Весёлый бродяга

Ася Караева
Однажды на пустынной дороге посреди ночи наши путники услышали, как кто-то совсем рядом запел приятным баритоном:

Я пою на лужайках при свете луны,
Я пою на дорогах, не страшась темноты.
От селений до замков блуждаю я,
Комары и мухи не тревожат меня.

Я стелю постель на мягкой траве
И с девами леса танцую во сне.
Украдкой луна пробирается в лес,
Танцуя с нами до рассвета небес.[1]

Луна прекрасно освещала дорогу, но как ни странно, никого не было видно. Повозка ехала уже достаточно долго, а пение всё не умолкало, и откуда оно раздавалось, не было понятно. Ведьма занервничала и достала из своей сумочки порошок, при помощи которого дорога осветилась на мгновенье как при ярком полуденном солнце.

- Полегче, полегче, сударыня. Я здесь совсем рядом с вами, устроился на вашей повозке. Не стоит так волноваться, я всего лишь простой бродяга, при этом такой же весёлый, как и только что услышанная вами песня.

Наши путники, наконец, увидели долговязого и очень тощего человека с широкой улыбкой и беззубым ртом.

- Не подадите ли бродячему певцу? - попросил он, продолжая невинно улыбаться во весь свой беззубый рот.

- Угостить поздним ужином мы можем. А денег у нас у самих нет, - тут же ответил осторожный Олико.

- Да я уже давным-давно ничем не питаюсь, мне в этом нет никакой необходимости. А вот от монетки никогда не откажусь, я их собираю.

Ведьма вынула из изящного, вышитого чёрным бисером кошелька золотую монету и протянула её бродяге.

- Благодарствуйте, госпожа, - учтиво поклонился ей певец.

- А что, собственно говоря, с вами произошло? – не замедлила с вопросом ведьма, зная, что теперь имеет полное право на ответ от получившего щедрое подаяние нищего.

- Я бродяжничал с юности. Ходил от деревни к деревне, пел песни, и мне всегда подавали. Я нередко веселил и богатую публику – скучающих хозяев замков и их гостей. Те щедро платили и давали досыта наесться, позволяя также отведать изысканное вино. Возможно, я мог бы тогда отложить деньги и построить себе маленький домик где-нибудь на лесной опушке. Но пока был молод, не думал о завтрашнем дне. Не хотелось стеснять себя четырьмя стенами, ведь пришлось бы обзавестись хозяйкой и детьми. После заработка надо было бы возвращаться к жене, недовольной тем, что в моё отсутствие всё хозяйство держалось на ней. А если бы моя выручка была мала, она бы с подозрением выспрашивала, не заходил ли я выпить в трактир. В страхе, что не принесу достаточно денег, я не мог бы больше сочинять песни, весёлые стихи и мелодии бежали бы от меня. Так что я предпочёл остаться один. Я пел в лесу как при нежном розоватом рассвете, так и при торжественном алом закате, и мне казалось, что прекрасные лесные девы слушают меня и танцуют, окружив невидимым кольцом.

Однако счастлив я был недолго. Чиновники издали приказ о том, что попрошайничать на проезжих дорогах незаконно. У одной деревни меня встретили блюстители порядка, связали мне руки и повезли в тюрьму. В тюрьме я просидел несколько месяцев, там было всегда темно и сыро, лучи солнца почти не проникали через маленькое окошко камеры. Моё тело, привыкшее к движению, свежему воздуху и простору, заболело. Я пролежал в горячке несколько дней, тоскуя в бреду о дорогах и лесах. И тогда дух покинул моё тело и вылетел из крошечного окошечка камеры. И с тех пор

Я пою на лужайках при свете луны
Я пою на дорогах, не страшась темноты
В усадьбах и в замках мой призрак парит
И песни поет, когда кто-то не спит.

Поющий призрак – это смешно,
Комары и мухи не тревожат его.
Что голод и жажда? Мне они нипочём:
Я пою и счастлив небытием.

- А зачем поющему призраку монеты? – поинтересовалась Ино.

Певец бросил на девочку удивлённый взгляд.

- Монеты нужны даже призракам, а особенно блуждающим призракам или таким, как я, странствующим призракам. А таких в мире не так уж много. Обычно призраки привязаны к одному месту. Будь то старый дом, где они раньше жили, или замок. Там они сначала пугают родственников, прямо или косвенно виновных в их кончине, а потом их потомство до седьмого колена. А иногда достаётся и совершенно непричастным людям, купившим дом у родственников призрака.

Есть призраки, живущие в гостиницах, вернее в одной и той же гостинице, с которой как-то связана история их превращения в призрак. Ох-ох, подавляющее большинство призраков – домоседы, скучные и лишённые полёта создания. Через десяток лет они превращаются в ворчливых существ, строящих козни, от которых уже никому не страшно. Гасят в коридоре свечи, дёргают за хвост лежащую у ног хозяина кошку или собаку, так что те без причины взвизгивают, а иногда прячут какие-нибудь особенно нужные вещи или попивают из бутылок хозяина старый дорогой коньяк или сладкий ликёр. Ну согласитесь, скучнее существования представить себе нельзя.

Я же никогда не задерживаюсь на одном месте. Как и в жизни странствую от деревни к деревне, от селения к селению. А больше всего люблю бродить по полям и лесам. Но если мне случается набрести на дом или замок, я всегда в нём останавливаюсь. А если дом или замок уже занят другим призраком, приходится откупаться от его гнева серебряной монеткой. Не дай вам Бог посягнуть на территорию другого призрака. Месть и гнев его будут ужасны, но при виде серебра призраки почему-то всегда смягчаются. Зачем им серебро, я не знаю. Может они думают, что могут выкупить свою территорию у её живого владельца? Мне это не к чему, дворец или замок – для меня это всего лишь стены, а стены – это всегда тюрьма, какая бы уютная и красивая она ни была.

- От людей призраку однако трудно получить монетку, даже ночью, - заметила ведьма. - Блуждая по большим дорогам, ты, наверное, встречаешь немало существ из потустороннего мира.

- Случается это редко, сударыня. Я их обычно стараюсь обходить за долго до того, как они меня заметят. Я привык к свободе, и даже законы потустороннего мира мне не по душе.

- Ты уклоняешься от ответа, - рассмеялась ведьма. - Но не буду на это обижаться, а просто предложу довезти тебя до города. Мы туда направляемся.

- Благодарю Вас, но вынужден отказаться. Города не люблю, там слишком мало свежего воздуха, а без него я не могу. А за ваше внимание могу лишь предложить вот эти безделушки обеим дамам, - сказал бродяга и протянул ведьме и девочке мешочки с лавандой.

- Лаванда собрана на диких полях, находящихся в глубине всеми забытого леса. Она поможет в минуту безысходности. А теперь должен вас покинуть. Спасибо за монетку, - прокричал на прощание весёлый призрак и растворился в темноте ночи.

Глава из сказки "Тайна города ювелиров"

[1] Вольный перевод песни Шарля Трене « Je chante »