Деточки мои, отзовитесь...

Мария Ватулина
   Когда началась оккупация, помню,как все люди с нашего края шли на спуск
в овраги,скрываясь от бомбёжек. Я сидела у мамы на плечах, брат Володя у
сестры Кати на плечах. Люди шли в яры и вели,кто корову, кто телят,кто овец.
    А однажды вечером мама уложила нас спать, сама пошла к тёте Ксене. Дом
наш был разделён на две половины: в одной,северной части дома,жил дядя Герасим
с семьёй, а с южной жили мы,т.е.старший брат дяди Герасима,мой папа и мы, его
семья. В это военное время мужики были на фронте,а хозяйничали жены с детьми,
да старики. Мы заснули,и вдруг...меня разбудило голошение моей мамы,которая
приговаривала: "Деточки мои,отзовитесь" - это было жутко. Я проснулась и уви-
дела,чего в жизни никогда не забуду: открыв глаза,я увидела небо,усыпанное звёздами,и всё вокруг видно, что было во дворе. Мама голосила,заплакали и мы
с братом Володей. Мы с ним спали на деревянном топчане,около печки. А старшая
сестра Катя спала на печке. Долго мама не могла до неё докричаться, а мы
стояли и плакали, а она не отзывалась. Мама разбрасывала кирпичи и,наконец,
Катя отозвалась. Когда разбомбило наш дом, мы не до конца поняли,что случилось,
но утром увидели, что наша половинка дома как отрезана,была разрушена.
       А с улицы, у тёти Ксени,другая половина дома была целёхонька, только
стёкла в окнах были разбиты. У нас во дворе всё было вокруг разбросано:доёнка
с молоком,висевшая на жерделе,валялась на земле, борщ с фасолью тоже разлит
по земле, ведь тогда всё это выносили во двор. Во дворе была одна большая во-
ронка от бомбы, а другая - в огороде. Саж был разбит,а свинья ходила по ого-
роду. А корову контузило, она не могла на ноги встать.
       По рассказам людей, немецкий самолёт летел со стороны Кропоткина.
А потом восстанавливали половинку дома, помогал мужчина с одной деревянной
ногой по имени Мишечка. Когда папа вернулся с войны, мы уже жили в обновлён-
ном доме.

    PS: Мне удалось узнать фамилию мужчины, который помогал восстанавливать половинку дома,- это печник Сердюков Михаил.

       /2-я книга по родословной "Кубань-река жизни". По рассказу моей
       двоюродной сестры Худяковой Валентины Михайловны /