У могилы Св. Петра

Людмила Хаустова
      Когда Рим начал обустраиваться на Палатине и соседних холмах, вдали от него, за рекой, были селения этрусков. И здесь, на покрытом зеленью невысоком холме, этрусские священнослужители – Vati - совершали ритуальные обряды, делали свои предсказания – Vatecinum. Потому холм и получил название Ватиканского. Со временем, когда Рим стал большим и многонаселенным городом,  на этих зеленых окраинах появились усадьбы римской знати.  Потом у подножья холма появился цирк. По преданию, во времена Нерона на арене его предавали мученической смерти первых христиан. Рассказывали, что их обмазывали смолой и сжигали живьем, как факелы,   четвертовали  и распинали на крестах.  В 64 году после судилища у Нерона сюда привели апостола Петра. Он попросил своих палачей, чтобы его казнь не  уподобляли  Христовой, и они издевательски распяли Петра  головой вниз.
   Св. Климент, тогдашний епископ римский, вместе с верными  учениками Апостола сняли тело Петра  с креста и похоронили в  расположенной неподалеку пещере, по соседству с кладбищем. Долгие годы христиане тайком приходили поклониться праху Первоапостола. Когда же при императоре Константине гонимое прежде христианство  стало государственной религией, Константин   повелел построить на святом месте базилику-мавзолей. В 326  году при закладке фундамента император собственноручно вынес двенадцать  корзин грунта – в воспоминание о двенадцати   апостолах. Константинова базилика простояла  долгих  одиннадцать веков,  сильно обветшала и грозила рухнуть в любой момент. В XVI веке папа Юлий II приказал построить новый собор, но так, чтобы алтарная часть непременно оставалась над местом захоронения Св. Петра.
      Кстати, тогда  в основании старой постройки нашли много кирпичей с клеймом Константина. Все ценное из старого храма  разместили в подземелье нового собора, в так называемых священных гротах. Если прийти туда с утренней экскурсией, то можно попасть на службы, которые отправляются на четырехметровой глубине, на фоне древних гробниц, великолепных мозаик и фресок.
     В верхнем соборе алтарей много. По утрам процессия священнослужителей расходится по собору. И у каждого из алтарей, независимо от числа верующих,  проводятся богослужения.  Мессы отправляются на итальянском, на латыни, на английском и других языках. Поляки собираются у  захоронения папы  Иоанна Павла II. В капелле Святых Таинств богослужение и причастие нередко осуществляются по греческому обряду.  Здесь, кстати, на алтаре Бернини висит единственная написанная маслом картина Пьетро да Кортона «Троица Новозаветная». Все остальные изображения, кроме икон,  выполнены  тончайшей мозаикой.  Русские паломники могут поклониться Святым Владимиру и Ольге в правой части трансепта. Там же можно видеть изображения славянских просветителей Кирила и Мефодия.
      У центрального алтаря службу проводит только сам папа. Поэтому алтарь носит название папского, и появился он здесь по воле папы. Вот как об этом рассказывает римское предание. У  папы Урбана VIII (XVII век) была любимая племянница. Девушку рано выдали замуж, и она вскоре готовилась стать матерью. Но юная женщина была такой хрупкой и слабой, что врачи всерьез опасались за жизни матери и ребенка. Оставалась одна надежда – на Бога. А ближе всех к Богу – папа римский. Папа Урбан лег крестом над могилой Св. Петра, промолился всю ночь и дал обет: если все закончится благополучно, он воздвигнет в центре собора огромный алтарь.
    Молитвы папы были услышаны, и он заказал обещанный алтарь самому  знаменитому  архитектору того времени - Бернини. Увлеченный рассказами первосвященника, Бернини решил воплотить в мраморе идею церкви как Матери. А теперь внимательно вглядитесь в изображения на цоколях, под четырьмя колоннами, которые удерживают балдахин алтаря.  Начнем с левого. В центре изображен герб папы Урбана VIII из рода Барберини — три пчелы на гладком поле щита. Форма щита напоминает очертания женского тела. Над ним – прелестная головка юной женщины, а растительный орнамент под щитом представляет в стилизованной форме женское лоно!  Лицо молодой роженицы излучает безмятежную радость, и лоно ее спокойно. На следующих изображениях,  по два на каждом цоколе,  Бернини совершенно отчетливо изобразил родовые муки: лицо искажается, живот и лоно напрягаются. И вот  уже трудно узнать в обезображенном страданиями облике  молодую  женщину, кажется, будто это — умирающая старуха. Идем дальше. Снова нечеловеческое  усилие,  и силы оставляют роженицу;  невозможно понять, жива ли она? Но, словно вспомнив о своем земном долге, страдалица напрягается,   последняя потуга - и на свет появляется дитя.  На переднем правом цоколе  над  щитом с пчелами вместо  женской  головки появляется личико улыбающегося ребенка. Так  в  главном  соборе  католиков,  в святая святых христианского мира, изобретательный Бернини рискнул представить  картины деторождения  и благополучного  разрешения  от бремени.
