истории из прошлого..

Хуго Босс
.. один случай, опубликованной в прозе.ру, напомнил мне мою историю, о которой решил так же поведать..

Будучи юношей, в мои 19 лет я был далече от дома..

По делам срочно требовалось быть в Краснодарском крае, в небольшом курортном городе Темрюк. Это Приазовье, Темрюк расположен относительно недалеко от Азовского и Черного морей.

Летел самолетом, рейс Семипалатинск-Минводы, далее ехал автобусом до Краснодара, потом, автобусом до города Темрюк.

Дела были ответственные, делал самостоятельно обмен собственной квартиры из моего родного и любимого Казахстана на меньшую квартиру в Краснодарском крае, в городе Темрюк.

Времена СССР, что сказать..
Темрюк - небольшой симпотичный курортный город и в то время, как и везде, все, или почти все, было дефицитом, продукты питания, обычные транспортные билеты  различных направлений и так далее по списку..
Местный Темрюкский рынок не покрывал недостаток продуктов, товаров. По сравнению с Семипалатинским рынком, Темрюкский рынок был скудный по ассортименту и дорогой, не смотря на кубанское, как бы, изобилие.

В общем, обмен квартир был на мази, обо всем договорился и все шло по плану.  Документы были собраны и готовы для подачи в горсовет города Темрюк для получения разрешения на обмен квартир. Далее в планах, имея разрешение горсовета, документы с разрешением подавались в горсовет города Семипалатинск для производства обмена квартир и для получения ордеров на квартиры.
Но было одно препятствие. Мой возраст не внушал доверия обмениваемой стороне и мое слово, как бы, весило для той стороны не много.
Требовалось этой недоверчивой стороне авторитетное подтверждение моих полномочий. 
Заказали переговоры по телефону межгород, с моей матерью. Вопрос стоял о доплате при обмене квартир. Мать моя в разговоре по телефону отказалась подтвердить, что согласна с моим решением обменять квартиры с доплатой в несколько тысяч, по тем временам, советских рублей.

Странно, почему мать отказалась по телефону подтвердить мои полномочия. видимо из-за каких-то причин она не стала это делать.. я был в курсе условий обмена и сделал все, так, как требовалось..

Ее категорический отказ доплачивать обнулил все обозначенные договоры по обмену квартир и сделал бессмысленным мое пребывание/присутствие в славном городе Темрюк.

Вот, так в один момент, миссия, ради которой я был послан в далекую Тмутаракань (историческое название этой местности), оказалась сорванной по непонятной мне причине. Это было странно..

Что ж, настала пора мне выбираться оттуда из Приазовья, из Тмутараканья обратно в Казахстан.

Билет домой в Казахстан, оказалось, приобрести проблемой.
Очередь в билетную кассу г. Темрюк была растянута отдыхающими и туристами на месяц вперед..
Эти отдыхающие люди создали свою собственную очередь в билетную кассу по своим спискам, с фамилиями и со своими паспортными данными в своей толстой общей тетради очередников..
В делах преобретения транспортных билетов эта заветная тетрадь играла основную роль для очередников.
Каждый день эти люди очередники появлялись у кассы в определенное ими время для перекличек, активисты-общественники вели учет и контроль очереди в соответствии со своим уставом.  Другие активисты из этих же списков были мобилизованы для охраны билетной очереди в билетную кассу г. Темрюк.  То есть, в билетную кассу попасть напрямик с улицы было невозможно. Вернее, зайти внутрь билетной кассы было возможно, внутри не было никого перед кассой. Но купить там билет, даже поинтересоваться возможностью купить билет или забронировать билет на какое-либо число не получилось, так как некие люди, ссылаясь на порядок очереди за билетами, грубо посоветовали мне записаться в очередь в эту билетную кассу и ждать своей очереди на билет. Билетные кассы бывает имеют очереди, это естественно, но довольно необычно, что для покупки билета там нужно было ждать своей очереди по спискам примерно месяц! Наверное, даже для местных жителей г. Темрюк было невозможно купить билеты без очереди в этой кассе, хотя может, сами местные жители и создали эту самую очередь, кто их знает..

В общем, чудны дела..

Я записался, на всякий, в эти утопические списки очередников на право приобретения билета в билетной кассе г.Темрюк.

.. но сидеть, ждать, отмечаться в течении месяца, чтобы купить билет, этот вариант был не для меня.. у меня просто не было столько свободного времени..

