8. И. Кант Чистое, априорное и эмпирическое познан

Лариса Болотова
                Как и с помощью чего мы познаём окружающий мир?
               
       Из   книги И.Канта «Критика чистого разума»:

(стр. 36) «Без сомнения всякое наше познание начинается с опыта; в самом  деле, чем же пробуждалась бы к деятельности познавательная способность, если не предметами, которые действуют на наши чувства и отчасти сами производят представления, отчасти побуждают наш рассудок сравнивать их, связывать или разделять и таким образом перерабатывать грубый материал чувственных впечатлений в познавание предметов, называемое опытом».

                То есть, всё, что мы познаём с помощью наших внешних органов чувств можно отнести к познанию опытом. Рассматривая предметы мы, через созерцание, изучаем их опытным путём. Мы даже не прикасаемся к ним. Или всё-таки прикасаемся с помощью взгляда? Мы сканируем предмет, чтобы познать его. Здесь надо понять, что все наши внешние органы чувств открыты к восприятию. У младенца это происходит постепенно. У глухих, слепых часть внешних органов чувств так и не открыта к восприятию. Сами органы есть, а восприятия нет.   

«Но хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта.

… обычно относительно некоторых знаний, выведенных из эмпирических источников, говорят, что мы способны или причастны к ним a priori  потому, что мы выводим их не непосредственно из опыта, а из общего правила, которое, однако, само заимствованно нами из (чужого?) опыта.

Так о человеке, который подрыл фундамент своего дома, говорят: он мог a priori  знать, что дом обвалится, иными словами, ему незачем было ждать опыта, т.е. когда дом действительно обвалится. Однако знать об этом совершенно a priori он всё же не мог. О том, что тела имеют тяжесть и потому падают, когда лишены опоры, он всё же должен был раньше узнать из опыта».

                Этот опыт мог быть и другого человека. Человек мог получить эти знания из слов других людей.

«Поэтому в дальнейшем исследовании мы будем называть априорными знания, безусловно независимые от всякого опыта…»

                То есть независимо от своего или чужого опыта.

«В свою очередь из априорных знаний чистыми называются те знания, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое. Так, например, положение «всякое изменение имеет свою причину» есть положение априорное, но не чистое, так как понятие изменения может быть получено только из опыта».

                Пример чистого априорного знания? Существование Бога. Безконечность. К какому знанию можно отнести пространство, время? К априорному или эмпирическому?