Шотландцы вроде наши братья?

Вячеслав Алтухов
Да, это так, хотя и звучит необычно. Но автору захотелось поговорить об этом. В последнее время в мире, в том числе в Европе происходит процесс разделения, дробления, нагнетания неприязни даже в ареале обитания близкородственных народов, в том числе и среди славянских государств. За примерами ходить недалеко, что творится в бывшей Югославии, просто уму непостижимо. Да и с нашей братской Украиной у России напряжённость, мягко говоря, не спадает.
И нам показалось интересным вспомнить о других наших братьях, пусть дальних по расстоянию, но близких по духу, о шотландцах, об их культуре и поэзии.
И у нас, и у них несомненно присутствует скифская кровь, наукой это давно уже установлено, да и в преданиях народов живёт.
И СВОЙСТВА шотландцев отчасти схожи с русскими.
Но мы совсем не такие, как провозглашал российский революционный  поэт А.Блок, обращаясь к западному читателю;
                "Мильоны -вас, нас тьмы, и тьмы, и тьмы,
                Попробуйте, сразитесь с нами!
                Да, скифы- мы, да, азиаты -мы,
                С раскосыми и жадными очами".
И далее : "Виновны ль мы, коль  хрустнет ваш скелет в тяжёлых, нежных наших лапах?"
Помимо того, что это прямая и неумная угроза , которая, как говорится, "льёт воду на мельницу соседа", то-есть подтверждает представление Запада о нас как об агрессорах, так ещё и клевета на скифов, придуманная готами, историческими врагами.
И это требует хотя бы краткого пояснения.
Издавна, тысячи и тысячи лет назад, на огромной территории в бассейнах рек Дон, Днепр, Днестр, Дунай обитали племена  скифов, степные, лесные и т.н. царские, в нынешнем Крыму, которые имели царя во главе  государства  со столицей в Неаполе Скифском( нынешнем Симферополе) более 2500 лет назад, и никаких других народов там тогда не было. Общее название племён связывают с древними их соседями, греками, которые отмечали острые стрелы конных воинов, а самоназвание скифов-это сколоты.
Такое происходит сплошь и рядом. Наши славянские предки называли сами себя словенами, то-есть, людьми, знающими СЛОВО, речь, а всех прочих, не знающими СЛОВА, вроде немыми, немцами; французскими немцами, германскими немцами, и т.д.  Не очень-то вежливо, между прочим, но так оно было. Сами же себя немцы называют дойчами, а страну  свою Дойчланд. Так и сколоты имели своё собственное название.
Словене, потом вдруг СЛАВЯНЕ, вроде славные. Только вот с оружием плохо, и отстоять себя не получалось, пришлось наниматься в работники или вообще становиться рабами. Это и нашло отражение в европейских господских языках.
Положение восточных славян изменилось с приходом русов, ну, а затем-контакты со скифами, которые называли себя сколотами.
Итак, сколоты. Установлено, что это народ иранского происхождения, то-есть арийского. Иран-это искажённое Ариана, страна ариев,  авиакомпания там так и называется Ариана. И язык скифов был родственным иранскому.
Но ариии, арийцы, были индоевропейцами, с европейскими чертами лица, и глаза у них были вовсе не раскосые и не ничуть не более жадные, чем у соседей.
Прямые их потомки-это осетины, красивый всё-таки народ.
Они не успели создать письменность на своём языке, но их слова вошли в язык славяно-русов, и сейчас мы их  употребляем, не задумываясь о происхождении.
Мы говорим, дело табак, но при чём здесь табак? а при том, что было у сколотов слово табах-гибель.
И далее: тапар-топор(скифское "а" славяне произносили как "о"),
табар-табор, дарана-дарёный, гарзь-грязь, мазда-мзда, плата, Баг-Бог, дад-дать, дарение,город Багдад-дар Бога,  пиракаи-пироги, базар-базар, рынок, буч-ссора(буча), и много ещё всяких слов из языка скифов.
Конечно, и у славян, и у балтов были слова для обозначения головы, но в части содержимого головы почему-то пригодилось скифское точное слово "мазхи"-мозги.
А главное, все названия рек ареала содержат слово ДОН-вода.
Река ДОН-может быть, самая древняя река сколотов.
