Припоздавшее письмо

Ольга Юмшаницкая
      Верные слуги с глубоким  почтением опустили кресло-носилки под раскидистой кроной пальмы на берегу  священного Хапи. * На нём восседала  мать могущественного повелителя Та-Кемета* – самого Хуфу, царица Хетептерес.*   Носильщики устроились неподалёку от неё, ожидая дальнейших распоряжений . Ей  ничего не нужно было говорить, достаточно было простого жеста, но пока она не собиралась этого делать.  В последнее время у неё вошло в привычку  сидеть у реки, вглядываясь в её сверкающие в  свете лучезарного Ра * волны и ожидая появления на горизонте большого корабля, на котором два года назад один из её любимых внуков Джедефхор покинул Мемфис* и отправился  на поиски несметных сокровищ в чужие земли. Когда-то ярко голубые глаза царицы потускнели  от слёз, а  золотистые волосы поседели. Она проклинала тот злополучный день, когда в руки её внука попала старинная карта, на ней был прочерчен морской путь в неизвестную страну, в недрах которой  скрывались несметные залежи золота, а главное серебра. И Джедефхор решил  во чтобы то ни стало добраться до неё. Он упросил отца помочь ему снарядить экспедицию и был так убедителен, что тот не смог отказать ему. Принц очень гордился своей миссией, большой, прекрасно снаряжённый корабль отчалил от берега и пропал…

      Внезапно появившийся чати* правой руки царя, склонился перед ней в почтительном поклоне и доложил, что в столицу прибыли  люди, которых её сын посылал на поиски пропавшей экспедиции и, если она пожелает, то может поговорить с их капитаном. Тот, стоя в стороне, дожидался   приглашения Хетертерес.  Хотела ли она поговорить с ним? Разумеется, она думала, что его слова помогут ей хоть что-то узнать о судьбе своего внука и его спутников. Но его рассказ был неутешительным и лишил её последней надежды. Тот  поведал, что вода в бескрайнем море, лежавшем на пути к неведомой земле сильно поднялась и поглотила все острова, на которых  путешественники осмеливавшиеся плыть в ту сторону, раньше останавливались, чтобы пополнить запасы пресной воды и провианта, а также подремонтировать суда. Теперь бескрайняя пучина  отделяла  одну сушу от другой и достичь тех земель, да и вернуться обратно стало невозможным, придётся подождать, когда вода снова спадет и отступит от островов. « Сколько  придётся этого ждать?- задала горький вопрос царица, - и хватит ли мне  оставшихся дней моей жизни, чтобы встретить тот счастливый  день-от , когда принц наконец сможет вернуться на родину,и успею ли я ещё обнять его и прижать к сердцу?» Она знала, что каким бы всемогущим в  своей империи  ни был её царственный сын, но он не мог повелевать силами природы или приказывать морю…Ни бабушка  Джедефхора, ни даже его отец так и не дождались  возвращения принца и судьба его и его спутников много веков  оставалась тайной для всех, потому что вести о них не доходили до Та Кемета…

                В начале двадцать первого века на  морском побережье современного Перу, где когда-то лежала древняя империя инков * Тавантинсуйу * строители при работах обнаружили, как им показалось сначала, нечто вроде захоронения, но позже выяснилось, что это была лишь небольшая четырёхугольная кладка  из камней, а в центре стоял керамический сосуд, мало чем напоминавший  предметы, изготавливаемые местными гончарами . Из него они извлекли к их удивлению самый настоящий, хорошо сохранившийся папирус, испещрённый древнеегипетскими письменнами. Его никак не могли написать сами хозяева этих земель – древние инки, потому что они не знали другой письменности, кроме узелкового письма –кипу. Поэтому немало людей сочло эту  странную находку обычной подделкой, но всё же на всякий случай отдали её египтологам. Это было простое письма сына к отцу и вот что оно гласило : « О,  величайший и могущественнейший из всех властителей  земли, мой дорогой отец Хуфу,  надеюсь ты пребываешь в  добром здравии и твёрдой рукой правишь своими подданными и страной. Пишет тебе твой любящий сын Джедефхор, душа которого неодолимо стремится  к родным берегам Хапи. Но, к сожалению, я и мои люди не можем вернуться. Мы нашли  далёкую землю и она правда  богата, но теперь  я понимаю, что порой за всё золото и серебро мира нельзя  купить исполнения на первый взгляд  даже самого простого желания. Видят боги, мы пытались возвратиться домой, но едва не погибли в бескрайней пучине моря и нам пришлось опять пристать к чужим берегам. Мы отправляемся вглубь  материка, вдруг нам посчастливится найти какой-нибудь другой путь в Та- Кемет. Если кто-нибудь из наших соотечественников доберется  сюда, то наверно передаст тебе это письмо, с которым мы связываем все свои надежды.
                С величайшим почтением к тебе принц Джедефхор

            Никто не знает, что стало с принцем и его людьми, смогли ли они основать своё поселение и, взяв в жёны местных девушек, продолжить свой род. А  может погибли в борьбе с враждебными, воинствующими племенами. Об этом история умалчивает. А в каирском музее за стеклянной витриной стоит мумия некогда могущественного царя четвёртой египетской династии Хуфу,правившего Египтом почти четыре с половиной тысячи лет тому назад. Жаль только, что он никогда не сможет прочесть письма когда-то написанного ему сыном…

Примечания :
*Хапи –древнеегипетское название Нила
* Та- Кемет -  Чёрная земля, древнее название Египта
* Хуфу –египетское имя   фараона четвёртой династии Хеопса
* Хетептерес – мать Хеопса
* Ра – древнеегипетский бог солнца
* Мемфис – одна из древних столиц Египта
*чати- визирь, министр