Охотничьи байки. Неожиданные гости

Алексей Шелемин
       

   - А с волками вы не встречались? - интересовались у старого таёжника студенты.
   - Как же в тайге без серых хищников?
   - А здесь их нет?
   - И здесь есть. Волчьи стаи постоянно мигрируют. Волчья жизнь жестокая и сложная. Если Топтыгин всеядный, может питаться ягодой, растительной пищей, кореньями, то серым хищникам сложнее. Они питаются только мясом. Хотя, в голодное время тоже могут есть кору и разную поросль.
   - А на человека они могут напасть?
   - Волки чаще обходят человека, но напасть могут, если их несколько. Или зимой, когда у них голодный период.
   - И даже грибника или ягодника?
   - Летом вряд ли. Они живут большой семьёй. Мудрый вожак ведёт за собой остальных. Он решает, где жить, как и на кого охотиться. У каждого члена стаи свои обязанности, есть определённая иерархия. Вы удивитесь, но у волков есть свой язык. Вернее, интонация рыка, вой и гавканье. Вожак следит за каждым и добычу распределяет так, чтобы досталось всем, чтобы не обидеть слабого или малых щенят. Но в голодный период, стая может сожрать своего слабого или больного собрата. Такая тактика выживания сформировалась, я думаю, много сотен и даже тысяч лет назад.
   - А чем питаются волки?
   - Зимой и в голодное время волки действуют только стаей. Могут подолгу выслеживать свою жертву, притаившись в снегу. Сообща загоняют сохатого или изюбря на утёс, в скалы или на снежный наст, где нет простора. Могут долго преследовать дичь, пока она не выбьется из сил. Сразу вспомнил случай из жизни: где-то на севере стая голодных волков отбила от общего табуна оленей около тридцати взрослых маралов. И смогли их отогнать далеко в тундру. Далее, стая охраняла свою добычу долгое время, периодически задирая по одному рогачу.
        Часто серые хищники выходят к человеческому жилью. Они могут долго и терпеливо наблюдать за человеком и своей жертвой. Бывает так, что некоторые волки отвлекают пастухов и собак, когда другие нападают с другой стороны. Если это коза или барашек, то они их душат и утаскивают. Ночной и безжалостный хищник никогда не побрезгует деревенской собакой. Они легко давят цепных псов. После того, как задерут телочка или пожрут собак, стая старается уйти, как можно дальше. Хитрый зверь понимает, что человек обозлится и будет мстить.
        Зрение у хищников не такое острое, а вот обоняние и чувство опасности у волков отменное. Они могут определить по запаху, походке и действиям намерения человека. Простой ягодник не вызовет у хищника чувства опасности и он его обойдёт. Но если зверь обнаружит охотников с оружием и с собаками, то почувствуют угрозу. Стая сразу уйдёт подальше. В редком случае, если они попадут в загон, то волки могут легко напасть и на вооружённого охотника. Но и зазевавшегося человека в тайге голодная стая может растерзать, при условии, если для них нет никакой опасности.
   - Значит, в одиночку лучше не ходить по лесу?
   - В летние месяцы волки ходят, чаще всего, в одиночку. Мелкой живности много и голода они не испытывают. Они охотятся не только на зайцев, сусликов, бурундуков, мышей, ондатр, но даже на птиц и лягушек. В одиночку на человека он нападать не будет. Он за долго учует запах человека и обойдёт его.
   - А правда, что волки живут семьями всю жизнь?
   - Это правда. Молодой волк ведёт жестокую борьбу за волчицу внутри стаи. И когда он устранит всех претендентов, ухаживает за своей избранницей, которая, кстати, может его не выбрать. Стая выбирает труднодоступные места. Могут жить в пещерах, норах других животных. Но могут и сами выкопать логово. Бывает, что волчица селиться рядом с жилищем человека. Но там, где волчье логово, она охотиться не будет. Волчица, как правило, уходит в другие деревни, где таскает у людей курей, гусей и барашков, чтобы накормить своих волчат. Выводок, как правило, от трёх до десяти волчат. Когда они вырастают и им становится примерно полгода, волчица водит их на охоту и учит премудростям своего промысла. Меня всегда удивляло то, что серые хищники очень и очень умные. Они никогда не бросят своего собрата и будут до последнего защищать своего раненного. А если кто-то из стаи умрёт или погибнет, они долго воют и прощаются.
   - Не может быть! – удивились парни.
   - Был, однажды случай, который сильно меня удивил. Я тогда был без собаки. Мой старый пёс накануне сильно повредил лапу, вступив в схватку с кабаном. Я его оставил у родственников в деревне, а сам ушёл опять в своё зимовьё.
        Как-то утром вижу, что на дальней поляне, метрах в двухстах от моего жилища, появились какие-то тени. Я поднёс к глазам бинокль и не поверил: прямо днём ко мне пришли три взрослых волка. Сразу кинулся в сени, где висела винтовка. Выйдя вновь во двор, я увидел, что волков появилось больше. Но вели они себя довольно странно. Мне даже показалось, что они меня ждали. Они одновременно подняли головы, рассматривая меня. Двое сразу закрутились и скрылись. Я хотел выстрелить вверх, чтобы отогнать опасных хищников. Волчья стая ничего, кроме неприятностей, принести не могла. Я тогда подумал, что они выманивают меня, чтобы зайти на мою территорию и задрать мою живность (на заимке я тогда держал коз, порося, курей и гусей).
