О книге Мишеля Бюсси Самолет без нее

Вера Стремковская
О том, что в истории борьбы двух семей за выжившую в авиакатастрофе малышку появится некто совсем иной, но связанный узами крови с ребенком – было понятно изначально, то есть замысел автора как бы проскальзывал между строк, но это могло быть и просто логикой, опытом прочтения такого рода детективов.
Тут надо остановится на слове детектив. Поскольку в случае с Мишелем Бюсси это не кровавые триллеры, а вполне цивилизованные, но очень запутанные временем, или событиями, или тем и другим загадки, которые, порой, служат основанием для смерти некоторых героев так сказать второго плана, но, в основном, истории его заканчиваются хорошо. Во всяком случае могу судить об этом из того, далеко неполного списка его книг, которые успела прочесть.
Итак, временные рамки имеют значения, поскольку разгадка тайны ограничена возможностями генетических и прочих новаторских исследований, которые не могли быть применены в момент авиакатастрофы, а потому повлекли за собой разбирательство суда, и вердикт, основанный на убеждении судьи, после рассмотрения доказательств. И девочку определили в семью бабушки и дедушки, не высокого уровня дохода, но очень человечных и жизнелюбивых, как это обычно бывает в сказках, и вторая семья, богатые и бесчеловечные, продолжали борьбу, наняв частного детектива, который оказался преступником.
Книга построена на дневниковых записях этого детектива, которые попадают в руки уже повзрослевшей девочки, и влюбленному в нее, якобы брату, и тут встает дилемма отношений внутрисемейных связей, когда повзрослевшие брат и сестра влюблены друг в друга, и заходят еще дальше, и развивается трагедия осознания этого, но все выглядит совсем не так, потому, что они не являются родственниками. Это коротко о главном. Каким-то внутренним чутьем предполагала в самом начале, что именно так и будет, но разгадку, конечно, узнала лишь в конце.
Нельзя сказать, что она уж очень оригинальна, хотя и не банальна, но дочитать до конца не в последнюю очередь заставляет несомненный талант автора и прекрасное владение им техникой и стилем написания детективов, ибо читатель хоть и понимает, что его «держат за нос», и ведут с остановками, не давая подобраться слишком близко к вот-вот намеченному произойти чему-то очень важному, и заполняют остановки эти пищей для размышления на совсем иную, не менее важную по сути тему, как например переживание молодых людей вступивших в близкие отношения, и подозревающих кровосмешение, это же важно, и интересно, но тут же подхватывается линия основного замысла, и опять читатель движется в направлении разгадки, вот-вот… И опять пауза с другим планом, вступившими в сюжет другими героями, и их проблемами.
И наступает некий спортивный азарт, желание догрести до берега и быстрее выйти на сушу, и увидеть то, что спрятано за ближними деревьями, и уже, кажется, видно, что это, но нет, не так, и вдруг события начинают развиваться стремительно быстро, и неожиданно, - опять отдадим должное мастерскому владению стилем жанра, и интерес нарастает по спирали, и незаметный вроде герой становится главным, и уже ночь, но не пойду спать, пока не дочитаю, и самое главное наконец открывается истиной, и вздох облегчения, и ощущение, что это было хорошо.
А что хорошо? Сюжет – нет. Язык – нет, ибо я читала в переводе на русский, и не увидела чего-то необычного. Но стиль и мастерство, помноженные на интеллект. Отлично. И хочется прочесть еще одну, следующую его книгу. Тем более, что она как раз уже появилась.