицу по своим делам.
- Живём вдвоём с братом, хозяйство у нас, справляемся. Мама болела долго, лежала, за ней ухаживать нужно было. Год учёбы пропустила.  Упала она неудачно со стога и заболела. Папа ещё раньше в лесу погиб, когда вывозили брёвна по зимняку. Тракторные волокуши соскользнули с колеи, вязанка рассыпалась, и его бревном придавило. Через год закончу десятый класс, поступать хочу в институт. Как учиться буду? Брата девать некуда, да и хозяйство зорить не хочется... Соседи обещали помочь. Как всё сложится? Одичала я тут одна – то. Хотя стараюсь, много читаю, но общение ничем не заменишь. У тебя вроде всё хорошо складывалось? Чего вернулся? На побывку? Ты что, меня не помнишь? Я в параллельном восьмом классе училась.
- О! Как? Сразу и не узнал, - начал оправдываться я. - Изменилась ты, что–то очень привлекательное появилось в облике, в то же время в глазах грусть и  нежность. В общем, всё есть, чтоб парни с ума сходили, а раньше не было этого. Красиво и с чертовщинкой, ты, случаем, не ведьма?
- Скажешь тоже! - зарумянилась она и сразу нахмурилась, - Запел, как соловей! Не морочь голову, не нравится мне это, когда несут ахинею. Молчи уж, если сказать нечего, за умного сойдёшь.
- Не обижайся, не хотел я тебя обидеть, искренне сказал, а уж как ты услышала – это твоё дело. Вот и поговорили, - не торопясь ответил я (думал бы прежде, как она может понять). Хотел сказать о том, что мы сегодня уже виделись, но промолчал.
 - Ну, если спать, так давай спать, - ответила она, - мы с братом спим в клети, а тебе постелю на сеновале, там полог есть.
- Хорошо, давай я тебе помогу и сразу лягу, - заторопился я ( а сам судорожно вспоминал, как зовут девушку: забыл напрочь!), - вещи я с собой заберу, чтоб утром не будить никого, сразу уйду.
- Никого ты не разбудишь: мне с рассветом корову доить, а Ваську пушкой не разбудишь, он засыпает сразу, как голова подушки коснется, а просыпается, когда  гимн по радио услышит.
 Фонарь зажигать не стали, так в темноте, на ощупь, разобрались. Два раза соприкасались руками и плечами, разве что искры не проскочили. Химия работала как надо, жар от её тела я чувствовал даже на расстоянии. Запах сеновала и её тела будоражил кровь, аж дыхание перехватывало.
- Ты чего пыхтишь? - усмехаясь, спросила Лена.
Да, точно, её зовут Лена! Вспомнил! Лена Чарушина – так и виделась подпись под фотографией на информационной доске в школе - поздравление лыжникам, занявшим первое место.
- Завтра с утра я уйду: в гостях хорошо, а домой всё равно надо.
 — Вот парным молоком напою, тогда и иди, - ответила она. - Нравился ты мне очень, - помолчав, добавила Лена. - У нас многие девчонки на тебя заглядывались, только ты особо никому не отдавал предпочтения, всем глазки строил и скакал как заведённый. Сейчас успокоился? Смотришь уже серьёзно и как–то странно, вроде сказать чего хочешь, но не говоришь. Почему?
Что я ей скажу, да и надо ли? Рассказать, что попал к ней, вроде, как и, не случайно. Поверит ли? Учиться в той же школе собирается, где я работать хочу, оба год будем готовиться к вступительным экзаменам... Да и не до меня ей: сколько серьёзных проблем накатило на девчонку, а я со своими хотелками... Повиниться - тоже не к месту. Да и в чём виниться? Не виноват, что оба повзрослели, что не разглядел её в школе, потому что незаметная была, да и мне до девчонок тогда дела не было.... А сейчас такая красивая и ладная девушка, как раз в моём вкусе, да и в глазах за ширмой серьёзности чертики прыгают, я же вижу. Особая красота людей – вятичей: крепкие сложением, с хорошими пропорциями, лица открытые, в веснушках, глаза сине - зелёные...
- Удобно лёг? Пойду я, спокойной ночи, - зашуршало сено, заскрипела лестница под её ногами, хлопнула дверь.
- Всё, спать, - скомандовал я себе, но не тут–то было: за эту ночь толком и не уснул.  Слушал треск сверчков и кузнечиков, где-то за огородами трещал коростель, в лесу ухал филин, внизу пыхтела и вздыхала корова, пережёвывая траву, периодически, как в ухо, кукарекал петух в ограде, ему откликались соседские...   Иногда казалось, что скрипит лестница на сеновал под чьими–то ногами. Временами проваливался в сон, чудилось, что обнимаю Лену неистово и страстно, до стона, и тут же просыпался. Под утро по крыше начали гоняться кошки и выяснять отношения, гукали голуби под козырьком крыши дома. Первый раз, как барышня, не заснул на сеновале.
Утром-таки удалось забыться и уснуть.  Почувствовал нежные прикосновения к щеке. Это неслышно подошла и села на край лежанки Лена. Сквозь сон услышал её запах и притворился, что сплю.
- Просыпайся, одинокий путник, дорога зовёт, - тихонько прошелестел голос девушки.
Нашёл её руку и поцеловал в ладошку, которая пахла молоком и хлебом. Она не отдёрнула, сказала:
- Давай поднимайся, парное молоко ждёт тебя, проспишь, кошки выпьют. Сегодня наша Мурлыка привела дикого и лохматого друга. Он не за тобой пришёл с дороги?
- Я не оглядывался, на подходе к вашей деревне меня встретила твоя собачка, а кота я не видел.
- У нас нет собаки,-  объявила девушка и отдёрнула руку.
- Началось... – подумалось мне, - пора уходить... Хоть я и не трус, а чертовщины боюсь.
