Маленький Париж

Литвинова Ольга
Любимым днем Виолетты был официально называемый «праздник весны и труда», но не по причине начала длинных выходных. Каждый год 1 мая в ее загранпаспорте появлялась печать, означающая, что Виолетта в течение 7 – 10 дней будет узнавать новую страну.

Традиция повелась с 2005 года, когда девятилетняя Виолетта вместе с родителями впервые побывала за границей – они посетили Чехию. Девочка была в восторге, у нее появилась мечта – объездить мир, по одной стране в год. Родители пообещали ей следующую поездку за положительные результаты в учебе. Виолетта старалась, получала «отлично» и «хорошо» по всем предметам, занималась дополнительно английским языком и перестала просить деньги на безделушки.

По стечению обстоятельств 1 мая 2006 года они полетели в Италию, а 1 мая 2007 года отправились в Испанию. Родители Виолетты посчитали, что это прикольно, и придерживались с тех пор такого расписания. Ничто не помешало им 1 мая полететь по годам: 2008 – Лондон, 2009 – Вена, 2010 – Цюрих, 2011 – Берлин, 2012 – Будапешт, 2013 – Афины, 2014 – Лиссабон, 2015 – Амстердам.

В начале 2016 года родители Виолетты переехали в другой город, ухаживать за больной бабушкой. Они оставили Виолетту одну, потому что она уже была самостоятельной – училась на заочном отделении, работала. Впервые за много лет они не могли осуществить запланированную поездку – в этот раз во Францию.

Обстоятельства были против их традиции, но не в характере Виолетты было сдаваться. Она дружила с Юлей, договорилась о поездке с ней, и 1 мая 2016 года они полетели в Стамбул. Такое было пожелание Юли, потому что она считала «Францию надо посещать только с любимым человеком», вселив это убеждение в голову Виолетты.

В 2017 году Виолетта нашла по Интернету компанию, с которой на протяжении месяца объездила Америку. К ребятам она присоединилась 1 мая в Нью-Йорке. 1 мая 2018 года Виолетта снова с Юлей полетела в Таиланд. В 2019 году Виолетта не нашла, с кем отправиться в Японию. Поэтому 1 мая после длительного перелета, несмотря на усталость, осматривала Токио одна.

Наступление 2020 года Виолетта отмечала в объятиях Артёма, который под бой курантов признался ей в любви. В ответ она, не сомневаясь, сказала «я тоже тебя люблю». Они запланировали, что 1 мая полетят в Париж. Все январские каникулы Виолетта составляла идеальный план посещения Франции. Она предполагала, что Артём сделает ей предложение справа от Эйфелевой башни.

«С 13 марта из-за коронавируса Россия ограничивает полеты в Италию, Испанию, Францию и Германию». Заголовок в новостной ленте огорчил Виолетту, но она надеялась, что назначенная дата вылета не поменяется. Потом ей приходилось принимать все ограничения, смиряясь с мировой, пугающей обстановкой. Отмена тура, карантин, удаленная работа, сокращение заработной платы. Виолетта замкнулась в себе, весь апрель отказывалась от посиделок с Юлей и свиданий с Артёмом. Бросала им в укор, когда они звонили и предлагали встретиться: «Я соблюдаю самоизоляцию!» Приближался день 1 мая 2020 года, который должен был стать обычным, а не любимым в жизни Виолетты.

Утром Виолетта не стала переворачивать календарь с апреля на май, грустила. Она привела себя в порядок, уложила волосы и накрасилась. Накануне Артём сказал ей по телефону, что соскучился, желает встретиться и не принимает никаких отговорок.

В одиннадцать он позвонил ей и, не здороваясь, сказал: «В Париже не проблема взять в аренду машину, спускайся, я жду тебя у отеля». Виолетта не поняла: «Артём, у какого отеля?» Парень пояснил: «В котором мы поселились, называется Астра Опера». Виолетта зависла, пока она раздумывала, Артём попросил: «Лета, подыграй мне». Девушка пошутила: «Ты забыл, что я провалила прослушивание, когда поступала в театральный?»

Виолетта села в машину, звучала непривычная музыка – пела неизвестная ей исполнительница на французском языке. «Совершим обзорную прогулку по Парижу?» – Артём подмигнул ей и поцеловал в щеку. «Ты воспринимаешь буквально сказанную писателем Виктором Лихоносовым фразу, что Краснодар – это маленький Париж», – обиженно заметила Виолетта. «Подумай, что ты в столице Франции», – не сдавался Артём.

Проезжая мимо Александровской Триумфальной арки, Артём попросил ее представить, что это Триумфальная арка Наполеона. Вместо Шуховской башни Виолетта должна вообразить, что это Эйфелева башня. Улица Красная все равно что Елисейские поля – в это Виолетте тоже надо поверить.

