1232 год - странное грызение и Святая земля

Эд Данилюк
В каждом крестовом походе по пути «туда» вновь и вновь начиналась одна и та же «эпидемия»: у заболевших болело горло, живот, конечности и суставы, резко повышалась температура, шла кровь из десен и носа, шатались зубы, наблюдались сильные слабость и жажда, по всей коже появлялась обильная сыпь из мелких кровоизлияний, начинались отеки, часто случались переломы костей, появлялась кровь в стуле. Через 1-2 месяца после начала симптомов на фоне истощения и постоянных кровотечений наступала смерть.

На улице стояло Средневековье, и люди воспринимали болезнь как данность, не спрашивая, что это такое и откуда взялось. Даже выделить эту напасть в отдельную болезнь, дать ей название не испытывали потребности. Ну, случается вот такая беда в экзотических краях, ну и ладно. Кому-то не повезет, и он заболеет. Кому-то повезет, и он не заболеет. На все воля Божья.

Цирюльники в качестве лечения отрезали больным десны – по мере омертвения этих десен. А что еще можно было сделать?

«Эпидемия» начиналась посередине перехода к Святой Земле, в незнакомых странах, и оттого считалось, что это некая «зараза», вроде холеры или чумы.

Те из заболевших, кто дожил до Святой Земли, как ни странно, быстро выздоравливали.

Медик Гильбертус Англикус (Gilbertus Anglicus, тот который «Compendium Medicinae») в 1232 г. решил, что заболевшим помогают фрукты, которыми так обильны земли Востока. Саму болезнь он назвал «грызение» (т.е. «scorbutus» по-древнегермански).

Поморы Белого моря, кстати, в XVII веке неизвестно откуда принесли в русский язык другое название – «цинга».

Гильбертус для лечения скорбута советовал брать с собой в поход мешки сушеных яблок, вишен и груш. Во времена, когда никто не умел читать, а среди тех, кто все-таки умел, распространение знаний ограничивалось количеством рукописных копий, дошедших до них, совет этот пропал втуне. А с прекращением крестовых походов был совсем позабыт.

Когда спустя века началась эпоха великих географических открытий, его вновь обнаружили, но посчитали средневековым суеверием – очевидно ведь, что цинга есть следствие грязи и нездорового образа жизни!