Умылся у колодца, выпил молоко, приготовленное в крынке на крыльце, хлеб положил в карман и тихонько постучал в окно:
- До свидания, Лена,  увидимся ещё. Спасибо за молоко и хлеб, за приют и внимание.
- Забегай, если что, рада видеть тебя, - простилась со мной девушка в открытое окно, даже не выглянув.
Всю оставшуюся дорогу до дома Лена не выходила из головы, невольно втягивая в свои проблемы: куда она денет «хозяйство», когда начнётся учёба, и они с братом будут в интернате? Ну, а если поступит в институт на следующий год, то куда денется брат, сможет он один тут жить? И так далее, даже как–то устал от решения её проблем, отгонять начал эти мысли, свои проблемы надо было решить сначала. Однако снова и снова возвращался мысленно к ней. Было в ней что–то такое притягательное, и она вроде потянулась ко мне? Почему не выглянула в окно? Мои проблемы уходили на второй план.
- Балбес, не тем местом думаешь, - останавливал я себя, приближаясь к дому.
На подходе к селу повстречалось колхозное стадо коров, сопровождаемое тучей насекомых и пастухом верхом на лошади. После старого кладбища и бензозаправки повстречались мужики с пилорамы. Ремонтная мастерская уже работала, колхозная контора – тоже. Рано просыпается село, хотя суеты нет, посевная закончилась, всё посадили, заготовка кормов ещё идёт, готовятся к уборочной. Показались высокие раскидистые тополя около дома. Дорогу по этой улице так толком и не сделали, прокопали канавы для отвода воды, подняли насыпь дороги, по которой в ненастье ездить стало ещё и опасно: а ну как соскользнёшь в глубокую канаву, полную воды и грязи? Для отвода воды нужно раскапывать дорогу для прокладки трубы, а это сложно, да и как мы можем без трудностей. Пешеходы передвигались по деревянным тротуарам по обе стороны улицы, стараясь не форсировать дорогу без надобности. Благо сегодня было сухо. Калитка, кусты сирени, цветочные клумбы под окнами, роскошное крыльцо – всё, я дома! Кончились встречи с чудесами?

         -- Невезение или удача --

В этот раз случилась осечка, в результате получил неуд от наставника, моего ангела хранителя: где–то я накосячил или это он всё подстроил потому, что так нужно?  А как было волшебно, такой счастливый билет, такой шанс поймать удачу за хвост!
 Правда, пришлось два года упорным трудом доказывать, что имеешь на это право - учиться в физмат школе Ленинградского университета, первого этапа в цепи событий.
   Рано свыкся с новой действительностью, вжился в образ физика, примерял  его на себя как удобную и красивую одежду, о которой мечтал, как артист примеряет свою роль, которая становится уже частью его самого, и вдруг -  прокол. Мечты, мечты - как они были реальны!
 Оказывается, испытаний для меня у судьбы было припасено немало, и на каждом следующем шаге нужно было снова доказывать, что соответствуешь, что по силам выбранная цель, что имеешь право...
Не знаю, что произошло, но полная уверенность в своём "я" повернулась ко мне боком на первом вступительном экзамене по математике.  Я не мог вспомнить ничего из того, что знал и чем владел в совершенстве. Запаниковал и ушёл с экзамена. В голове был сумбур, мысли прыгали, так что я даже не сообразил зайти в приёмную комиссию, а надо было: не потерял бы год. Тогда и не о чем было бы рассказывать сейчас. Зачисление-то уже состоялось по результатам ежегодного участия в олимпиадах.
 А выбор направления сделан, и я хочу быть физиком! Двигать науку или как мой отец, преподававший в школе эту точную науку, сеять разумное...
  Вот год отдохну - и снова вперёд.
 Всё началось два года назад с участия на олимпиаде по химии в районе, когда за отпущенные четыре часа на решение задач я успел решить дополнительно задачи по физике и математике. Потом в области повторил результат. Мне предложили учиться в физмат школе в Ленинграде, где произошел большой отсев за два года, и к окончанию школы дошёл один из трёх человек. Два года напряжённой учёбы в этой школе, вступительные в университет и - фиаско! Смирись, гордыня! Приходится возвращаться домой, хорошо ещё, что в армейский набор не попал.  Предстоял год разгрузки, размеренной жизни. Понятно, что нужно работать, продолжать набираться знаний по тем дисциплинам, по которым теперь нужно будет сдавать экзамены наравне со всеми.
Вернулся домой, в родную школу в надежде, что я могу быть полезен. Нашлось сначала заштатное место воспитателя продлённого дня. Потом всё сложилось:  преподавал физику и математику в шестых и седьмых классах, уроки физкультуры,   замещая основной состав учителей. По своей инициативе вёл в выпускном классе   факультатив конкурсных задачах для подготовки выпускников к поступлению в вузы. Периодически по окончании факультатива устраивали танцы в виде релакса.
Из общественной нагрузки примерял на себя роль массовика - затейника, организовывал вечера и праздники в школе, участвовал в смотрах художественной самодеятельности сельского клуба и даже в агитбригаде, которая давала концерты по району. Всё было интересно. В том числе охота на волков и отстрел диких собак, проводимые сельсоветом, а также ремонт мостов через речку и кровли на льнозаводе в качестве подработки. В общем, для меня годился любой кипиш, кроме голодовки. Село в те времена было большим, жизнь била ключом, народ лёгкий на подъём, во всех мероприятиях участвовала вся молодёжь села и выпускники школы в том числе.  Кстати, в этот год процент поступивших в вузы выпускников был, как никогда, высоким и лучшим по району. К слову сказать, наши сельские учителя, следовавшие принципам советской классической школы, давали детям глубокие и прочные знания.

