Антроподицея

Сергей Владимирович Жуков
                Антроподицея

   Немецкий философ Г.В. Лейбниц написал «Теодицею», то есть оправдание Бога ввиду изначального и почти повсеместного существования зла.
Русский мыслитель ;;-го века И.А. Бердяев как-то произнёс, что пришла пора писать «антроподицею», то есть оправдание человека.

   Итак, оправдан ли человек или наоборот, виновен ли как активный носитель или потенциальный проводник зла?
Скорее всего, он подлежит осуждению, ибо, несмотря на свою пассивность перед Судьбой, всё-таки в каждой душе есть уголок, таящий росточек или даже семя, искорку Божьего Духа.

   И возделывание почвы, и взращивание семени во многом зависит от самого человека.
Конечно, когда личность уже допустила в себя и культивирует зло, то она почти равно недоступна благодарению или каре.

   В случае озлобления, когда душа закоснела в грехе, когда она отдаётся под защиту бесов, она почти утрачивает свою богоданную сущность.
Опять помогает слово «почти».
Всё-таки малая толика, воля, частичка души всегда жива, причём не только изначально, а даже предысходно.

   Интересно то, что даже само слово «исход» несёт в себе двойной смысл.
Например, библейская книга «Исход» одна из самых начальных в Ветхом Завете. В то же время чисто обиходно мы часто говорим – таков исход, подразумевая конец или финал.

   Ребёнок, рождаясь, кричит, плачет и, подрастая, всё же боится тьмы и ночи, ибо в его душе, несмотря на радужные представления взрослых о ней, всё же мало света и добра.
Однако есть в душе младенческой та малая теплица, в которой теплится неугасимая лампада Духа.

   Сумеет ли взрастить свой дух это малое, неразумное, но уже душевное существо, зависит не только от него, но от многих условий земной жизни или среды обитания.
Грех богоотступничества России лежит на нескольких поколениях и почти не умаляется, но лишь преобразуется.
Зло «доднесь тяготеет». Итак, пытаясь оправдать отдельную личность, я тем самым стремлюсь переложить ответственность на весь народ как совокупность людей всех сословий, групп, состояний.

    Однако в широчайшее и глубокое понятие «народ» входит не только общность людей, но и культура, созданная поколениями, а так же творимая постоянно.
Возникает взаимозависимость: народ рождает личности, личности создают культуру.
Неужели ничего нельзя сказать вернее, нежели жуткое пророчество мятежного протопопа Аввакума: «Выпросил у Бога святую Россию Сатана, да очернил её кровью мученическою».

   Когда же это случилось? То ли в конце ;VІІ-го века, то ли в начале      ;;-го. А может быть, в  конце? Кто знает? Да и так ли необходимы даты? Важно само надмирное, а также «подмирное» событие, подействовавшее на сам земной мир.
Никто же с точностью не ведает времени жизни ветхозаветного страдальца Иова, имущество и само тело которого были взяты сатаною, с попущения Божьего.
Важно то, что этого древнего человека тоже выпросил у Бога сатана для испытания его в вере: «И сказал Господь сатане: «Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.» Иова.2.6.

   …Ныне мало уже сатане отдельных субъектов, теперь ему понадобился целые народы.
…А может быть, страшная работа велась всё же на уровне индивидуальном (личностном), и тем самым наращивалась греховная сфера медленного и неуклонно начинающая обволакивать землю.

   …Однако просветлённые личности существовали всегда и при любых обстоятельствах. На заграждение потребовались столетия, на очищение. Остаются возможно считанные годы.
Очень многое зависит от людей, но и помощь Божия близка…

                Сергей  Жуков.                1996.