        Но волки были какие-то отрешённые. Одни сидели на месте и никто из них ко мне не приближался, но и уходить они не собирались. Внезапно появились ещё несколько особей. Они шли медленно и оглядывались. А за ним шёл ещё один. Его походка была, как у слепого. Я вновь посмотрел в окуляр бинокля и разглядел его более подробно. Это был самец на длинных лапах, а на голове у него была какая-то банка. Ближайшие волки довели своего собрата до поляны и остановились. Волк с банкой на голове упал и больше не вставал. Остальные хищники обнюхали его и всем скопом ушли назад. Я проследил их путь и увидел, что они остановились чуть вдали.
        Наступила пауза и я стал думать. Волки к человеку никогда не выйдут. Потому что, человек - их враг. Но иногда, видимо, бывает перемирие. Они давно обследовали моё жилище и выяснили, что собаки у меня нет. И тогда они решили привести своего соплеменника именно ко мне.
        А с волком произошла такая оказия: где-то в ближайшей деревне он нашёл ёмкость, в котором было молоко или сливочное масло. Возможно, какая-то хозяйка оставила во дворе металлический бидон с остатками молочной продукции. Волчара засунул голову внутрь, чтобы вылизать содержимое и застрял. Испугавшись, он убежал в сторону леса, по наитию найдя своё логово. Но все попытки освободиться ни к чему не привели.
        Держа карабин наперевес, я подошёл к волку. Он лежал обессиленный от обезвоживания. Его тело было до того худым, что можно было пересчитать рёбра. Живот впал, а толстый и облезлый хвост лежал на земле и не шевелился. Я внимательно рассмотрел алюминиевый бидон на его голове, но подойти вплотную к волку ещё опасался.
        Самец был без памяти и даже при желании укусить меня не смог бы, так как был настолько слабым, что, казалось, вот-вот помрёт. Закинув ремень карабина за голову, и перевесив его за спину, я вернулся в дом. У калитки повернулся и посмотрел в бинокль на остальных волков, которые сидели на той же поляне и все до единого внимательно наблюдали за мной. Я ещё раз убедился, что подвоха от них нет, просмотрев всю местность вокруг. Дома взял большую бутылку подсолнечного масла.
        Вернувшись на поляну, где лежал умирающий хищник, я убедился, что ничего не изменилось. Он также лежал на боку, закинув голову в бидоне в сторону. Мне тогда показалось, что он уже не дышит. Помню, что я поймал себя на мысли, что мне жаль, что он издох. Мне захотелось его спасти. Посмотрев на остальных, я увидел, что стая примерно из десяти взрослых волков находилась на старом месте и наблюдала за мной.
        Вновь ногой потрогал заднюю лапу волка. Он никак не реагировал, но его тощие бока заходили ходуном и я понял, что он меня чувствует. Но он не в силах был даже пошевелиться. Тогда я подошёл ближе, полил густую шерсть на толстой шее из бутылки маслом и залил его немного внутрь. Затем поднял кривую металлическую ручку из толстой проволоки. Пластмассовая основа в её центре была вся изгрызана волчьими клыками, а края бидона имели следы зубов. По бокам и на днище имелись вмятины и сквозные отверстия, которые вероятно получились от клыков его собратьев. Через небольшие отверстия попавшему в западню волку поступал воздух в небольшом количестве, поэтому он сразу не задохнулся. - Его товарищи пытались его освободить и разгрызть алюминиевый бидон. Но он оказался им не по зубам. Затем я схватил двумя руками края фляги. Алюминиевая ёмкость поддалась не сразу. Туша волка волоклась за бидоном. Тогда я схватил другой рукой густую шерсть на голове волчары и с силой стал оттягивать назад. Наконец, сосуд поддался. Показалась мокрая волчья голова и открытая пасть с крупными зубами. Он с наслаждением задышал полной грудью, высунув язык. Я сразу отошёл от него. 
        Этот самец, возможно, был обычным членом стаи. Но вожак и остальные волки не бросили его умирать, и были рядом, искренне сочувствуя его беде. Звери понимали, что их товарищ долго не протянет. И не найдя другого выхода избавить его от ёмкости, они решили идти за помощью к человеку. Но это решение, я думаю, далось им не сразу.
        Они выбрали меня, так как в ближайшую деревню идти было далеко и опасно, - там везде собаки. На их счастье, я тогда оказался без своего пса.
   - Он ожил? - спросила одна девушек.
   - Не сразу. Дома я взял полбулки хлеба. Во дворе взял ведро и набрал из ручья воды. Всё это принёс волку. Ведро поставил рядом, хлеб положил на траву. Затем я ушёл к себе и стал наблюдать. Зверь лежал ещё примерно с полчаса. Затем к нему подошёл другой волк. Этот был крупнее. Возможно, это и был вожак стаи, так как остальные волки сидели на дальней поляне и не двинулись с места. Вожак обнюхал своего товарища, понюхал хлеб, который я положил рядом, но он его не тронул. У лежачего его собрата сразу зашевелились уши и хвост. Затем он с трудом поднялся, но сразу встать не смог. Вожак стоял рядом и смотрел на него. Интересно то, что он пододвинул мордой хлеб ближе к лежачему, но очнувшийся зверь дополз сначала до ведра с водой и стал жадно её лакать. Пил он довольно долго. Потом ещё какое-то время отлёживался и только потом съел хлеб. Вожак отошёл назад и посмотрел в мою сторону. Он смотрел на меня, а я смотрел на него. Я думаю, что он был благодарен человеку, то есть мне, но сказать этого не мог. Затем он медленно пошёл к остальным, призывая идти за собой воскресшего брата.
   - Вот это да! Вы сделали доброе дело - спасли умирающего волка! Больше их не видели?
   - Они ушли и я с ними больше не встречался. Да и зачем? У них своя волчья и нелёгкая жизнь. Хоть волки и враги человеку, но я всегда буду восхищаться повадкам этих зверей, их коллективному разуму, охотничьим инстинктам и хитростям, выработанным за многие тысячелетия жестокого выживания в дикой природе.