Лето. После возвращения домой сначала хотелось осмотреться и потом потихоньку - помаленьку, как говорится, органически влиться в размеренную жизнь села. Руки просили дела: перестелил полы в дровянике, поправил парник перед домом, срубленный из брёвен в лапу, перебрал мостки с дороги во двор и гараж, наладил тротуары от крыльца до бани...Да мало ли дел в деревне у дома! В обязательной программе - сенокос. Всегда в солнечный жаркий день, когда оводы тучами, когда пот ручьем и рубашка на спине становится мокрой...Эх! Раззудись плечо, размахнись, рука!
Просыпаясь на сеновале, я снова наслаждался вольницей, запахами деревни, криком петухов по утрам, пыхтением коровы в хлеву подо мной, громким разговором   бабушки с буренкой, обязательным громыханием ведром спозаранку... Как же мне всего этого не хватало в городе!
Люблю утро!  Просыпался рано, хотя забирался на сеновал иногда под утро с ночных похождений, как мартовский кот. Утренняя зарядка на реке с водными процедурами, литр тёплого парного молока, и я готов к подвигам! Совершенно неважно, что в этих подвигах никто не нуждался, но душе и телу требовалось, энергия пёрла изнутри до вечера.  Представляете, что может натворить такой Perpetuum Mobile, если его не грузить работой? Возраст к тому же такой, когда под действием гормонов нужно любить кого–то, просто неодолимая физическая потребность. Пока учился, нравилась соседка на год старше, а вернулся - понял, что это не мой вариант. Увлёкся другой, тоже на год старше, благо каникулы у студентов, и она приезжала домой. Не выходила из головы девочка, которую встретил в первый день приезда, даже снилась периодически настолько реально, что однажды бабушка, подслушав поутру моё пыхтение и возню, а может, и разговор во сне, спросила:
- Ты что, не один там, что ли?
 Просто - счастье, что в те времена не было интернета и засилья телевидения, времени хватало на всё, очень много читал вечерами, бывало - и ночи напролёт с фонариком. Понравилась книга - выбирал все произведения этого писателя, которые были доступны даже по системе заказов между библиотеками. Какое–то время воспринимал окружающий мир глазами героев этого писателя. При одних и тех же декорациях разыгрывалась каждый раз новая история! Волшебное время, когда можно примерять на себя любую роль. Фантазия спущена с тормозов. Я буквально захлёбывался такой жизнью, был безгранично счастлив, если не считать немного грусти от недавнего провала на экзамене. Вечерами накатывали воспоминания о милой девочке Тане из физмат школы, о моих друзьях, от которых я добровольно отстал на год...  Мой ангел - хранитель оставил меня на второй год! Сейчас, спустя много лет, понимаешь, что так и надо было, вмешалось провидение, и при  любом минорном настроении в последующем мысленно возвращался в этот год за душевной подпиткой.
Месяц ушёл на то, чтобы осмотреться, оценить активы и рамки, в которых теперь придётся крутиться, подстроиться под размеренную жизнь села и друзей, побывать на рыбалке на всех излюбленных водоёмах – реках: Вятке, Пижме, Боковой, Ширее и Чёрном озере. Спортивная рыбалка позволяла мобильно собираться ограниченным составом в любое время. Не менее интересной была рыбалка с бреднем на Вятке ночью по пескам. Тогда уж собиралась большая компания на бортовой машине на всю ночь. Такие поездки воспринимались, как предлог собраться и провести ночь на песках самой лучшей реки Вятки. Варили жирную уху, купались ночью, прыгали вокруг костра - только за это стоит любить свою малую и большую Родину.
Незабываемыми были танцы под магнитофон в клубе, куда собиралась вся молодёжь села. Нередко вечерами по субботам ездили на танцы в соседние селения. Часто выезды в гости сопровождались потасовками, в которых и я участвовал, если "нашим" нужна была помощь. Счастливое, прекрасное время! Устраивали и дома гостеприимные встречи приезжей молодёжи – это было общепринятое развлечение при дележе представительниц прекрасного пола, так было всегда.
Лето – время проведения массовых гуляний в сёлах района под разными названиями. В Чистополье праздник назывался красиво – «Ивановская». Эти мероприятия относились к общей культуре региона и имели глубокий смысл с точки зрения коммуникаций между селениями, обмена невестами, торговли, некими соревнованиями достижений. Праздники проводились шумно при участии сельсовета, колхоза, районной торговли и клуба. Никакой милиции: за порядком следила принимающая сторона. Случались драки локального характера, но их быстро гасили. Серьёзные потасовки бывали всегда вечерами в клубе между местными парнями и гостями, пришедшими на танцы. Так принято.
 Не помню, было ли какое название гулянья у нас, мероприятие проходило за селом ниже по течению реки с одноимённым названием села.
Программа праздников и их организация складывалась десятилетиями, все знали «свои» места на отведённом участке, программу и последовательность проведения. Праздновали от души, с размахом, удовольствием и даже азартом, располагались на лугу семьями, соседями вместе с приглашёнными в гости родственниками, друзьями из других мест.  Из района приезжала торговля, мужчины с трёхлитровыми бидончиками выстраивались к бочке за разливным пивом, женщины раскладывали на скатёрках закуску, ребятня толпилась у ларьков со сладостями... Парни принимали участие больше в состязаниях, девчонки - в конкурсах на лучший танец, песню. Всегда было весело даже понаблюдать со стороны, особенно, когда начинали выступать гости со своими номерами приветствия. Во второй половине дня я увидел Лену, она отплясывала с другими девочками на импровизированной сцене.
- Нравится? Закрой рот, муха за летит, - дёрнул меня за руку мой друг.
- Как ты догадался, что именно на неё засмотрелся? – спросил я.
- Чего тут не догадаться, она раньше тебя увидела, смотри, как глазами стреляет в твою сторону. Эх, какая штучка, как я раньше не разглядел, - позавидовал товарищ.