Все другие реки тоже содержали это слово, и звук "дон" сохранился в их названиях.
Возможно, в древности они звучали как  Донава( Дунай),  Донестра, Донепра, Донесна, Довина, и даже Донугава( Даугава)?
И осталось изменённое слово дон как дно, низшая точка водоёма.
И кроме России есть в мире только ещё одно старинное название реки Дон, это ...в Шотландии.
Почему так?
А потому что на земли скифов стали заглядываться иные племена. С востока стали поджимать сарматы, вроде почти свои, а из Европы внезапно появились готы,, и обрушились всей мощью на сколотов.
У сколотов-скифов были не только земли. Было и замечательное золотое литьё, скифский "звериный стиль", когда в мельчайших подробностях изображались в момент динамики фигуры животных и людей, были прекрасные кони и женщины, вовсе не похожие на те  странные фигуры, которые называют скифскими бабами, было прекрасное оружие и многое другое.
И чтобы избавиться от этой лавины нашествий часть сколотов отправилось "искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок".
В период великого переселения народов в 5-6в.в. н.э. они прошли постепенно тысячи километров, и оказались на севере Англии. Англо-саксы сами были пришельцами на этой земле, но попытались изгнать сколотов, однако сколоты, которые стали называться скоттами, выстояли, образовали своё королевство Skottland, и даже было возглавили всю страну, но уступая многократно в численности англосаксам вынуждены были учесть ситуацию, и согласиться на автономию. В ХУ1 в. произошло в языке смена звуков SC  на SH( какой-то король, наверное, шепелявил), и вместо Skottland   стало постепенно звучать Шотландия, по крайней мере, мы так говорим.
И естественно одна из главных рек получила название ДОН, как на покинутой родине.
Сколоты-шотландцы в отличие от прочих помнили своё происхождение и не теряли интереса к своей исторической родине.
А на исторической родине происходил процесс постепенного вытеснения готов и слияния оставшихся сколотов со славяно-русами, рождался новый народ и новый русский язык. Где-то славяно-русы превалировали, где-то, на территории нынешних Черниговской, Сумской, Орловской, Брянской и Курской областей  было значительное количество  сколотского( скифского) населения, особенно в лесах, и это отразилось и в характере людей, и отчасти в языке.
Я не буду углубляться в эту тему, просто посоветую читателю, особенно российскому, отыскать книгу моего брата, Евгения Алтухова, проживающего в Петербурге, "Люди света" 2006 г. издания.
Упомяну лишь об открытии происхождения нашей фамилии. Оказывается, в арсенале скифов-сколотов помимо короткого меча-акинака и острого топора, был ещё и мощный топор-колун, который не застревал  в броне рыцарей, а просто раскалывал её как скорлупу, и назывался он "алтух" или "алатух", к нему и восходит наша, получается,  древняя скифская фамилия. В Брянской области есть посёлок и станция Алтухово, а в городе Мценске-Алтуховский переулок.
Думаю, что наши предки вряд ли были дворянами или боярами, но уж обладателями тяжёлого ручного оружия, воинами, дружинниками, были наверняка.
В этих местах обитало ответвление лесных скифов, которое носило название СЕВЭРО или СИВЕРО, потом регион стали именовать Северской землёй, а его обитателей -северянами. В "северской" земле сложился своеобразный вариант генотипа русского народа, с обострённым чувством восприятия родной земли и стремлением к порядку и государственности.
В их среде выросло немало выдающихся людей, назовём хотя бы великого сказителя и певца Бояна, единственный в мире памятник которому сооружен в г. Трубчевске(древнем Трубече); великого князя Михаила Черниговского, единственного из князей, отвергнувшего обряд ордынского унижения; князя Игоря,(Слово о полку Игореве); князя Д.Пожарского, изгнавшего поляков из Кремля; богатыря Пересвета, на поле Куликовом поразившего непобедимого до того Челубея; севских мушкетёров, Севского полка, лучшего боевого полка Российской империи; брянских партизан, которые вывели из строя 12 немецких дивизий. Об этом можно прочесть в моём очерке "Смирение им было чуждо".
                А здесь мы вкратце расскажем о наших братьях-шотландцах, которые не только ради чинов и доходов, но и по зову сердца приезжали помогать России решать её проблемы.
