Ледовая разведка в Антарктиде

Владимир Виноградов 3
      (для конкурса "Морская история")   

      По воле судьбы, а точнее приказу начальства оказался я у берегов Антарктиды на борту громадной плавбазы «Советская Россия». На верхней палубе, была оборудована вертолётная площадка с вертолётом КА-26 и мне предстояло на нём изучать льды в заливе Прюдс и прилегающей акватории. В южном полушарии в январе – лето: Солнце на ночь не на долго скрывается за горизонтом, в основном стоит тихая, тёплая погода. В этот период времени хорошо добывается криль (морской рачок). В состав экспедиции входила плавбаза и около двадцати судов типа СТР (средний траулер рыболовный) они вели добычу криля тралами и сдавали его на переработку на плавбазу.


       Краткая справка о климате у берегов Антарктиды в летний период: температура воздуха 1-2 градуса, а с берега постоянно сползают языки ледников, часть откалывается и превращается в айсберги, которые течением носит вокруг Антарктиды. Одной из характерных особенностей погоды являются стоковые ветра. Природа этого явления состоит в том, что с территории материка срываются внезапно очень сильные ветры до 50-60 м/с. Предсказать, а точнее спрогнозировать синоптикам это явление почти не возможно.


       По плану работ в те дни когда позволяла погода нам т.е. пилоту вертолёта и мне предстояло совершать облёты в том районе, где вели добычу криля. В ясную, солнечную погоду, когда море спокойно колеблется зыбью, белоснежные поля столовых айсбергов искрятся снегом, рыбацкие суда с высоты полёта выглядят, как макеты кораблей, берега Антарктиды белым полотном уходят за горизонт по цвету сливаясь с небом, редко, где есть тёмные точки выхода скального грунта.


       В такие дни летать одно удовольствие; пингвины охотятся за рыбой и для отдыха запрыгивают из-под воды на нижние уступы айсбергов, редкие громадные туши китов медленно, как тихоходные корабли движутся в морской толще.
В этот день всё начиналось, как обычно; синоптики дали добро на полёты и мы с пилотом моим тёзкой Кощеевым Володей сели в вертолёт, и поднявшись с палубы судна направились в полёт. Совершив за планированный облёт, повернули в сторону базы. Время полёта совпало со временем проведения селекторного совещания. Проводилось оно с плавбазы «Советская Россия» капитаном Оленниковым со всеми капитанами рыбацких судов, где они отчитывались о проделанной работе, докладывали о результатах промысла проблемах и прочее, – обычное производственное совещание. В это время эфир плотно забит, и связь с вертолётом прекратилась. В тот период когда вертолёт находится в воздухе каждые пятнадцать минут пилот выходит на связь и сообщает о своём местоположении.


       Мы уже направлялись в сторону борта нашего судна. В море появились барашки поверх волн, первый признак усиления ветра и это усиление происходило внезапно быстро. Небо затянулось низкими тучами, Солнце начинало клониться к горизонту.
Время идёт, мы вроде бы должны лететь вперёд, а айсберг под нами находится в одном положении. О своих наблюдениях я сказал пилоту, он в начале не очень поверил так как по приборам скорость была 180 км/час. Далее и он уже с тревогой начал смотреть на айсберг понимая, что мы никуда не движемся. Добавив скорость вертолёта, мы понемногу начали двигаться вперед. В это время из туч посыпал снег. Во время полёта снег летит не вниз относительно вертолёта, а по горизонтали залепляя стекло. В тот же период пропала связь с плавбазой. Солнце всё ниже приближалось к горизонту. Надвигалась трагическая развязка. Внезапно восстановилась связь и нас уже с тревогой спрашивал радист, где мы находимся? По расчётам времени вертолёт должен был уже находиться на расстоянии видимости с борта плавбазы.


       Радист предположил, что мы пролетели мимо плавбазы. Отцы командиры на плавбазе тоже начали бить тревогу, где же мы на самом деле? Первый вопрос к нам, с какой стороны вертолёта от нас Солнце, - оно было с право, значит вертолет ещё не долетел до плавбазы. Беда была в том, что мы на самом деле почти не двигались вперёд, ветер был такой силы, что винты и двигатель вертолёта не могли ему противостоять.
Капитан Оленников принял единственное правильное решение завести главный двигатель плавбазы и двинуться к нам навстречу. Завести, разогреть и начать движение в нашу сторону требовало времени, а у нас его не оставалось. Мы с пилотом уже начали просчитывать варианты:
- посадить вертолёт на столовой айсберг, но его запросто может оттуда сдуть ветром,
- лететь к берегу и там посадить вертолёт.
Солнце уже наполовину ушло за горизонт, в темноте на вертолёте лететь можно, но тогда ты как слепой.


       Эфир в это время был чист все переговоры с судами были запрещены, все слушали только наш голос, а нас заставляли непрерывно говорить, так легче было установить наше местоположение.


       И вот радость, вдалеке мы заметили нашу плавбазу дымя и развивая максимально возможную скорость, она шла в нашем направлении. Капитан Оленников уже предвидел, что мы лопастями вертолёта запросто можем снести дымовую трубу во время посадки. Но всё обошлось благодаря мастерству пилота мы почти вертикально брюхом на ветер плюхнулись на палубу. Вертолёт крюками моментально прижали к палубе, нас радостно встречали радист и механик вертолёта. Спускаемся вниз в каюту и сразу по полстакана спирта стирают из нашей памяти все трагические предположения, что кружились в голове.


       Прошло много лет и я задумался, что помогло нам избежать трагедии; во-первых, единственно правильное решение капитана Оленникова; во-вторых, мастерство пилота при посадке вертолёта; и в третьих, меня на берегу ждала беременная жена она носила под сердцем второй месяц мою доченьку.


27 июля 2020 года

На фото автор январь 1981 года.