- Да я, собственно, совсем недавно с ней познакомился, случайно, - ответил я, понимая, что сегодня мне будет трудно сбежать от неё. Не стоит переходить за рамки приличия, она ещё школу не окончила, а мне в этой школе работать.  Мне нужен другой вариант, но, какая волна поднимается внутри, когда танцуешь с Леной, как электричеством пробивает до дрожи! Похоже, она испытывает то же самое, вздрагивает всем телом под моей рукой...  Мне просто необходимо отвлечься на другую девушку, иначе не смогу удержать себя...Разум говорил одно, сердце - другое. Хорошо это или плохо, я не решил, но заставил себя переключиться на другую девушку. На душе было муторно и тоскливо... Однако думы о Лене не отпускали меня, она как будто контролировала меня, отслеживая любое моё увлечение и пресекая на корню. Даже выпивка не помогала забыть девушку... Эх, Лена, Лена, что же ты творишь?
 Уже позже, вспоминая свои терзания, понял, что не надо было держать свои чувства в узде. Ну и что, что она может стать моей ученицей? Разница в возрасте у нас никакая! Однако это деревня!


       -- Школа --

 Начало учебного года.
 Закончилась летняя вольница, нужно опять вставать в борозду, привыкать к режиму, примерять на себя новые и старые дисциплины, знакомиться снова с учителями, учащимися, а преподавателям снова привыкать к классам, к расписанию...  Школа встречает запахом ремонта, свежей краски. Всё как бы заново, почти с чистого листа.
Прошло лето, а это маленькая жизнь, значительный отрезок времени, насыщенный событиями.
Категорически против того, чтобы задавать ученикам на лето! Как сейчас помню, пришёл во второй класс и забыл некоторые буквы, не говоря о том, чтобы читать в каникулы. Хорошо отдохнул!
Основная задача школы - научить детей учиться и помочь понять, в чём их призвание, чем им следует заниматься с учётом индивидуальных особенностей, чтобы стать счастливыми. Только занимаясь любимым делом, можно достичь результатов, получить признание и уважение, а учиться придётся всю жизнь, и очень важно уметь это делать.
Каждому жизнь предоставляет случай, когда нужно однозначно ответить, о чём мечтаешь, что ты хочешь.  Важно в этот момент точно знать, не мямлить и не перечислять свои желания, иначе упустишь момент, а настанет ли другой такой случай – это ещё вопрос.
Трудно дать оценку событий этого периода по истечении времени в моём случае, что было: наказание за гордыню или благо на будущее? Одно точно – школа — это место учёбы для учеников и учителей.
Всегда не просто приходить в сложившийся коллектив, тем более не просто делать это в первый раз, особенно, когда ты вчерашний школьник.
 Сложно приходилось осваиваться в новой школе, приобретать новых друзей каждый раз, когда родители переезжали на новое место жительства.  Но одно дело, когда ты ученик, и совсем другое, когда ты член педагогического коллектива. Поэтому с трудом пришлось привыкать к новому статусу – уже не ученик, но ещё и не учитель, так как прошло всего два года с момента учёбы в этой школе в восьмом классе.
Именно в последний год ученичества у меня сложилась конфликтная ситуация с учителем биологии, который, с моей точки зрения, вёл себя недостойно по отношению к ученикам, позволял оскорбительные слова.  Я тоже не подарок: ответил дерзко. До рукоприкладства, конечно, не дошло, однако противостояние "учитель - ученик" переросло в позиционную войну на уничтожение.  Он отказался учить меня, а я учиться у него. В результате я пропускал его уроки, и мне разрешили сдать экзамен по биологии комиссии в конце года. Такое решение педсовета для разрешения конфликта инициировала Валентина Петровна. Она преподавала химию и была для меня самым уважаемым преподавателем и образцом женщины. Экзамен после часового "допроса" я сдал на отлично.  Это было для меня делом чести.
 И вот спустя два года произошла переоценка тех событий, и я уже не чувствовал себя героем, но и стыдно мне не было. На моих уроках поначалу часто присутствовал завуч, уважаемый мною человек, и я постоянно волновался и тщательно готовился к урокам. После урока проходил разбор полётов и работа над ошибками. Никогда   не обижался на замечания этого человека, хотя воспринимаю критику без удовольствия. Постепенно втянулся, мне нравилось готовиться к урокам, видеть заинтересованность учеников, их внимание. Бывало, так увлекался подачей материала, что забывал о плане урока, хотелось дать детям всё, что знал сам, что нашел при подготовке к уроку в пособиях или предметных журналах. Время заканчивалось почему-то удивительно быстро, но даже после звонка никто не срывался с места. Если видел, что не до конца меня поняли, назначал дополнительные занятия, на которые приходили все, хотя это было делом добровольным.
После первой четверти пришлось переписывать классный журнал по настоянию завуча в  тех классах, где я вёл уроки. Оказалось, что я занизил оценки на один балл как минимум.  Получил внушение от старшего товарища:
-Ты что это наставил двоек в таком количестве? Их знания со своими не равняй! Дети слушают тебя с раскрытыми ртами, никто на уроках не отвлекается. Значит, полюбили, а ты им двойки! Совести у тебя нет! Бери журналы и до завтра всё переписать!
Кинул через стол два журнала.
Надо отдать должное всем учителям, да и ученикам тоже, что сделали вид, будто ничего не произошло. Зато по результатам третьей четверти выявилась другая проблемка, уже для других преподавателей, и это обсуждалось на педсовете.  Успеваемость не только по моим, но и по другим предметам в классах подросла значительно, поэтому пришлось пересмотреть отношение к части "хронических" двоечников всем преподавателям после доводов завуча:
- Вы, Наталья Петровна, почему продолжаете ставить двойки Колпащикову в шестом классе? У него по физике и математике уже вполне хорошие отметки на проверочных контрольных работах РОНО, а Вы ему двойку по географии? Или Вы, Лидия Петровна, по истории? Не можете заставить учить? А может быть, не умеете увлечь на уроке своим материалом? Для примера я назвал только одного ученика, но есть такое положение и по другим ученикам. Прошу отнестись серьёзно. Даже выпускной класс написал математику без единой двойки! За это стоит поблагодарить Алевтину Ивановну.