    29 июня 1633 года, когда алтарь был торжественно открыт, присутствующие устроили восторженную овацию Бернини. А вот папу  римляне покритиковали. Ведь для создания кивория, или балдахина над алтарем, папа приказал  снять бронзу  с портика Пантеона.   И на другое утро после открытия алтаря на статуе Пасквино появился пасквиль:  "Quod non fecerunt barbari,  fecit Barberini" ("Чего не сделали варвары, сделал Барберини").
     А теперь о захоронении Св. Петра. Известно, что Константин построил храм над могилой Первоапостола.  В новой базилике главный алтарь поместили над старым так, чтобы  его можно видеть через решетку в полу. 
    В феврале 1939  года  умер папа Пий XI. В годы его понтификата, в 1929 году  были подписаны знаменитые Латеранские соглашения,  определены современные границы государства Ватикан. Усопший папа в завещании высказал пожелание быть похороненным рядом с могилой  Св. Петра.  Сменивший его папа  Пий XII решил исполнить волю предшественника. Но  места для нового погребения  было мало. Расширить свободное пространство было невозможно, оставалось только идти вглубь.
      Папа Пий XII принял удивительно смелое и рискованное решение: провести раскопки под храмом. Ход работ держался в строжайшей тайне. С рабочих и археологов взяли слово, что они ничего не скажут о своих находках даже родным. Началась вторая мировая война, но работы в подземелье собора Святого Петра потихоньку продолжались. Прошло более десяти лет. За все это время Папа ни разу не упомянул о раскопках. И только в 1952 г. вышел в свет двухтомный труд, где был подробно описан ход работ и  совершенные открытия.
   Археологи рассказали, как они  осторожно, с края начали вскрывать  пол старой константиновой базилики и обнаружили древние погребения времен Нерона. Тревожить покой мертвых  извека считалось страшным кощунством. Поэтому Константин построил базилику поверх захоронений, не трогая их. Тщательно обследуя каждый сантиметр, археологи дошли до окрашенной яркой охрой стены, сплошь покрытой христианскими надписями и символическими изображениями. Среди них археолог Маргарита Гвардуччи  разобрала   надпись  на греческом языке -  Petros eni, что означает Петр здесь.  Красная стена окружала незатейливый алтарь.  Он соответствовал описаниям дьякона  Аджульфо, который приходил к могиле  Св. Петра в 490 году. «Верующие, -  писал он,- склоняются к отверстию в нижней плите алтаря, и обращаются с молитвами к Апостолу. Некоторые опускают в отверстие платки и ленты, которые достают до самой могилы». Под алтарем  нашли скромный каменный ларь, где должен был храниться прах Первоапостола. Однако ларь был пуст.
     Осторожные и тщательные исследования продолжались. Уже в 1962 году наткнулись на тайник:  тщательно замурованную глубокую нишу в стене древней базилики. Там хранился полуистлевший ларец с остатками костей, фрагментами красной ткани и кусочками камней со следами охры. Видимо, в смутные времена драгоценную реликвию спешно перенесли и схоронили в более надежном месте.
    Тщательный научный анализ показал, что прах принадлежит человеку 60-70 лет, завернутому в момент погребения в пурпурное одеяние, а земля и окрашенные охрой камешки в точности соответствовали  месту первоначального захоронения Петра у Красной стены. Гвардуччи сделала вывод, что это и есть останки Апостола Петра. Дискуссии по этому поводу продолжаются.  Но под куполом собора, как раз под центральным алтарем остается опровергающая всякие сомнения надпись «Петр лежит здесь».
(Из цикла «Азбука Рима»)