Прогулки по родному городу

Людмила Васильева Владиленовна
           Чувствую тёплое веяние ветерка, запах мороженого... Тенистые деревья
 на дорожках играют с солнышком. Здесь можно было покататься на трёхколёсном
 велосипеде или машинке по аллеям сквера, налюбоваться цветами. Тихий, уютный
 краснодарский скверик на улице Мира. Всегда туда тянуло, потому что там был
 необыкновенный фонтан со слоником*. Это место притягивало детвору. Сколько детских
 улыбок, восхищений, радости видел этот незабываемый объект любви. Я бегала вокруг
 фонтана, опускала руки в прохладную воду, задумывалась, глядя на этого милого
 слонёнка. Сидя на лавочке с пломбиром, делилась с ним мороженым, "как будто". Мир
 детства, мир фантазий, красоты.

            А вот и кинотеатр "Кубань" рядом. Вереница касс и солнце властвует на
 асфальте. Но когда стоишь в длинной очереди за билетами на интересный фильм, то
 не замечаешь этого. Три фильма, увиденные здесь, оставили отпечаток в памяти уже
 подросшей девочки. Это два французских фильма: "Фантомас", "Мужчина и женщина", и
 величайший фильм Сергея Бондарчука "Война и мир". На этот фильм мы ходили вдвоём с
 моей учительницей из музыкальной школы после занятий. Школа №1* находилась неподалёку,
 с другой стороны Дворца Пионеров. Билеты мы смогли купить и вот уже долгожданный
 прохладный зал и ... полное погружение в толстовский роман.

            Иду по Красной дальше и почти сразу - знакомая улица, улица раннего моего
 детства. До пяти - шести лет, я бывала здесь часто, это улица Комсомольская. Дом моих
 бабушки и дедушки по отцу. Дом одноэтажный, светлый, построенный в начале 20-го века
 в стиле модерн. Но тогда, маленькая, я запомнила лишь красивые окна и высокую входную
 дверь с улицы, которая была всегда чуть приоткрыта, на тяжёлой цепочке.

            Когда мы с мамой звонили в дверь, то сразу слышались шаги бабушки Веры.
 Она спускалась со ступенек, смотрела в щёлку, приговаривая: кто же к нам пришёл, кто
 же это?. Я показывала ей пальчиком и улыбалась. Бабушка открывала дверь, встречала нас
 и мы поднимались по ступеням. Там, наверху, в коридоре, стояла газовая плита и на её
 краешке, на уголке пыхтел дымок от папироски. Бабушка Вера была маленькой, изящной
 и курила. Она открывала высокие белые двери и мы входили в большую залу. Длинный стол
 с белой скатертью стоял параллельно окнам, ближе к ним, а не посередине комнаты.

            Запечатлелся дедушка Миша, который сидел за столом спиной к окнам. И всегда
 с газетой. Его самого не было видно из-за газеты. Я наблюдала, как дедушкина рука
 высовывалась из-под газеты и брала из тарелки хлеб. А бабушка спрашивала его: Миша,
 добавку будешь? и слышалось: да! Тогда бабушка с боку добавляла ему еду.

            Кроме моего отца Вадима, там ещё была его сестра тётя Роза и дочка тёти Розы -
 Людмила. Людмила родилась на два года раньше меня. Мне дали тоже такое имя. Когда я маму,
 уже позже, спрашивала: почему так, она ответила, что так хотел отец. В этом доме нас,
 двух сестёр, звали - Люда баля и Люда маля. Помню, как мы с бабушкой вышли на улицу,
 она взяла меня на руки. На мне была красиво вышитая накидка. Мы остановились у какого-то
 магазина и к нам подошли знакомые дамы. Они о чём-то разговаривали, а бабушка прижимала
 меня к себе и я чувствовала, что она говорит что-то хорошее. Это самое раннее воспоминание.

            Когда по вечерам все сидели за столом, было тихо и уютно. Но приходило время
 и нас, девочек, отправляли в небольшую соседнюю комнату спать. Большую кровать отгораживали
 ширмой на ножках с китайскими рисунками. Пока свет не тушили, я лёжа разглядывала эти
 картинки... яркость красок и необычность привлекали меня. А когда свет гасили, то комната
 наполнялась полумраком - от уличных фонарей, наверное. В этот момент стеклянная люстра
 привлекала наше внимание. Она была прямоугольной и с высокого потолка свисали тонкие разной
 длины трубочки. Мне казалось, что они перешёптывались между собой, как и мы с сестрой.
 И если чуть-чуть подуть или замахать одеялом, то трубочки начинали покачиваться и даже
 немного звенеть. Это приводило в восторг. Тени по стенам плыли и метались... всё оживало.
 У нас в комнате были воздушные шарики и мы направляли их на люстру, трубочки начинали звенеть
 и радовали наш слух. Мы заливались смехом, подпрыгивали и запускали ещё шарики. Если звон
 получался громким и доносился до залы, то дверь открывалась и нам делали замечание.

            Утром же мы занимались упражнениями, одно из них хорошо помню, потому что Люда
 просила меня его повторять. Я была гибкой и "уточку" делала легко, доставая пальцами ног
 до лба. За этим занятием наc заставала бабушка и приглашала к завтраку. После завтрака мы
 играли на деревянной веранде, со стороны внутреннего дворика. Через дворик тоже можно было
 выйти на улицу, но нас одних не пускали. Помню, как мы ходили с бабушкой в скверик, что
 напротив Дворца Пионеров, он назывался Первомайский. Там были качели, песочница на детской
 площадке. Огромные деревья, клумбы с цветами...

            Но там не было улиц с вишнями, сливами, шелковицей... Там не было сада, виноградных
 беседок, большого двора и вольного ветра, которые были у маминых родителей. Не было любимой
 солнечной полянки.
            Зато там был, рядом с домом, художественный музей*. А за ним, на улице Пушкина,
 музыкальное училище. Акценты были расставлены. Но в ту пору, всё просто впитывалось само собой,
 всё что так трепетно давала жизнь, прежде всего, заботливыми родными людьми. Мир детства,
 который идёт со мной постоянно, согревая и утоляя... он неисчерпаем... Чистая энергия родника.
 Пьёшь, пьёшь - не напиться...

 26.06.20.

 фонтан со слоником* - "Индийский мальчик
 на слоне" - автор скульптуры М.В.Ружейников

 Школа №1* - музыкальная на ул. Ворошилова,
 теперь ул. Гимназическая и школа
 называется - Детская школа искусств им.
 Г.Ф.Пономаренко.
 
 музей* - краснодарский художественный музей
 носил имя А.В.Луначарского, теперь - имени
 первого коллекционера картин, Ф.А.Коваленко.