Билет я себе все же там, в городе Темрюк добыл, т к кто-то из отдыхающих возвращал свои купленные ранее авиабилеты в билетную кассу 2 авиабилета на рейс Краснодар - Кустанай, Казахстан, а это же рядом, это моя родная земля.. т к  я был уверен, из города Кустанай я быстро до своего дома доберусь, там нет подобных заморочек с билетными очередями. Лети куда угодно из Кустаная, или ехай куда угодно из Кустаная поездом.. Причем, без всяких там списков очередников..

В общем, все получилось, я купил себе авиабилет на рейс Краснодар- Кустанай в билетной кассе славного города Темрюк, т к люди возвращали билеты, а я покупал у них из рук прямо в этой кассе. Порядок и правила той очереди, видимо, не предусматривали какие-либо ограничения на перерегистрацию билетов, все же это дело случая, претендентов купить билет не было, и билет был переоформлен там же в этой самой кассе на мое имя. В общем, купил билет вне очереди, где мое место в ней было фактически в самом ее конце.. очередники и их бдительная охрана, не смотря на суровые правила-порядки очередников, не воспрепятствовали мне в моем праве перекупить билет с рук, эти суровые люди ретиво и строго охраняли свои места в очереди для своих транспортных направлений собственного исхода/возврата в места своего постоянного обитания из этого райского курортного города..

.. в аэропорту города Краснодар я обратился к администратору аэропорта, объяснил мою сложность с билетом, попросил помочь мне поменять рейс и направление.
Администратор аэропорта Краснодар, женщина в годах, отнеслась ко мне хорошо, сказала мне, - Парень, ты вовремя обратился!  У нас тут вчера в аэропорту ЧП было. Молодой человек примерно твоего возраста не мог улететь обратно к себе домой, не имел билета.  Деньги у него закончились и он у нас тут упал в голодный обморок в здании аэропорта. Нам из администрации края дали команду всем помогать по мере возможностей. Сейчас окончена регистрация на рейс в Алма-Ату, в Казахстан. Есть одно свободное место. Полетишь в Алма-Ату?
Я сказал, - Конечно! Спасибо вам огромное!

.. в городе Алма-Ата живет мой отец, у него там своя семья, которую отец создал после развода с моей матерью.. Алма-Ата хорошо знакомый мне город, там я часто бывал и жил месяцами, любил там бывать. Ранее, даже, иногда случайно встречался в Алмате со своими семипалатинцами-одноклассниками, чуть ли не синхронно удивленно восклицая друг другу, типа, -  Оо!! Дарова! И ты тоже тут? )) ..

Администратор оперативно переоформила мой билет на рейс до Алма-Аты..
Она вышла со мной и с моим новым билетом из здания краснодарского аэропорта на улицу, перед главным входом в здание аэропорта. Я следовал за администратором, особо не понимая, почему меня выводят из здания по направлению в город, а не в направлении к месту регистрации рейса.

По-информации, которую я знал, регистрация на мой рейс была закончена какое-то время тому назад и уже идет посадка в самолет на этот мой рейс в Алма-Ату,
Мне отдали в мои руки билет на рейс, но мы стоим на улице с администратором и что-то ожидаем у здания аэропорта города Краснодар..

.. и вот, к нам подъехала машина "Рафик" 03 Скорой Помощи, и меня на этой машине повезли по направлению в город Краснодар, но, как оказалось, в объезд. "Скорая" резво и мягко бежала, сотрудники ехали молча. Дороги, повороты, въехали в какие-то огромные заводские ворота, далее, проехали без остановки через контрольно пропускной пункт аэропорта, затем машина выехала на летное поле аэропорта и по этому полю меня домчали до моего самолета, без всякой там регистрации на рейс, без досмотра..

Картина получилась следующая, пассажиры толпой стоят на летном поле перед самолетом, ждут посадки в самолет на рейс.. Меня, будто какого-то оперативного сотрудника подвезли к трапу на этой спец машине скорой помощи. Вышел из машины, я был рад, попрощался с людьми в машине, которые мне помогли, поблагодарил их, они мне пожелали счастливого полета. Люди-пассажиры на поле смотрели недоуменно на меня, на пацана, которого доставили на рейс персонально, отдельно от других пассажиров..
Наверное, видеть подобное со стороны было необычно.

.. далее посадка самолета была в аэропорте города Алма-Ата.

.. знакомый мне аэропорт, не впервой я там, в Алма-Ате, поездом, самолетом..

Время было примерно полдень, время было мне что-то перекусить..

В аэропорте города Алма-Ата работает ресторан аэропорта Алма-Ата.

Но по времени это дневные обеды, как это сказать, комплексные, что ли..

То есть, собирают за общий стол разных людей и официанты принимают заказы от людей за этим общим столом..