Те учителя, кому нравится профессия, кто болеет душой за учеников, очень искренне реагируют на замечания, могут и расплакаться. Могу сказать, что коллектив в школе был очень хороший, старались, все не жалея живота своего, особенно учителя математики, химии, физики. Я с удовольствием готов был заменять всех при необходимости, только приходилось готовиться к урокам как следует, если вопрос касался не математики, физики или химии. Нравилось заменять учителя физкультуры. Казалось, что этот предмет легче, чем другие. Но когда на моём уроке мальчишка сломал руку на брусьях, физкультуру лёгким предметом я уже не считал. Переживал очень и винил себя.
Многие учителя имели огромный жизненный опыт и реально помогали ученикам понять самих себя. Школа учила любви к Родине, природе, вниманию к старшим, подавала пример вдумчивого отношения к профессии, семье, помогала определиться с приоритетами в жизни, понятия чести и совести были не пустыми словами. Сегодня, мне думается, этого не хватает школе, такое впечатление, что не дают это ребятам, хотя, может быть, это только кажется.
  Отдельно завуч сказал мне:
- Завёл ты всех, дорогой, сам не желая того, особенно своими факультативами в выпускном классе. Похоже, все, за редким исключением, готовятся поступать в вузы. А может, и не ты это, а просто время такое пришло? В любом случае, молодец, старайся.
Я и старался так, что через год уходил из школы со слезами расставания, и в этом мне не стыдно признаться. Спасибо тебе, школа и родители, что привили любовь к профессии. Мне всегда нравилось учиться, всегда делал это с любовью. Однако при этом за время учёбы в университете успел наделать столько косяков, что до сих пор стыдно. Но это было потом, а сейчас мне было интересно, как бывает интересно путешественнику знакомиться с новыми местами. Чувствуя догляд наставников, я работал с прилежанием и рвением. Каждый раз тщательно готовился к занятиям в выпускном классе, используя три авторитетных пособия для поступающих в вузы и два сборника конкурсных задач по физике и математике. За мною с интересом и вниманием следили красивые глаза Лены. Для меня это были самые счастливые моменты. Девочки, конечно, примечали наши переглядывания, но дальше этого дело не шло. Для всех я был влюблён в другую девушку и ходил её провожать с танцев, когда она приезжала на каникулы или навестить родителей.  Она меня воспринимала скорее, как необходимость иметь парня, особого притяжения, между нами, я не чувствовал. Однако, я не пропускал ни одних танцев, на которых была Лена, чтобы не пригласить её хотя бы раз. При этом получал такой заряд, которого мне хватало до следующего раза. Я умудрялся чувствовать её присутствие даже спиной. Она отличалась от своих одноклассниц серьёзностью и сдержанностью, при этом умела улыбнуться так, что у меня тут же пересыхало горло и кружилась голова.

      -- Прощание с домом --

Для меня окончание школьного учебного года означало начало экзаменов в университет. Я с грустью простился со школой и отправился в Ленинград на две недели раньше вступительных экзаменов. Хотелось побывать на консультациях и устроиться на период экзаменов без суеты.
С экзаменами прошло как – то незаметно и быстро, даже в памяти зацепиться не за что. Поступил.
Перед учёбой я вернулся домой, а голове сидела встреча с Леной. Будет ли она дома, поступила ли она, как удалось решить вопрос деньгами?  Ругал себя, что даже не подумал помочь ей деньгами, ведь я сумел хотя и немного, но заработать за год своего учительства, да и сидел, как говорится, на родительских харчах.
Возвращался домой с ж/д станции старой дорогой, стараясь, как год назад, делать всё в той же последовательности, двигаться тем же маршрутом. Но встретиться с Леной не получилось. Дом стоял покинутый. Не думал, что такое рядовое событие так выведет меня из себя. Не разбирая направления и дороги, я брёл до глубокой ночи, и только тогда понял, что пора бы определиться – куда мне нужно. За время пути извёл себя неразрешимыми вопросами, на которые и отвечать – то, по сути, было нечего из-за отсутствия информации о девушке. Я брёл по утоптанной тропинке среди скошенного луга.  Из низины, от леса, поднимался туман, молодой месяц прятался за набегающими тучками, трещали кузнечики...Контуры деревьев и кустов были расплывчатыми, нечёткими, и то, что издали виделось кустарником, вблизи оказывалось скирдами сена.
- Где это я?  Часа три уже иду в тумане, пора бы и домам появиться...Не заплутал ли? Пожалуй, надо остановиться и дождаться утра, тоже мне, «ёжик в тумане» - мысленно ругал я себя.
Я просидел до рассвета у костра на опушке леса, и только когда рядом закричали петухи, понял, что   вышел к селу со стороны старого кладбища. Меня даже передёрнуло.
 Много всего я успел передумать с момента выезда из Ленинграда. Пришёл к выводу, что мне, кроме этой девушки, никого не надо. Окончу университет, и мы будем вместе. Решение твёрдое и ясное. Осталось найти Лену до отъезда на учёбу. С этими мыслями я дошёл до родительского дома. После утренней порции парного молока заснул на веранде на сутки.