   Но перед этим, думается, следует дать поэтический ответ А.Блоку:
                Мы-люди света, и совсем не тьмы,
                Попробуйте сдружиться с нами,
                Да, скифы мы, однако европейцы мы
                С открытыми и ясными очами.

Несомненно, что шотландцы в русской истории играли ключевые роли, особенно в русской армии, реформировали её уже с ХУ в., и нередко становились во главе русских войск. Главным военным советником ПетраI  был генерал Патрик Гордон, в победоносной битве под Полтавой важнейшую роль сыграли генерал-фельдмаршал Я. Брюс, потомок шотландского короля, генерал Баур(Боур) и другие.
Впоследствии Я. Брюс наладил и руководил всем типографским делом в России, но, словно, и этого было ему мало, занимался ещё и переводами.
Можно назвать десятки выдающихся деятелей в области архитектуры, науки, инженерного дела, управления, медицины, приехавших в Россию и продуктивно работавших.
Отметим Дж. Армистеда, лучшего градоначальника Риги в начале ХХ века, усилиями которого Рига и стала одним из самых красивых и благоустроенных городов Российской империи, творения Ч. Камерона в Петербурге, но особенно М. Барклая-де-Толли, военного министра и главнокомандующего русской армией в1812г.
Это он, вопреки пылким настояниям горячих голов, не стал сразу все силы русской армии бросать "в последний и решительный бой", а применил "скифский" план ведения войны с более сильным противником: арьергардные бои с использованием факторов пространства и времени, партизанских вылазок и отрезания путей снабжения армии противника. Прекрасный "скифский план", и не удивительно, ведь Барклай был потомком скифов! Правда, император Александр I, уступая нетерпеливой части своего двора, всё-таки формально перевёл Барклая на вторую роль, и назначил главным М. Кутузова, но что же сделал М. Кутузов? Он стал выполнять тот же план, даже "Москву, спалённую пожаром" сдал неприятелю, и...буквально через несколько месяцев великая армия Наполеона превратилась в жалкую толпу голодных оборванцев, которые едва унесли ноги из России, причём в резко уменьшенном составе.
 Такой же "скифский" план был применён и в 1941г., и тоже сработал как надо, более того, тогда и Москву удалось не сдать.
И здесь опять-таки уместно упомянуть о необходимости  " знать свойства своего народа и выгоды земли своей".
Шотландцы это знают, и нас, своих родственников, тоже не забывают, и будем за это им благодарны.
И в прозаической  части нашего рассказа считаю, просто необходимым, хотя бы в нескольких словах, рассказать о чудесном человеке, потомке шотландского лорда Гамильтона, приехавшего на Русь ещё при Иване Грозном, Михаиле Хомутове. Фамилия на Руси постепенно менялась: Гамильтоновы, Гамутовы, Хомутовы. Сами потомки особенно и не сопротивлялись, я думаю, это связано ещё и с поступком фрейлины императрицы, леди Марии Гамильтон. Поступок не похвальный, но Пётр I был всё-таки, я считаю, чересчур жестокосерден.
Ну, да ладно, вернёмся к М. Хомутову.
В неполных 17 лет был выпущен досрочно из Пажеского корпуса, вступил в действующую армию, и вскоре в сражении под с. Красным проявил такие качества умной отваги, что был награждён как особое отличие, золотой саблей !
В 1828г. он уже полковник, и проявляет не только храбрость, но и щедрость.
В. Пикуль в рассказе "Слава нашему атаману!" пишет, что, увидев голодных беженцев из Румелии (Румынии), он достаёт деньги из своего кармана и приказывает: "Одеть, обуть, накормить! Что мне деньги? Меньше выпью, меньше пожирую в Бухаресте! Зато вытрем слёзы вдовьи и детские!"
Вот вам пример искренней щедрости! Нет, шотландцы вовсе не скупые, они просто экономные.
Вскоре М. Хомутов уже генерал( в 33 года!), и назначен командующим лейб-гвардии  России. И вдруг...нет, не опала, а личная просьба императора Николая I.
Император, побывав на Дону, был глубоко огорчён состоянием Войска Донского.
Оказалось, что боевой конницы как таковой просто н было, на чём пахали, на том и воевали. Более того, и коней  не всем хватало, на каждого казака приходилось всего  только...треть лошади! Это хуже, чем в обычных русских деревнях.
