22 июня 1941 года, современная российская дипломат

Владимир Владимирович Залесский
22 июня 1941 года, современная российская дипломатия и два кейса переговоров с Китаем. Очерк.


22 июня – много, много, много слов.

Со школьных лет 22 июня ассоциируется с героическим красноармейцем, вооруженным винтовкой, гранатами, противотанковым ружьем, который героически противостоит колонне вражеских танков.

Но до 22 июня шла сложная международная игра, в которой советская дипломатия показала себя не худшим образом. Во всяком случае, союзниками СССР в итоге стали США и Великобритания…

Что касается некоторых дневников военнослужащих вермахта, то в них внимание уделяется не отдельным солдатам-героям, а смертоносному огню «русской артиллерии».

Артиллерия – это уже снабжение, транспорт, снаряды, информационное обеспечение – то есть система.

Трудно было противостоять советской артиллерии скоординированному напору фашистских авиации, танковых соединений, артиллерии, мотопехоты, саперных подразделений… Но после Сталинградской битвы советская система из преимущественно артиллерийской трансформировалась в многофункциональную систему, превосходящую фашистскую военную систему…

22 июня – это повод не только говорить о героизме (хотя и это полезно), но поразмышлять – поразмышлять об эффективности внешнеполитических усилий и о выстраивании систем, способных противостоять внешнему воздействию.

Какие же уроки извлекла современная российская дипломатия из событий 22 июня?

Берем, например, международный инцидент, который произошел в ночь с 15 на 16 июня 2020 года в районе реки Галван в союзной территории Ладакх (произошли новые кровопролитные стычки между индийскими и китайскими военными). По данным индийских армейских источников, огнестрельное оружие не применялось. Не менее 20 военнослужащих Индии погибли, 76 получили ранения. По индийским данным, в столкновениях были убиты и ранены около 45 китайских солдат.

«МОСКВА, 23 июн - РИА Новости. Глава МИД РФ Сергей Лавров во вторник обсудит с коллегами по формату Россия-Индия-Китай дальнейшее углубление трехстороннего сотрудничества, в том числе в борьбе с глобальными кризисами. (…) В этом году эскалация происходит уже между государствами-членами РИК: давний территориальный спор Пекина и Нью-Дели о принадлежности пограничной горной территории в Гималаях разгорелся с новой силой в мае после ряда инцидентов в районе Ладакх - где проходит линия фактического контроля. Пятнадцатого июня в результате очередного столкновения, по данным индийских властей, погибли 20 солдат.» (https://ria.ru/20200623/1573336803.html)

Сначала комментаторы на госбюджете  представляли дело так, что Россия будет умиротворять.

Теперь об умиротворении речь, вроде бы, не идет. Умиротворение должно происходить на международной многосторонней основе.

Зачем тогда эта встреча в столь напряженный момент? Для обсуждения вопросов пандемии коронавируса и проведения Парада Победы? Это - тема встречи министров иностранных дел в ситуации, когда несколько дней назад обострился пограничный инцидент и погибли десятки солдат со стороны Китая и Индии…?

Такое может возникнуть мнение, что Россия спешит куда-то успеть… Но куда и зачем? На кого она может повлиять? С какой целью повлиять? Какими методами повлиять?

Вспоминается 22 июня 1941 года и образ солдата-героя в одиночном окопе; на солдата движется колонна вражеских танков…

Но одновременно проходят переговоры в Вене – между Россией и США (российско-американские консультации по стратегической стабильности). Соответствующее приглашение отправлено также в Китай (представителем США). Вопрос: а как Россия относится к этому приглашению? Комментаторы на госбюджете на эту тему весьма молчаливы. Они лишь констатируют отрицательное отношение КНР к идее принять участие в переговорах.


«ВАШИНГТОН, 20 июня [2020]. /ТАСС/. Спецпредставитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли проведет в Австрии 22-23 июня переговоры с замглавы МИД РФ Сергеем Рябковым по контролю над вооружениями, Китаю было отправлено приглашение принять в них участие. Об этом говорится в распространенном в пятницу заявлении пресс-службы Госдепартамента. (…) Рябков признал, что упоминание с американской стороны о возможном прибытии на венскую встречу представителей Пекина вызвало удивление у Москвы» (https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/8776629) (Уважаемый господин Рябков удивляется упоминанию о возможном прибытии представителей КНР на переговоры, а некоторые пользователи Интернета удивляются удивлению российского МИДа...).

Если участие Китая в переговорах – в интересах России, то это приглашение необходимо поддержать  и публично выразить ему поддержку, настаивать на участии Китая в переговорах.

В общем, много чего говорилось 22 июня о героизме. Снова и снова появляется образ одинокого красноармейца в одиночном окопе, противостоящего колонне вражеских танков…


23 июня 2020 г. 09:00