Творчество как способ бытия человека разумного

Сергей Ставрояни
Труд – целесообразная, осознанная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Некоторые животные, птицы и насекомые также делают несколько подобные этому действия (вошедшее в пословицы трудолюбие муравья, собирание пчёлами мёда, свивание гнёзд птицами и т.д.), но фундаментальное отличие деятельности человека – её осознанность. Любопытно, что в религиозных доктринах нередко труд понимается как проклятие, например, наказывая человека после вкушения плодов с древа познания, Бог говорит: «В поте лица твоего ты будешь есть хлеб» (Быт. 3:19). Впрочем, и в Библии немало примеров позитивного отношения к труду. В истории философской мысли с давних времён рассматривается категория труда. Так, считается, что китайскому мудрецу Конфуцию принадлежит следующее остроумное изречение: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни». В платоновской концепции общества красной нитью проходит такая идея: люди не равны от рождения, и в зависимости от преобладающей части души человека люди делятся на сословия (мудрецы-философы, стражи-воины и все прочие граждане). Ещё более жёстко социальная иерархия  закреплялась в индийской религиозной доктрине: деление на варны (брахманы, кшатрии, вайшии и шудры) существовало с рождения, было очень жёстким, по сути, исключая какую-либо социальную мобильность. Но отметим: в каждой из таких концепций считалось, что каждая социальная группа вносит свой вклад в жизнь общества, ни одна из них не паразитирует (по крайней мере, так утверждалось, а социальная практика, как правило, показывала иное).
Наивысшим, но при этом нормальным проявлением труда является творчество – созидательная деятельность, направленная на создание нового, служение обществу и гуманистическим идеалам. Э. Фромм рассматривает творчество скорее как психологическое проявление созидательной энергии, доступное человеку абсолютно любой профессии и сферы деятельности. Так, творцом может быть и ремесленник, если он старается творить, созидать, а не просто механически выполнять последовательность рабочих действий. При этом и художник, писатель, учёный далеко не всегда является творцом, а только в том случае, если действительно созидает, нешаблонно подходит к своей деятельности. Гениями мы называем тех творцов, которые выходят за рамки обыденности, и при этом значительно опережают своё время. Гений украинской философской мысли Г.С. Сковорода, развивая учение про сродный труд, отмечал, что труд не только должен приносить удовольствие самому человеку, но и приносить пользу обществу.
Значительное число людей не задумываются, полезна ли их деятельность обществу, или напротив, вредит. Вообще, для общества, где главенствует рынок (фактически, любого капиталистического общества), неким идеалом для многих людей является наличие пассивного дохода, позволяющего не работать и вести праздный образ жизни. Отсюда огромная популярность финансовых пирамид, сетевого маркетинга и т.д. Развитие IT технологий приводит и к появлению новых видов и форм деятельности, немыслимых даже 15-20 лет назад: видеоблоги, стримы, не говоря уже про интернет-магазины. Многие люди стремятся монетизировать свою популярность в социальных сетях, в Youtube, с помощью рекламы в своих блогах и видео, сбором средств на развитие канала (так называемый «донейшен») и др. Безусловно, среди таких каналов и блогов есть и полезная развивающая информация, но в общем её доля достаточно мала.
Всё большее место в различных социальных практиках занимают всевозможные превращённые формы деятельности, своего рода «батаевские\бодрийяровские симулякры». Человек, живущий ценностями общества потребления, стремится постоянно потреблять – в том числе, информацию, «забивать» своё время, что зачастую ведёт к потере смысла самой деятельности. «Убивание времени», компьютерные игры, стримы и видео, беспредметное общение, нескончаемое промывание мозгов с помощью СМИ, комментарии блогеров и аналитиков – всё это занимает огромное место в жизни современного человека. Взаимосвязь спроса и предложения ведёт ко всё большему увеличению количества людей, не производящих ни духовных, ни материальных ценностей, а лишь способствующих деградации человека.
Отдельно рассмотрим образовательную сферу, где процессы утраты смыслов и перехода к превращённым формам выражены особенно ярко. Одной из наиболее опасных тенденций является всё возрастающая роль дистанционной формы обучения, постепенно внедряемая как в школьное, так и в университетское образование. Безусловно, в отдельных случаях возможность отдалённого доступа и самообучения прекрасна, однако дистанционная форма обучения может лишь дополнить, но не заменить стационарную. Ни для кого не секрет, что сейчас даже заочное обучение является лишь симулякром, не выполняя толком свою функцию – дать знание, вместо этого давая лишь диплом. Современные украинские школы в значительной мере выполняют функцию идеологического воспитания, не развивая навыки критического мышления, необходимые человеку.
Полагаем, что для воспитания и формирования зрелого индивида необходимо изучение философии – не только как науки и базовой дисциплины, но и как способа постижения и освоения мира, дающего человеку системное и целостное представление о мире, и понимание своего места в нём, ценности и пользы своего труда. В таком случае человек будет осознавать, что его труд, выходя за рамки единичного, и становясь делом его жизни, будет переходить в творчество и Творение – смысл и суть бытия человека.