Негрустная нарисованная автобиография

Илона Бёд
 Рассказ №13 из цикла "Кусочки жизни"

Я рождён
В Советском Союзе,
Сделан я в СССР!
   Олег Газманов.

Если вспомнить кадры из фильма «Служебный роман», то там есть замечательный диалог между Калугиной и Новосельцевым, состоящий из антонимов: «чёрствая - мягкая» или «сухая - мокрая».  Вот  и я решила, что если в сборник «Антология русской прозы» за 2018 год вошла строгая биография, без признаков ироничности, то  в сборник «Антологии русской прозы» -2019  хорошо бы включить автобиографию нестрогую, ироничную.  Чтобы читатель не думал, что я уж совсем занудная старушка. Тем более не очень понятно смогу ли я в реалиях современной «венценосной» действительности  еще где-нибудь когда-нибудь разместить сама сведения о себе, а не друзья или родственники. Так вышло: попала в группу
« суперриска». Ну, прямо, «ириска для ковида».  Мне не нравится писать о себе, но тут приходится вспомнить, что моя девичья фамилия Калита. Это наводит на мысль: вдруг "корона" решит, что она мне к лицу. Тьфу-тьфу-тьфу!  Поэтому решила разместить «Негрустную автобиографию, нарисованную разноцветными мазками» у себя на страничке: моя редакции ихней редакции не подошла. Если образно, то сначала  нанесла контуры на пустой лист. А потом решила, что в сборник за 2019 год уже включат автобиографию в новой цветовой веселенькой гамме, так как я не видела смысла  рисовать одно и то же второй раз. Я решила «раскрасить» контур цветными красками крупными мазками.

Жизнь ведь состоит не только из слов «родилась, училась, закончила, работала»;  между этими словами умещаются огромные куски жизни, наполненные событиями, делами, чувствами. А ещё жизнь состоит из приятных мелочей, маленьких радостей, мелких горестей, в том числе. Из оттенков. Вот я и решила сначала «раскрасить»  контуры автобиографии, а потом буду добавлять  оттенки, если судьбе будет угодно. Так понемногу читатели со мной будут знакомиться. И, надеюсь, мы подружимся.
 
Родилась в Астрахани в 1954 году.  Роддом был на соседней улице.  В нем за три года до меня появилась на свет старшая сестра. Это случилось 1 сентября. И все школьные годы сестра сердилась на школу: «Ну, почему в мой День рождения начинается учебный год?»  А спустя почти 12 лет в этом роддоме появилась моя младшая сестра.  И  обе сестры рожали моих племянников и племянниц в этом роддоме. И внуков забирали из рук медсестер этого роддома. Это же здорово, когда есть стабильность. Повезло нашему роддому:  не закрыли, не продали, не перепрофилировали.  А вот я уже своих двух сыновей рожала в закрытом городе  Арзамасе-16 в двух разных роддомах: в городе, которого не было на географических картах СССР.

 До Великой Отечественной войны был в заповедных лесах Мордовской АССР рабочий поселок Саров, и вдруг не стало его на картах родины. Исчез. Он стал местом, где  началась история создания ядерного оружия. А что делала я в этом городе? После школы в 1971 году поступила и в 1976 году закончила Московский химико-технологический институт им. Д.И.Менделеева по специальности «Технология лаков, красок и лакокрасочных покрытий». По распределению   попала в Арзамас -16. Так тогда назывался город. ( Для тех, кто не знает:  распределение ¬– это обязательная трёхлетняя отработка в той организации или на том предприятии, куда тебя направила комиссия после окончания института). И, поверьте, для тех, кто неплохо учился, предоставлялась хорошая работа  по специальности. Так началась моя работа в лаборатории оборонного предприятия в должности младшего инженера. Не смейтесь! Младший инженер в закрытом городе получал намного-намного больше, чем старший на «большой»  земле.  Я работала и училась писать технические отчеты. Но, честно, к литературному творчеству они имели мало отношения. Даже мысли не было, что когда-нибудь я буду писать рассказы. Я набиралась опыта, и он служил для меня ступеньками  карьерной лестницы.  Как выяснилось в 90-е годы, что вела эта лестница меня в никуда! 15 лет по дороге в никуда….  Почему в никуда? Потому что колесо истории стало поворачиваться. Не стало СССР. Не стало страны, на оборону которой работал наш город.  Если страны нет, то выясняется, что и денег страна не выделяет оборонным предприятиям.  И предприятия перестают платить зарплату своим сотрудникам. А когда и  папа  (в 1977 году я вышла замуж), и мама двух замечательных мальчиков (1978 и 1988 года рождения) работают на таких предприятиях, то выражение «прожить жизнь» превращается в глагол «выжить», ведь в моногородах другой работы «кот наплакал».

 Многие прошли и проходят через это до сих пор, и понимают меня хорошо. Ведь желание поесть не пропадает вместе с деньгами. Надо было что-то делать, принимать какие-то решения. Муж мой готов был работать на «голом» энтузиазме в своем Институте экспериментальной физики. А я?

Я уволилась и стала искать работу, которая «кормит». Как в детской песенке: «Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка». Раз работа, два работа, и три… и пять (лишь бы платили)  -  получился главный бухгалтер училища искусств. Конечно, пришлось переучиться. Как говорил Аркадий Исаакович Райкин? «Забудьте всё, чему вас учили?» И я забыла: и органическую, и коллоидную, и неорганическую химию, кроме формулы воды, соли, спирта, уксуса. Без них нельзя: жили «со своего огорода». А ещё освоила сметы, обороты, дебет кредит, сводку, сверку. Научилась писать пояснительные записки к квартальным и годовым отчетам. Увы! Они мало были похожи на художественные произведения. Я же работала в бюджетном учреждении, где не допускались «фантазии» на финансовые темы. И так до пенсии. (Ура!  Успела уйти в 55!). Потом четыре года занималась организацией поездок на фестивали, выставки  учащихся и преподавателей Детской школы искусств. Здесь уже впечатлений стало больше, и хотелось ими поделиться.

 Когда ушла на пенсию, то впечатления стала  облекать в форму рассказов. Причем, сейчас точно знаю, что если не издаваться, то пенсионеры  могут позволить себе это недорогое, но замечательное увлечение.  Если, конечно, у вас есть компьютер, нет шейного остеохондроза, вы ещё видите буквы на клавиатуре и помните, о чём вы писали. Добрые люди (моя кузина из Москвы) рассказала мне про сайт «Проза. ру». И я стала рассказы печатать на этом сайте.  Вот ведь приходят же людям хорошие идеи – это я про тех, кто организовал этот сайт: сколько людей осчастливили. Я не боялась, что меня будут ругать те, кому не понравилось. Я хотела, что бы мои друзья, приятели, знакомые знали, что мои истории, которые я им раньше рассказывала, записаны и не закончились. А когда вижу, что их стали читать незнакомые люди, то радуюсь вдвойне. Насколько мне позволяло здоровье, настолько я писала. Даже осмелела и стала участвовать в конкурсах. И побеждала. И радовалась этому, как хорошая хозяйка радуется тому, что огурцы, закатанные по новому непроверенному рецепту, не взорвались.

Но вот 2019 год для меня, вообще, знаменательный: несмотря на тяжело перенесенную операцию, я вернулась в строй любителей писать рассказы.  Это здорово. И я стала членом Российского союза писателей, что неожиданно, но хорошо.
 
Жаль только, что 2020 год стал переломным для всего мира. Но может «Бывай – послужим!» Сергея Лукьяненко  дарит нам надежду?