Специфика того времени была особенная в Казахстане.. заслуженного руководителя Казахстаном КазССР т. Кунаева сняли за что-то с руководящего поста, т. Горбачев поставил на его место своего человека в руководство республикой т. Колбина, это спровоцировало национальный бунт казахов.. В основном участники протеста были студенты, молодые ребята, казахи.. Все тогда было покрыто тайной и запретами о этой теме.. Информации в то время было немного, от этого было какое то напряжение в Казахстане.. Говорили люди между собой, что много молодых казахов погибло при столкновении с внутренними войсками СССР, проводивших восстановление законности и порядка в городе Алма-Ата, т к бунт был не слабый, жестокий, были многочисленные невинные жертвы, была кровь..

Лично для меня Казахстан это моя многонациональная Родина, где не было ранее на моей памяти никаких национальных конфликтов..
По своему я эти события переживал вместе со всеми казахстанцами..

.. так вот ресторан аэропорта Алма-Ата, общий наш стол и за этим столом в основном русские, приезжие..
Нас обслуживать подошла молоденькая официантка казашка.
Принимает заказы от нашего стола. Кто-то себе борщ, кто-то щи, кто-то пельмени заказывает.. Дошла очередь до меня..

Я казахстанец, но по мне не видно это, европейская внешность, скорее, я напоминал также приезжего откуда-то по своему виду, что, в общем, было почти правдой..

И я решил заказать себе мое любимое блюдо бешбармак (мясо по-казахски),

Посмотрел в меню ресторана и спросил нашу официантку, - Скажите, пожалуйста, мясо по-казахски, это как?

На меня смотрели глаза человека удивленного моим вопросом, казашка официантка на миг выключилась из общей суеты и объяснила мне, что это такое мясо по-казахски, даже своими руками, жестами, показала мне, что такое мясо по-казахски.

Я попросил ее, - Пожалуйста, для меня мясо по-казахски.
(Видимо, я заказал что-то еще, но уже не помню точно мой заказ, что там еще было в заказе моем).

Её мой заказ приятно удивил, и я оказался единственный за нашим столом, заказавший национальное казахское блюдо.

Было заметно, что нашей официантке приятно мое уважительное отношение к национальной казахской кухне.

И получилось так, она мне первому за тем столом принесла огромное блюдо, в котором было горкой мясо по-казахски, ароматное и нежное, и уже потом наша официантка принесла другие заказы моим соседям по столу.. Щи где, почти не было мяса, такой же, как щи борщ и тд..

.. еще одно впечатление этой моей истории с моим заказом, все кто сидел рядом со мной за тем общим столом посматривали мне в рот, когда я ел заказанное мной замечательное мясо по-казахски.. что поделать, видимо, я представлял какой-то интерес для этих людей..


Далее без особого труда приобрел билет в кассе аэропорта Алма-Аты и прилетел домой в Семипалатинск..

рейс был самый поздний, самолет прилетел ночью..

.. летняя ночь, наша замечательная широкая казахская степь, холодно..

.. никто меня не встречает..

дома телефон почему-то безответно молчит..

.. я достал из багажной сумки свое черное синтетическое мягкое и стильное японское пальто, надел на себя, стою в пальто, на носу, не смотря на ночь, очки «стрекозки», на уже пустой стоянке такси аэропорта Семипалатинск. никого вокруг, ночь и степь, до города километров 30 напрямую, по степи..
жду, надеюсь уехать, стою уже одетый от летнего холода нашей казахстанской степи, как модель, которая очень сильно припозднилась..

В Семипалатинске был и, надеюсь, остаётся замечательный стиль - все одевались хорошо и красиво, по-современному, в отличие от некоторых других республик бывшего Союза..

Стою, жду, все частники и машины такси разъехались с пассажирами, пока я звонил с телефона-автомата себе домой..

.. и вот в темноте ночи заметил огоньки света, вдали по дороге идет машина такси по направлению ко мне, то есть, по направлению в аэропорт Семипалатинска. Появился шанс быстро добраться до дома!
Стою, жду, когда машина подъедет ближе, "голосую"..


Машина такси подъезжает и останавливается прямо передо мной, в ней моя мать, - Сынок, стояли на железнодорожном переезде долго, задержались..

Как было приятно, после всего, очутиться в салоне машины такси Волга 24 и ехать сквозь спящий, необычно красивый в ночном освещении мой город, к себе домой..

.. несостоявшийся обмен квартир, это лишь часть моих приключений в мои 19 лет.. обмен все же был произведен позднее, но не в г. Темрюк, а в г. Москва. Моя мать рассудила мудрее, а я, уже имея опыт в обмене квартир, произвел обмен квартир, сделал все четко и без ошибок..