Месяц перед учёбой пролетел незаметно, оторваться напоследок не получилось, пропал куда – то кураж. Из знакомых никто не знал, куда уехала Лена. И вот я снова по старой дороге, теперь уже из родительского дома, отправляюсь до тракта, надеясь встретиться с Леной. А вдруг? Вдруг она приехала? Увидев её деревню, почти бегу, сердце стучит уже где - то в висках, знакомая калитка, но дом пуст - похоже, его покинули навсегда...  Еле передвигая ноги, бреду на тракт в надежде на попутках добраться до ж/д станции.
  Первый год студенчества "проканителился" на стипендию и помощь из дома, денежные запасы кончались быстро. В каникулы я планировал поехать в стройотряд на заработки. Побывать дома собирался только на неделю ближе к сентябрю. Так вышло, что и денег толком не заработал, и по хозяйству дома не помог. А то, что заработал, успешно прогусарил по приезде в Ленинград из Коми, где работал стройотряд. Денег едва хватило скататься по осени на побывку домой, а в городе пришлось устраиваться в ЖКО и трудиться во время учёбы сначала дворником, а потом электриком.
Через год осенью по дороге домой   я снова проходил через её деревню. Жилых домов поубавилось, соседи не знали, куда поехала учиться Лена. Брата она отправила к тётке в Пермь, адреса они не знают.
Тогда в первый раз я задумался о том, что заканчивается детство и рвётся связь с домом, хотя я сопротивлялся этому как мог. При первой же возможности мчался домой, для меня это казалось первоочередным и жизненно необходимым.  Мама, как всегда, всю себя отдавала работе, для неё школа была главной составляющей жизни. Бабушка, как умела, вела хозяйство, обеспечивая тылы. Папа часто болел и следил за балансом интересов, брат учился в школе, а я теперь бывал дома только наездами. Главный устроитель семьи – женщина - ушла в работу, жизнь в доме шла как бы по инерции, в настроении мамы просматривались и сожаление, и разочарование, и какие - то неосуществлённые надежды... Самое сложное было то, что все это понимали, кроме брата, который был компенсатором, и все его баловали, как это бывает при таких обстоятельствах. Такое настроение в семье, конечно, не могло меня не волновать, но не менее важным было для меня осознание того, что я расстался (или почти расстался) со своей любовью. И всё же я гнал эти мысли, где - то в глубине души теплилась надежда на встречу с Леной.
 Вроде всё логично делал, в интересах всех, но не её.  Испугался ответственности, проблем? Ценишь тогда, когда теряешь. Надо было не убегать, а решать проблемы по чести - вместе. Трус.
Как и прежде, я старался бывать дома, как позволяли дела. Приезжал зимой после сессии в обязательном порядке, осенью перед учёбой после шабашек на Севере.
   Прошли четыре года. Однажды зимой в очередной раз добирался домой по старой дороге, хотя открылось автобусное сообщение по новой трассе. Мороз с ветром и снегом приняли меня на повёрке при выходе из попутки.  Надеясь, что справлюсь, я смело ринулся в метель. В лесу снег кружило и вертело так, что казалось, он метёт со всех сторон, даже снизу.  В открытом поле задувало с северо-востока, и было впечатление, что пришли в движение даже сугробы. Ориентируясь наугад и переползая сплошные заносы дороги, медленно продвигаясь вперёд, я выбился из сил и понял, что недооценил силы природы: двенадцать километров могу и не преодолеть. Главное - не сбиться с дороги, не сойти с неё и не поддаться соблазну присесть и немного отдохнуть. Тогда - всё! Замёрзнешь! В поиске поворота на деревню Лены я развернулся лицом на север. Через час стало понятно, что я промахнулся и не попал в деревню. Всё вокруг тонуло в снежной мгле. Ничего не оставалось, как продолжать движение и попробовать найти признаки дороги. Когда надежда выйти к домам окончательно угасла, когда руки и ноги уже не чувствовали холода, а лицо буквально заледенело, я увидел силуэт дома. Крыша выросла прямо из сугроба, крыльцо утонуло в снегу. Ни огней в доме, ни собак рядом. На мой резкий стук никто не отозвался. Оставалось искать возможность забраться в дом, потому что он был единственным моим спасением. Во всяком случае, там не дует. И можно найти какие - то дрова и растопить печь.   Через заднюю дверь получилось забраться в ограду, а оттуда в избу. В доме оказалось тепло, но хозяев не было. Не раздеваясь, нащупал лавку, присел. Тело размякло, сил совсем не осталось. Никаких других дум, кроме той, что спасён, не было. Заснул прямо на лавке.
 На рассвете стало понятно, что я всё – таки добрался до дома Лены. Но кто протопил печь?  Признаков присутствия человека найти не получилось, хотя в доме чисто, даже пыли нет.
Дрова около печки аккуратно сложены, и спички на полу, в ведрах свежая вода, на столе пустой чайник.  Получалось, что я мог встретиться с хозяйкой дома (почему - то верилось, что в избе была именно Лена), но опоздал. Значит, надежда всё же есть. Загадки разгадывать не хотелось, а сейчас пора собираться домой. В ограде поискал охотничьи лыжи, но тщетно: пришлось выбираться на карачках через сугробы. Погода постаралась за ночь, и утром стало помягче, мороз немного отступил. Дорогу определяли вешки, но скоро появился санный утренний след из деревни слева.
Из дома я уезжал по новому шоссе, не хотелось доказывать домашним, что старая дорога лучше. Автобусы из районного центра ходили два раза в сутки на ж/д станцию.
Осенью этого же года, традиционно навещая родителей, я застал хозяйку дома, хотя предчувствия или надежды не было вовсе, скорее, в силу привычки выбрал опять старую дорогу.
