Гёте, Байрон, и полковник

Сергей Владимирович Жуков
                Гёте, Байрон, и полковник

   Поражённый народ в России, но и поразительный тем не менее. В библиотеке детского дома культуры «Родничок» довелось мне чинить с одним товарищем кафедру или по-иному сказать, рабочий стол библиотекаря.

   Товарищ  этот  оказался не  простой, а товарищ  полковник.
Всё же до  чего хорошо,  что в армии до сей демократической капиталистической поры сохраняется это уважительное «товарищ».
Товарищ полковник был, по его словам, командиром зенитного дивизиона.

   Не  долго думая, он взял не себя руководство действиями и это хорошо. Наверное,  порознь у нас получилось бы хуже и гораздо.
Во время ремонта мебели с «подачи» заведующей библиотеки произошёл разговор на литературную тему. Узнав, что я, согласно чрезмерно лестной и отчасти искусительной характеристике Валентины Алексеевны, «великий  поэт» и к тому же историк, Геннадий/ так  звали отставного офицера/ взялся слегка поэкзаменовать меня.

   Какой же русский, а  особенно офицер, не любит аттестаций и переэкзаменовок.
- У  кого учился Пушкин? – первым делом вопросил отставник.
- У Державина – не долго думая, ответствовал я.
- Нет, у Гёте – твёрдо и убеждённо  провозгласил бывший военный, продолжая – читал ли ты  Гёте. Он  очень многое  знал про  людей.
- Я «Фауста» прочёл в 17 лет – похвалился я – а лирику  Гёте отнюдь не  обожаю. Она порою  суховата, как та теория. Академична и олимпийна как  сам  Иоганн  Вольфганг. И, вообще, я не  Байрон, я другой, ещё неведомый  избранник – стихами  великого Лермонтова  ответил я.

- А Байрона читал? – снова атаковал вопросом офицер.
- Читал,  конечно! Усердно вникал в  его  грандиозные эпохальные  эпопеи в стихах: «Манфред», «Дон-Жуан», «Паломничество Чайльд-Гарольда» и  другие.

   Поэмы у Джорджа Гордона хороши безусловно, а вот  лирика на мой взгляд и  слух, тоже не всегда трогает.
Спустя час после встречи я подумал – а возможна ли где-нибудь ещё, то есть в  каком-то ином краю, такая  культурологическая  беседа.

  Как же был воспитан  человек, сколь же был начитан весь почти народ.
Тысячу раз прав А.С.Панарин, говоря, что Пушкин весь русский народ сделала  дворянами.
Немало и Советская  власть сотворила аристократов, причём даже в рабочей среде.

                Сергей  Жуков. 3/7/ 2007.