Затерянные, забытые, но не покоренные кыргызы

Авазбек Атаханов
 24 июня в Монголии состоялись выборы в парламент, по итогам которых Монгольская народная партия одержала абсолютную победу, но и оппозиционная Демократическая партия получила несколько мест, среди которых заслуженный врач Монголии, этнический кыргыз Булан Бейсен.  В одном из своих интервью, он рассказал, что в Монголии проживают около 5-6 тыс. этнических кыргызов, около 400 семей. При этом Булан Бейсен сообщил, что они записаны в паспортах как казахи из племени «Курман». Хотя сами кыргызы Монголии не считали и не считают себя казахами.
По его словам, монгольские кыргызы неоднократно обращались к своему Правительству указать в соответствующей графе паспорта, что они «кыргызы», однако, данный весьма болезненный вопрос так и остается нерешенным.
По мнению современных исследователей, их традиционная кыргызская культура и родной язык безвозвратно теряется, современное поколение между собой общаются лишь на казахском и монгольском языках. Но радует то, что они, как правило, хорошо знают свою родословную.
Они в основном живут в Баян-Олгий аймак, (переводится как «богатый край), который является одним из 21 аймаков Монголии.
В русской историографии первым о монгольских кыргызах написал российский этнограф Григорий Потанин, который находился с научной экспедицией на северо-западе Монголии в 1876-1878 годах. Есть и другие фрагментарные сведения о них в трудах зарубежных и отечественных ученых.
И только в последние годы историки из Кыргызстана начали проводить отдельные исследования о монгольских кыргызах. Осенью 2016 года Кыргызская Национальная Академия Наук организовала в Монголию первую экспедицию ученых из Кыргызстана, которая провела ряд исследований фольклорно-диалектологического характера.
По мнению членов экспедиции, численность монгольских кыргызов составляет около  10 тыс. человек и главная их мечта, чтобы их признали «кыргызами» и чтобы они получили возможность обучать своих детей родному языку.
Согласно сведениям Махмуда Кашгари (1072-1089 гг.), кыргызы были самым восточным племенем тюрков и граничили с Китаем. Рядом с ними располагались монголоязычные татары.
В одном из своих трудов известный кыргызовед, профессор Ю.Худяков пишет: «В X веке ставка кыргызского правителя была перенесена из Монголии в долину Верхнего Енисея».
Имеется достаточно ценных научных сведений о том, что кыргызы и монголы длительное время были исторически взаимосвязаны друг с другом, что проявляется в наших языках и культуре, что должно было бы способствовать повышенному вниманию нашего государства к сотрудничеству с Монголией и изучению исторического наследия наших предков.
В настоящее время наблюдается определенный духовный подъем кыргызов Монголии, усиливается их интерес к родному языку и национальной культуре. Несколько этнических кыргызов из Монголии учатся в ВУЗах Кыргызстана. Но, все-таки еще рано говорить о том, что они является полноценной частью монгольского общества.
И такое положение дел практически у всех этнических кыргызов, которые исторически жили и живут за пределами Кыргызстана (Китай, Индия, Пакистан, Афганистан, Иран, Таджикистан, Узбекистан, Россия, Турция, Саудовская Аравия, Венгрия, США и др.) и здесь речь не идет о наших современных мигрантах.
Вот уже многие годы мы очень много говорим и спорим о нашей государственной идеологии: какая она должна быть и должна ли она вообще существовать.
Такое положение в этом вопросе свидетельствует о том, что у нас за все эти годы, несмотря на неоднократные попытки,  еще не сложилось единое Видение и до конца не сформировались национальные интересы нашего государства в данном направлении.
Это не только не способствует внутреннему цементированию нашего общества, но и не позволяет более ярче раскрыть весь потенциал национального государства.
И пока мы, сами перед собой, не ответим на вопрос, кто мы такие и в чем наша миссия в этом огромном мире, где события в последние несколько десятилетий развиваются с колоссальной скоростью, наша страна никогда не выйдет из порочного круга отсталости, нищеты и ложных националистических предубеждений, а у нашего народа не появится чувство национальной гордости.
К сожалению, именно непродуманная государственная идеология, которая велась в течении последних нескольких десятилетий привела к тому, что более миллиона наших граждан в поисках «лучшей доли» поддались из страны в «зарубежье», а сотни тысяч этнических кыргызов «затеряны и забыты» историей в этом мире.