Сам город Новочеркасск жил в состоянии антисанитарии, отходы сливали в местную речку, откуда и брали воду для питья. Отсюда дизентерия, прочие болезни, высокая смертность, особенно детская.
Либеральную интеллигенцию и декабристов это не заботило, а императора и генерала М. Хомутова это заботило. Мы не знаем точно , какие слова говорил Николай I, но знаем точно, что М. Хомутов поехал на Дон, жил там в казачьей хате 22 года , и превратил отсталый край в передовой.
Думаю, что М. Хомутов знал о собственной школе философии Шотландии, основанной на
на принципах "Здравого смысла". Поэтому вскоре вместо строительства самого большого в мире собора был построен водопровод   с водозабором из чистого источника в 20 км от города, и сразу исчезли многие болезни.
Он не был противником Собора, но водопровод тогда оказался  нужнее.
 Был построен Гостиный Двор не хуже, чем в Петербурге, замощены улицы, создан замечательный парк, появились просторные здания гимназий, больниц, аптек. При этом лечение в больницах было БЕСПЛАТНЫМ(!), и лекарства в аптеках по рецепту врача отпускались тоже БЕСПЛАТНО.
Можно сказать, что аристократ М. Хомутов строил социализм в отдельно взятом краю, причём без всяких революций.
В городе появились гостиницы, хорошая почта и даже  Мариинский женский институт(!).
Больше не буду писать об этом , а просто отошлю читателя к рассказу В. Пикуля " "СЛАВА НАШЕМУ АТАМАНУ!".
И ещё несколько слов о философии "здравого смысла", если её использовать на практике.
Скифы-сколоты первыми придумали кавалерийские облегающие штаны, которые обеспечивали удобство во время долговременных скачек.
Сколоты-скотты придумали шерстяную ткань с рисунком в клетку.
В Шотландии появился в своё время прорезиненный плащ макинтош, очень практичный и элегантный.
Решали шотландцы и прочие проблемы, которые не очень получались у других народов.
Вот много лет в разных странах изобретали велосипед, а всё получалось какое-то не очень практичное изделие.  А потом шотландский кузнец К. Макмиллан соорудил педальный привод к заднему колесу, и всё поехало.
Так было и с телефоном, не получалось толком нормальная связь, всё было вроде игрушки.
А потом шотландец А. Белл взялся за дело, и быстро получился нормальный аппарат.
Да и с холодильником была похожая история.
Шотландцы создали овчарку Колли и клонировали овечку Долли, ни у кого не получалось, а у них получилось.
Я к тому, что народ сам по себе небольшой, около 5 миллионов, но умный, а хвастаться не любит. Как и мы вообще-то, русские. Скорее сами себя покритикуем.
Похожие мы по духу, и в поэзии тоже.
Княгиня Е. Дашкова , руководитель Российской Академии Наук при Екатерине II,побывавшая в столице Шотландии Эдинбурге, сказала,  о местных учёных,  что им чужды мелкие претензии и зависть, и они достойны уважения благодаря их уму, глубоким знаниям и человеческим свойствам.
Вот теперь , наконец, о Бёрнсе. Извините, читатель, что не сразу, но захотелось немного поговорить о стране и людях, ведь родственники!
Мы сами для себя открыли творчество Роберта Бёрнса, и оказалось, что его стихи удивительно близки обычным русским людям.
В них нет навязчивости, стремления поразить воображение, ложного пафоса, но есть искренние чувства и правда жизни.
У шотландцев, как и у русских , нет фанфаронства, гонора, агрессивности.
Воевать им приходилось, и воевали они  храбро, но саму войну не любили.
Как и мы сами.
 Р.Бёрнс вообще считает войну разбоем, если это не защита родины:

                "Прикрытый лаврами разбой,
                И сухопутный, и морской,
                Не стоит славословья,
                Готов отдать я кровь свою
                В том жизнетворческом бою,
                Что мы зовём любовью.
                Я славлю мира торжество,
                Довольство и достаток,
                Создать приятней одного,
                Чем истребить десяток!"

 И ещё в одном стихотворении , "Возвращение солдата", он пишет не о победе, а о потерях и радости вернуться домой, к любимой, к тихой реке и "мельнице в тумане".