Погода стояла солнечная. В природе появились желтые тона. Птичьи стаи носились над скошенным полем, готовясь к перелёту. Наслаждаясь высоким синим небом, я свернул в деревню. Жилых осталось два дома, у покинутых домов появились заросли кустов среди высокой, никем не скошенной травы. О чудо! Вокруг знакомого дома трава скошена! Даже кто – то сгрёб её в кучу. Значит, Лена может быть дома? Лоб вспотел, и сердце застучало как машинка Зингер, часто и гулко. Поднял глаза и потерял дар речи: на крыльце на верхней ступеньке сидела Лена. Улыбались одни глаза.
 - Привет! А я жду тебя. Всегда.  Входи, поставлю чайник, сварю кофе, как ты любишь, я всё знаю о тебе, - милый бархатный голос,  почти забытый...  -   Мне сказали, что ты частенько бываешь здесь, потерял чего?
Не веря, что всё происходит наяву, я ничего не ответил.
- Разбежались мы с тобой, но я всё это время надеялась встретиться. Приехала вот на могилы к родителям.
Не пытаясь больше сдерживать себя, я шагнул к ней.
Как же вздрагивает её упругое тело, как жарко дышит грудь! Как сладко пахнут её волосы! Мы стояли на крыльце, прижимаясь друг к другу, не в силах разомкнуть руки. Не помню, что я говорил торопливо и скомкано, не помню, что отвечала она...Всю ночь говорили и говорили...Уехала в Пермь к родным... Замужем... Есть сын...
Под утро мы заснули в объятиях друг друга. Следующий день был такой же солнечный и счастливый.  Это было как погружение в сказочную страну. Так бывает, когда можешь с человеком помолчать обо всём и не торопясь рассказать всё, что не имеет никакого смысла; когда видишь в глазах любимой невообразимую ласку и нежность, когда не скрываешь свою счастливую и глупую улыбку. Но всё когда – то кончается. Я даже вздрогнул от её голоса, так резко поменялась тональность:
- Давай будем прощаться, мне пора. Я провожу тебя до дома и выйду на повёрку к вечернему автобусу. Спасибо тебе. Роднее тебя у меня никого нет, кроме сына. Он ещё маленький. Брат учится в Кирове в политехе.  Муж работает на пермском авиазаводе, он старше меня на двенадцать лет, с ним отношения не очень складываются, не хочу пускать его в мой мир, а его – мне не нужен.
Я биолог, и работа мне нравится.  Не хочу о себе, главное - я встретила тебя, мыслями о тебе жила всё это время, надеялась, что найдешь меня, а ты не приходил. Я не упрекаю тебя, вижу, что ты так и не расставался со мною. Никуда ты не денешься от меня... Мы будем вместе и будем счастливы, это я теперь знаю. Немного времени, и я найду тебя. Адрес свой я пришлю твоим родителям. Так надёжней, ты всё равно забудешь или потеряешь, вижу твоё состояние. А теперь идём, время поджимает.
Я проводил её до автобуса.
Не буду описывать, в каком состоянии я остался, всё равно не объяснить чукче на пальцах, какой вкусный апельсин, а те, кто сталкивался с сильным чувством, тот и так поймёт меня.
Для меня наступила продолжительная осень. Красивая и очень грустная пора на несколько лет. Адрес не пришёл родителям, а может, они не сообщили мне.


      -- Малая Родина --

У каждого человека есть место, куда рано или поздно хочется вернуться, и чем становишься старше, тем сильнее   желание. Может быть, не в то место, где родился, а в то место, где детство совершило переход в юность, или то место, где свернул не туда.  И, кажется: стоит только вернуться в родные места, которые с годами становятся всё ближе, и сможешь, как бы через время, вернуться в прошедшую жизнь. К сожалению, это иллюзия. А как обидно! Находятся люди, которые с горечью предостерегают от такой попытки, уверовав, что окончательно оторвались от родных мест:
- Не стоит возвращаться туда, где тебя не ждут.
Если бы мы всегда учились на чужих ошибках и прислушивались к рекомендациям, то была бы другая жизнь. Скептики ещё говорят так:
- Если б у бабушки были яйца, она была бы дедушкой.
В жизни не всё так просто. Почему люди упорно стремятся в своё прошлое? Может быть, потому что становится себя жалко, или нет ответа на возникшие сегодня вопросы, или накатывает нестерпимое желание вернуться на тот жизненный "поворот" и всё исправить.
Так или иначе, я собрался и поехал. Работа позволяла, машина хорошая, денег достаточно даже для начала новой жизни.  На подъезде к родным местам больно защемило в груди, к горлу   подкатил ком...
- Не нужно спешить, столько собирался, - подумал я и решил заночевать недалеко от повёрки на село, хотя о ночлеге думать было рановато.
В поисках места остановки пришлось проскочить один, а потом и второй поворот. Свернул на заброшенной третьей повёрке к лесу, наверное, к деревне Гавричи. Встал так, чтобы с дороги не было видно ночью костра. По заведённой привычке сделал несколько кругов разного диаметра вокруг стоянки. С удовольствием и даже какой - то детской радостью срезал несколько красных и белых грибов, поел от души костяники. Нашёл чистую речушку поблизости. Боль в груди немного улеглась. Засветло приготовил себе на газовой плитке жаркое из грибов с гречневой кашей. Приготовил чай на листьях смородины, земляники и цветов иван-чая. Получилось душисто и вкусно.  После трёх кружек чая накатила усталость, дрёма, и я заснул у костра, даже не закрыв машину.  Утро началось с переклички петухов с двух сторон, от двух ближайших деревень. Неужели там кто – то ещё живёт? На траве и кустах осел туман, одежда намокла, придётся переодеться, но это потом. Пробежаться просто необходимо, многочасовые сиденья за рулём нужно разбавлять пробежками, чтобы чувствовать себя хорошо. Собрав раскиданные вокруг костра вещи, я выбежал на повёрку, засёк время и треньком направился в сторону Криуши.  До развилки с дорогой на Советск будет далековато, а тридцать минут – в самый раз. Через час вернулся к машине. Допил остатки чая, разделся и покатался по росе.  Такая росная ванна была приятна и взбодрила окончательно. Насухо вытерся полотенцем и оделся. Готов к подвигам! Настроение не чета вчерашнему. Выехал на дорогу и повернул в сторону кладбища. Вспомнил, как приезжал к родителям сразу после пожара у них зимой, как вылез с попутки на этом месте и в поте лица пробирался через переносы снега на карачках к Смолино, так назывался этот конец села. Добрался до дома и встал напротив высоких тополей. Теперь на месте дома торчала печная труба, тополя обгорели... Сколько я стоял в растерянности от увиденного - не помню. Пришёл в себя от озноба, на лице сопли и слёзы. Почему – то подумалось об отце: сможет ли он пережить этот момент с его больным сердцем? Теперь они приютились в доме через дорогу в средней квартире, которая пустовала.
