19. КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ А.АХМАТОВОЙ-АНОНС-ДР
23 июня 1889 г. родилась А.А.Ахматова, русская поэтесса Серебряного века, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века. Была номинирована на Нобелевскую премию по литературе (1965 и 1966 гг.).
В Рейтинге-65 «Писательницы России» А.Ахматова занимает 1 место (http://proza.ru/2017/04/16/1812).
В Рейтинге-66 «Женщины-поэты России» занимает 1 место (http://proza.ru/2017/04/16/1920).
В Рейтинге-54 «Лучшие поэмы XX века» поэмы А.Ахматовой «ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ» и «РЕКВИЕМ» занимают 3 место (http://proza.ru/2016/10/27/545).
В Рейтинге-5 «Поэты Серебряного века» А.Ахматова занимает 6 место (http://proza.ru/2016/10/04/1598).
В Рейтинге-3 «Лучшие писатели России» А.Ахматова занимает 30 место (http://proza.ru/2016/10/03/1319).
Показалось уместным в этот день опубликовать подборку, в которой представить мнения об А.Ахматовой известных писателей, критиков и литературоведов и некоторые другие материалы.
В связи с этим событием в «Литературном дневнике» будут опубликованы четыре статьи.
Статьи подготовлены в соответствии с «Планом публикаций литературоведческих статей в «Литературном дневнике» на 2020 г.» (http://www.proza.ru/2020/01/10/596).
1 статья: «КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ А.АХМАТОВОЙ»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Н.Мандельштам об А.Ахматовой
2.1 О М.Цветаевой и А.Ахматовой
2.2 Об О.Мандельштаме, А.Ахматовой и Б.Пастернаке
3. И.Одоевцева об А.Ахматовой
4. Г.Иванов об А.Ахматовой
5. Н.Гумилёв об А.Ахматовой
6. Э.Герштейн об А.Ахматовой
6.1 О взаимоотношениях с Гаршиным В.М.
6.2 О взаимоотношениях с Модильяни
6.3 О взаимоотношениях с М.Цветаевой
6.4 О Б.Пастернаке и А.Ахматовой
7. Н.Ильина об А.Ахматовой
7.1 Об А.Ахматовой и М.Цветаевой
8. С.Маковский о Н.Гумилёве и А.Ахматовой
9. К.Чуковский об А.Ахматовой
9.1 А.Ахматова и В.Маяковский (извлечение из статьи К.Чуковского)
10. Ю.Айхенвальд об А.Ахматовой
11 А.Ахматова и М.Цветаева: сходства и различия в биографиях
*****
2 статья: «А.НАЙМАН ОБ А.АХМАТОВОЙ». «ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ А.НАЙМАНА
2. О «ПОЭМЕ БЕЗ ГЕРОЯ»
2.1 ИЗ СТАТЬИ А.НАЙМАНА
2.2. КОММЕНТАРИЙ К «ПОЭМЕ БЕЗ ГЕРОЯ»
2.3 . КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЭМЫ
*****
3 статья: «АХМАТОВА и ЗЕРКАЛА»
*****
4 статья: «О ЖЕНЩИНАХ В ПОЭЗИИ»
*****
«Не за то, что чистой я осталась,
Вместе с вами я в ногах валялась
У кровавой куклы палача.
Нет! и не под чуждым небосводом
И не под защитой чуждых крыл –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был».
Современному читателю импонирует афористическая краткость и выразительность лирики Ахматовой. Современный читатель ищет объяснения тому, чем вызвана сковывающая талант, сузившая границы духовного мира замкнутость в кругу бесконечных вариаций сменяющих одна другую влюбленностей, составляющих главное содержание переживаний лирической героини.
Ее творчество выделялось ясностью стиха, «земным» характером своей очень автобиографической лирики. Ранние произведения Ахматовой – это своего рода любовный дневник, который со временем превращается в летопись судьбы поэта. Ведь только ясный, самобытный, сильный талант Ахматовой спасал ее лирику от унылой монотонности повторения по существу только одной темы, поднимая личное, автобиографическое до высоты общечеловеческого, всеобщего.
В лирическом стихотворении читатель хочет узнать не столько поэта, сколько себя. Отсюда парадокс лирики: самый субъективный род литературы, как никакой другой, тяготеет ко всеобщему. Именно в этом смысле Ахматова говорила о том, что «стихи должны быть бесстыдными». Это означало: по законам поэтического преображения поэт смеет говорить о самом личном – из личного оно уже стало общим.
23.06.2020 г.
Фото из интернета