                "Умолк тяжёлый гром войны,
                И мир сияет снова,
                Отцов ребята лишены,
                И громко плачут вдовы.
                Я шёл домой, 
                В свой край родной,
                Шатёр покинув братский,
                И в старом ранце за спиной
                Был весь мой скарб солдатский."
Дальше он пишет, что "Не отягчил я грабежом сумы своей походной"
 Вспомним факты и кадры кинохроники, как возвращались с великой войны и наши советские солдаты : тощие вещмешки, ничего награбленного.
Главное, сами живы, и встречает она, Любимая :
                "Да, это я, моя любовь,
                А  ты моя  награда
                За честно пролитую кровь,
                И лучшей мне надо!"
Свой сад, дом, поле, любовь, семья и лес за холмом, это настоящее счастье.
А с какой удивительной сокровенной нежностью пишет он о женской красоте:
                "А грудь её была кругла
                Как будто ранняя зима
                Своим дыханьем намела
                Два этих маленьких холма."
Женская красота для Р.   Бёрнса это символ самого прекрасного в мире.      
И в этом настоящая романтика, никакая звезда Бетельгейзе к этому ничего не прибавит.
Любовь к женщине, честный труд и достоинство-вот его идеалы.

                "Кто честной бедности своей
                Стыдится и всё прочее,
                Тот самый жалкий из людей
                Трусливый раб и прочее"!
Конечно, социальное расслоение есть и у них, есть и у нас, но делать из этого трагедию не следует, даже если тебя отвергают, а поступить так, как рассказывает Р.Бёрнс:                "Прощай, красавица моя,
                Я пью твоё здоровье,
                Надоедать не стану я
                Тебе своей любовью.
               
                Ты говоришь-вступать мне в брак
                Покуда неохота,
                А я скажу: я не дурак,
                И ждать мне нет расчёта,

                Я знаю, ждёт твоя родня
                Кого-то побогаче,
                Она не жалует меня,
                Ну, дай вам бог удачи!

                Башка и руки-вот мой клад,
                Всегда к труду готов я,
                Как говорят, сам чёрт мне брат,
                Покуда есть здоровье!"
               И нечего унижаться.
Любовь, и ещё раз любовь, без извращений и всяких изощрений, близость к природе:
                "И какая нам забота,
                Если у межи
                Целовался с кем-то кто-то
                Вечером во ржи?"
Ржаное поле летом-что может быть интересней? И невольно вспоминается русская песня: "Распрямись ты, рожь высокая, тайну свято сохрани!"
Тайна, вот что важно, а не игра на публику.
И ещё один пример- в поздний час к молодой женщине стучится крепкий мужик по имени Финдлей, и не верит, что в доме все спят. Молодая женщина якобы упрекает и отталкивает его, но на самом деле подначивает: "Как ты прийти ко мне посмел?...Небось наделаешь ты дел!"
"Могу!-сказал Финдлей.!"  И она считает это вполне естественным, единственно, чем озабочена-сохранением тайны.
                -"О том, что буду я с тобой"...
                "С тобой!"-сказал Финдлей,
                "Молчи до крышки гробовой!"
                "Идёт!"- сказал Финдлей"
И это очень даже по-русски. Любовь-дело интимное, и трепаться об этом не мледует.
Уважение к женщине на самом деле у скифов-сколотов было естественным.
Разумеется, не всё у наших братьев было гладко, да ведь и у нас недавно было, как говорится, не приведи, Господи!
                "Но десять раз в недобрый час
                Скажу я без утайки,
                Проклятие предавшей нас
                Мошеннической шайке!" ( Шотландская слава)
Русские Латвии это испытали на самих себе в период пресловутой перестройки.
 В Европейском Центре Балтийской международной академии (при соблюдении всех ограничений!) состоялся прекрасный вечер, посвящённый Р. Бёрнсу и нашим шотландским родственникам, за это мы благодарим руководство Академии, прежде всего С.А. Буку.
Звучали и стихи, и микросцены, диалоги, в том числе и наших поэтов, созвучных музе Р.Бёрнса.
И шотландцы, и скифо-славяно-русы сами по себе люди мирные и работящие.
Русское социально-культурное общества ищет контакты с шотландскими общественными организациями и другими любителями творчества Р.Бёрнса и В.Скотта.