Замороженный Авиатор Евгения Водолазкина

Нина Ватрушкина 2
Замороженный "Авиатор" Евгения Водолазкина

Иннокентий  Платонов находился в замороженном состоянии примерно 70 лет. Наконец, в 1999 году в биологическом состоянии за 90 лет он «проснулся». Но не фантастика увлекла современного писателя Божьей милостью Евгения Водолазкина. Как всегда его интересует персональное сознание.

Герой романа «Авиатор» проходит через три периода истории нашей страны: дореволюционный (начало ХХ века), начало строительства социалистического государства  и пресловутые 90-е XX века.

Дореволюционный период окрашен детством и юностью в благополучной обеспеченной семье.  Начало социализма — террор, ГУЛАГ, Соловецкие острова. 90-тые — реклама,  страсть к сенсациям, лечение за рубежом, поиски средств существования.

И над всем этим вывод героя Водолазкина: «Бессмысленно винить в своих бедах государство. И историю — бессмысленно. Винить можно только себя».

Потому что «удельный уровень зла примерно одинаков  во все эпохи. Просто зло принимает разные формы. Иногда оно представлено анархией и преступностью, а иногда властью!».

 - Какое  главное открытие, которое Вы сделали в лагере? - задается вопрос на телеконференции.
 - Я открыл, что человек  превращается в скотину невероятно быстро.

Однако сам Иннокентий Платонов скотиной не стал. Вероятно, потому что Иннокентий — часть сознания самого Водолазкина. Он предлагает  размороженному самому анализировать свою жизнь. Для этого устами врача Гейгера рекомендует вести дневник, где будут записываться прорывающиеся воспоминания, осваиваться новая жизнь.

Заслуга Водолазкина в том, что ему удается вовлечь в воспоминания читателей, и мы сами постепенно складываем его пазлы в нашу общую жизнь. И нас радует его (наш) вывод: «точка опоры — это любовь к ближним и любовь ближних».

Но Водолазкин идет дальше: «Каждый должен отвечать за себя. Только личная ответственность может быть неограниченной».

Иннокетний Платонов не белый и пушистый. В конце книги мы узнаем, что это он убил Зарецкого, по доносу которого репрессирован отец любимой. То есть наказание, которое понес Иннокентий, не такое  не заслуженное. Водолазкин из писателей-Богоискателей, человек не может решать судьбу какой-либо Божьей твари.

Мне кажется, для этого он включил один яркий эпизод. Платонова жестоко избивают надзиратели и оставляют одного в комнате. Он слышит, как за стеной охранники насилуют женщину и начинает отчаянно стучать в стену. Один из насильников влетает в комнату и наносит еще несколько более жестоких ударов. Уходит  к себе  и продолжает насиловать женщину.

Когда все стихает, брошенная всеми девушка приползает к Иннокентию и просто ложится рядом, ища не защиты,  а понимания. Иннокентий принимает решение убить конвоира. Готовится тщательно, продумывает все детали. И вот когда удобный момент наступает, желание убить пропадает. Платонов повзрослел, он не может решать за Всевышнего, когда кому отправляться на суд Божий.

Здесь я хотела бы еще раз вернуться к мысли автора «каждый должен отвечать за себя».  Если конвоир насилует заключенную, кто виноват? Кто его заставляет? Если Зарецкий донес на отца Анастасии без всякой для себя выгоды, по собственной инициативе — кто виноват? Меж тем 2 конвоира, которые ведут Иннокентия в лабораторию на замораживание, не бьют, не подталкивают. Просто рядом идут. Значит, можно было и при этой власти выполнять свою задачу согласна заданию — довести заключенного?

И в 90-е. Ничего не стоило человеку администрации отправить Иннокентия в Мюнхен на консультацию. Не стал. Зачем лишние хлопоты? Он засветился с человеком удивительной судьбы на ТВ, больше ему ничего не надо.

«Советской власти уже сколько лет нет — зажили? И приход ее не случаен был — я ведь его хорошо помню. Большевиков сейчас называют «кучкой заговорщиков». А как же «кучка заговорщиков»  смогла свалить тысячелетнюю империю? Значит, большевизм по отношению к нам — не что-то внешнее».

И все же главная интрига — любовь. Любовь к совсем юной Анастасии, соседке по коммунальной квартире. Любовь эта чиста. Я думаю, что и фамилия героя — Платонов — от понятия «платоническая любовь» (возвышенная), теперь , наверно, не все это и знают.

Он проносит  любовь через Соловки и находит Анастасию, когда той уже за 90, и она лежит в одной из больниц в коме. Размороженный Иннокентий соответствует 30-ти годам, но ухаживает за  женщиной, подмывает ее, не испытывая отторжения.

Женится он на ее внучке Насте, и они любят друг друга искренне. Но нельзя войти в одну реку дважды. Настя — продукт 90-тых, Иннокентий формировался в Серебряном веке. Да и естественный возраст подгоняет мужчину.

Книга «Авиатор» проста и сложна. Дневниковый вариант развития труден для читателей современной сюжетной прозы, требует не созерцания, а понимания, вживания в образ, сотворчества. Но, если вы приняли Водолазкина, вы впустили в свою душу Добро, обогатили себя. Так мне кажется.

И последнее: Платонов не авиатор, не летчик, но ничего не мешает человеку взлететь над самим собой!