Покатав ее по центральной улице Краснодара, Артём поехал знакомой дорогой. Они остановились у пятиэтажки, в которой проживал его лучший друг Андрей. «Посетим знаменитый музей Лувр», – серьезно сказал Артём. Артём толкнул незакрытую дверь в квартиру друга и пропустил ее вперед. В коридоре их встретил Андрей, он был в нетипичном виде – побритый и коротко постриженный, в костюме с бабочкой. «Бонжур, месьё, мадам», – обратился к ним Андрей. «Мадмуазель», – поправил его Артём, кашлянув в кулак. «Ну, да», – Андрей расплылся в улыбке. – «Вам повезло, я говорить по-русски. Меня зовут Анри, и сегодня я ваш экскурсовод».

В каждой их трех комнат на стенах висели картины Лувра – распечатанные на листах формата А4. Часть «картин» были в рамках, большинство – в файлах, прикрепленные кнопками. Андрей пытался рассказывать по памяти краткие сведения о художниках, потом махнул рукой и достал телефон из кармана, зачитывал с него. Вдруг из кухни закричала его мама: «Я могу уже выйти? У меня через пять минут сериал». Андрей заорал ей в ответ: «Еще нет, в твоей комнате самое главное – Мона Лиза». Мама предложила выход: «Так перенеси ее, или давайте я притворюсь смотрительницей». Виолетта громко рассмеялась, позитивный настрой вернулся к ней.

Потом Артём повез ее в район с новостройками, остановился у высотки. Попросил подождать, сам вышел и с кем-то созвонился. После сказал Виолетте, что они идут в бутик. Они подошли к шоу-руму с вывеской «Южный», на двери которого висел лист с названием: «Chanel Paris Royale». Им открыла девушка, озираясь по сторонам, она пропустила их, закрыла дверь.

«Жё мапэль Элен», – девушка пыталась говорить с французским акцентом. – «Выбирайте, у нас представлены марки одежды Шанель, Кристиан Диор, Живанши, Кензо, Ив Сен Лоран». Виолетта узнала знакомую Юли – где-то полгода назад они случайно встретились с ней в кафе, пообедали вместе. Лена рассказывала им, что собирается заказывать вещи с Алиэкпресса и открыть магазинчик, чтобы их продавать с двойной накруткой. Виолетта вошла во вкус игры и перемирила пять платьев с биркой «Made in china». Выбрала короткое черное платье со стразами. Лена оформила покупку, поблагодарила: «Мерси баку».

Завершающей частью их прогулки был Мост Поцелуев с видом на реку Кубань. Чтобы успеть уехать в пропускное окно, они быстро прошли до середины моста. Перила моста были увешаны замками, которые прикрепляли молодожены. «Мост Искусств и река Сена прекрасны», – тихо сказал Артём и, сняв с себя и нее маски, поцеловал Виолетту. На время поцелуя девушка поверила, что она находится в Париже.

Артём открыл дверь в свою квартиру. В коридоре их встречал Андрей с белым полотенцем на левой руке. «Добро пожаловать в кафе «Лямур тужур», – пригласил он их. «Ресторан», – поправил его Артём, укоризненно посмотрев. «Ах, да», – вспомнил Андрей. – «Повар нашего ресторан Жюли Белова заслуживает Мишленовской звезды. Меня зовут Андрэ, сегодня я ваш официант». «Этот официант чем-то напоминает мне экскурсовода из Лувра», – развеселилась Виолетта.

Виолетта прошла за Андреем и застыла на пороге. В комнате не было мебели, кроме стола и двух стульев. На всю стену были наклеены фотообои – вид на Париж с балкона, с Эйфелевой башней по центру. Андрей отодвинул им стулья, зажег три свечи и подал самодельное меню.

«Эскарго – улитки и лягушачьи лапки на стопе», – предупредил Андрей. «Жаль», – Виолетта сдерживала смех, смотря на оставшиеся четыре позиции. – «Тогда, из всего этого многообразия я, пожалуй, выберу говядину по-бургундски, картофельный гратен, рататуй и макарон на десерт». «Я буду тоже, доверюсь вкусу своей дамы», – Артём закрыл меню, улыбаясь. «Посоветую вам вино Бордо Руж», – сказал Андрей. «Лучше белое Шабли Домин Сен-Клер», – распорядился Артём.

Романтический ужин прошел чудесно – под французскую музыку и с видом на Эйфелеву башню. Юля, голос которой доносился с кухни, вкусно приготовила горячие блюда. «Что-то наш официант пропал», – сказал Артём после произнесенного тоста «за любовь». Они выпили из бокалов кубанское вино. Парень вышел из комнаты, вернулся и сообщил, что персонал ресторана ушел, а их заперли здесь.

«Спасибо», – Виолетта растрогалась. – «Сегодня самое лучшее первое мая из всех первых маев моей жизни». «Я подумал, если я предложу выйти за меня сегодня – это будет чересчур», – Артём сделал паузу и достал кольцо из кармана. – «Но потом передумал». «Я согласна», – Виолетта репетировала этот момент в своих мыслях. .

В 2021 году они посетили Париж в качестве свадебного путешествия. Датой прилета в аэропорт Шарль-де-Голль было 1 мая.