Сигнал сзади вывел меня из воспоминаний: оказалось, что я остановился, не съезжая с дороги. Покатился дальше до поворота к селу, свернул и остановился около льнозавода. Дальше решил прогуляться пешком, утро и весь день впереди. Шел по родному селу, где уже никого из родных не было и меня никто не ждал.  С большим трудом узнавал знакомых, над которыми безжалостно поработало время. Ловил себя на мысли, что и я - то ведь для них уже не тот!  Себя каждый день видишь в зеркале, перемен во внешности вроде и не замечаешь... Ну разве вот морщинки новые появились...Да и серебра в волосах побольше стало... А в основном - всё такой же. Вполне себе узнаваемый. Встречаешь кого - то через много лет, думаешь: как он постарел! А я - то не меняюсь!!! Смешно...Наверно, каждый испытывал что - то подобное.
Радовало только одно, что село живёт, сопротивляется времени. У дома культуры - цветники, вон мальчишки на велосипедах, о чём - то весело переговариваются. Вот и наша двухэтажная, буквой "П"школа. По бурьяну вокруг неё сразу стало понятно, что в ней давно уже никто не учится... Да и сама школа представляла жалкое зрелище: зелёная краска на её обшивке давно уже облупилась, некогда белые наличники окон выглядели серыми... Как жаль, что всё когда – то кончается...
Ещё два поворота, сельсовет слева, а справа - покоцанные временем и пожаром тополя около построенного на родном пепелище нового дома, но уже чужого. Отец так и не смог смириться с тем, что у них всё сгорело, и постоянно вспоминал о вещах, которых уже нет, но думал о них, как если бы они были. Никто не доказывал ему обратное.
Я вспомнил, как зимой провожал меня отец в последний раз.  Не смог он тогда завести промороженную машину. Разводил руками, как бы извиняясь:
- Прости меня, сын, не получилось, придётся тебе пешком идти до автобуса.
И слёзы  текли по его лицу, видимо, догадывался или предчувствовал, что можем уже не увидеться больше...
- Ничего, пап, не расстраивайся, мне это запросто, пять километров не крюк для бешеной собаки.
А про себя:
-  Надо было подумать заранее об этом и, чтобы не расстраивать отца, заранее прогреть машину. На душе было очень горько, я всю дорогу, пока шёл на повёрку, плакал, не сдерживая себя.
Какой удар для родителей под занавес! Пожар - и сгорело всё. Да, это было всё. А семья распалась ещё раньше, только тогда не видно было так вот сразу. Дом восстановили, люди не бросили, родные помогли, но отец пережить такое потрясение не смог и вскоре умер. Ещё раньше уехала бабушка к дочери, не получилось у неё с нами, как рассчитывала. Мама уехала к сестрам в Киров и вскоре вышла замуж. Как – то нехорошо всё получилось, вроде и оправдаться можно, но на душе плохо, и винить некого.  Место было такое родное, но и в то же время уже не своё: самых близких людей нет. С «нашего» крыльца крикнули мне как – то даже приветливо:
- Тебе чего надо, потерял кого? Чего торчишь посреди дороги?
 Да, пожалуй, потерял...  Потерял главное, наверно, всё, что было - отчий дом, даже село родное.  Пора уходить. Куда? До конца улицы, на берег реки и потом в обратную сторону. Маршрут составлять не хотелось: пойду, куда ноги несут. Так я бродил по селу, стараясь не проходить по одним местам дважды, несколько часов, даже о еде не вспомнил. Заплутал между временами: вроде ходил по селу в прежнее время, по знакомым местам, но изменения в селе напоминали, что время сейчас совсем другое. С редкими знакомыми, которых я узнавал с трудом, а они меня – нет, здороваться не хотелось. Остановиться и поговорить с ними не о чем: не настолько мы были близки, а узнавать, что многих земляков уже нет в живых - было печально... Ком горечи в горле так и не проглотил... И чего, спрашивается, припёрся? Только душу растравил...
Пошёл в сторону льнозавода, к машине, и ... встретил её.  Заметил издалека и первым. Лоб покрылся испариной: что, опять начнётся чертовщина?
- А я тебя ищу, - знакомая и милая улыбка, время её не коснулось, только добавило грусти в глазах, - родной мой, милый, не отпущу теперь тебя никуда!
Это был новый росток на старом пепелище. Та начался   счастливый период нашей жизни.  Никогда не представлял, что можно наслаждаться так близостью любимого человека, ощущая его рядом, просто так радоваться новому дню, всё взахлёб уже более двадцати лет. Что будет завтра - никто не знает, и меня это устраивает. Хороший дом, большая семья, даже планируем восстановить её старый дом, создать условия, чтоб там возродилась жизнь, чтоб в деревне селились новые семьи - те, которые ищут дорогу в юность, а деревню хотим назвать Чарушино, от слова "очарованный".  Боюсь только одного: случайно вернуться в своё прошлое и свернуть не туда.


Фото из личного