Blue Hope. Голубая не только Надежда ч. 10

Анна Магасумова
Ценная бандероль стоимостью в один доллар 
Blue Hope/Голубая Надежда
Надежда тоже голубая

Калейдоскоп

"Надеяться - огромное счастье; быть может, даже самое большое счастье на свете; но за надежду, как и за всякое удовольствие, приходится платить: чем большие надежды мы возлагаем, тем большее разочарование испытываем…"
(Сэмюэл Джонсон)

    Она покорила сердца Марка Твена, Марселя Пруста, Александра Дюма и Петра Ильича Чайковского. Все монархи Европы преклонялись перед её талантом. Она славилась эксцентричностью и взрывным характером, без страха выступила в защиту капитана Дрейфуса во время известного антисемитского процесса. (1)
    26 сентября 1894 года  уборщица германской военной миссии в Париже,  завербованная французской контрразведкой,   извлекла из мусорной корзины записку-донос, случайно или нет, оказавшийся там.
"Вот ведь предатель! Как только таких земля держит", - пробормотала женщина.
  Вечером в  коридорах миссии уже никого не встретишь, поэтому никто не увидел, как она спрятала документ в карман на изнанке серого халата. 
  Так  называемое "бордеро" с перечнем секретных бумаг, попало в руки сотрудников французской военной контрразведки.
   Была проведена полная экспертиза записки.  На основании сходства почерков в передаче военных секретов и в предательстве был обвинён капитан Альфред  Дрейфус. (2)
"Я невиновен!" - настаивал Дрейфус.
  Несмотря на это,  в декабре 1894 года состоялся суд.  Дрейфуса  приговорили  к пожизненному заключению. Кроме  того, он  был  публично, прилюдно, что унизительно для военного, да и любого человека,  разжалован и отправлен на Чёртов остров, в каторжную тюрьму во Французской Гвиане.
  Вскоре  возникли сомнения в неопровержимости улик, выдвинутых против Дрейфуса. Были названы другие подозреваемые. В связи с этим в 1895 году дело направили на пересмотр.
   В 1896 году новый начальник Второго бюро полковник Пикар обвинил нескольких своих сотрудников в фальсификации доказательств по делу и
установил истинного автора бордеро - пехотного майора Фердинанда Эстерхази (3). Поговаривали, что он был двойным агентом. Как говорят: и нашим, и вашим. Но своим, видимо больше,  раз Эстергази пытались оправдать на закрытом военном суде.
  За капитана Дрейфуса  заступился Анатоль Франс. Хотя Жюль Верн полагал, что Дрейфуса стоило расстрелять.
 Открытое письмо Эмиля Золя  президенту Республики Феликсу Фору "Я обвиняю!" парижской газете "Орор" (L'Aurore) произвело во французском обществе эффект разорвавшейся бомбы. В письме Золя, используя материалы Пикара, раскрыл истинную безобразную сущность процесса над офицером Дрейфусом.
  Сам заключённый ничего об этом не знал до 1899 года, когда дело было передано в кассационный суд.
  При повторном слушании Дрейфус вновь был признан виновным, однако в связи с "смягчающими обстоятельствами"  срок его заключения был сокращён до 10 лет. В 1900 году президент Эмиль Лубе (4) помиловал осуждённого, и Дрейфус вышел на свободу.
   В этом огромную роль сыграла поддержка Эмиля Золя и  Сары Бернар
   "Сара Бернар превосходно играет роль великой актрисы"
(Бернард Шоу)
  Роль актрисы была лишь одной из калейдоскопа блистательных ролей Сары Бернар. Прекрасно ей удавались и другие роли: непредсказуемой взбалмошной красавицы, соблазнительницы, скандалистки, фанатичной матери, трагической стареющей примы.... И не только.
  С таким же успехом Сара играла мужчин: сына Наполеона в пьесе французского поэта и драматурга Эдмона де Ростана "Орленок",  Гамлета у Уильяма Шекспира, Занетто у Франсуа Коппе в спектакле "Прохожий" и Лорензаччо в одноименной пьесе прозаика Альфреда де Мюссе.
   Весь этот калейдоскоп ролей, составляющих биографию Сары Бернар,  вызывал восхищение.  Но в этой  жажде жизни, которую она пыталась вобрать в себя всю, в её многочисленных романах так непросто разглядеть обычного человека. Будто блеск бриллиантов, меха и жадные руки покорённых мужчин спрятали Сару Бернар от пытливых взглядов. И любой рассказ о ней будет лишь отблеском, отражением её зеленых глаз в помутневшем зеркале. (5)
"Мир - это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. Нахмурьтесь - и он, в свою очередь, кисло взглянет на вас; засмейтесь ему и вместе с ним - и он станет вашим весёлым, милым товарищем"
(Уильям Теккерей)
  Мать  хотела, чтобы Сара продолжила "семейный бизнес".  Учила дочь одеваться, краситься, играть, вызывать интерес к себе… В общем, крутить мужчинами.
Для этого у Сары были все данные -  огромная копна золотых волос,
огромные глаза, выразительное лицо, очень волнующий и красивый голос. (6)
 Но роль куртизанки была не по нраву своенравной девице  с железным характером. Лучше уж стать монахиней. Но и эта роль не оказалась признанной.
"Окружающий мир - это зеркало наших мыслей"
(Ричард Бах)
 Что ж, матерей не выбирают. Но через неё, вернее через её благодетелей,  Генриетта  Розин - Сара  попала в мир искусства.
"Искусство - это попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный мир"
(А. Моруа)
  Роль актрисы у Сары Бернар  получилась  не сразу. Она очень жалела свою младшую сестру Реджину, в которой видела, по всей вероятности, маленькую себя - девочку, обделённую материнской любовью, заброшенную и одинокую. Поэтому всюду таскала её с собой.
   Сару, выпускницу Парижской консерватории, благодаря рекомендациям педагогов и протекции влиятельных любовников матери пригласили играть разовые роли в "Комеди Франсез". В  назначенный день Сара явилась в кабинет директора театра, чтобы обсудить некоторые детали. Пришла не одна, а с маленькой Реджиной: шестилетнюю девочку не на кого было оставить. Малышка была воспитана не лучше, чем Сара когда-то. Она тут же принялась скакать по кабинету, разбрасывать бумаги из мусорной корзины и прыгать со стула на стул. Директор попытался присмирить разыгравшуюся малышку, на что получил от нее неожиданную отповедь:
"А про тебя, сударь, если будешь приставать ко мне, я всем расскажу, что ты мастер давать пустые обещания. Это моя тётя говорит!"
 Сара в отчаянии выволокла сестренку на улицу и затолкала в фиакр. Говорят, тогда у неё случился один из самых страшных приступов гнева, но Реджина его пережила. Ей было не привыкать к крику и наказаниям со стороны взрослых. Некогда было им заниматься воспитанием. Реджине, как и когда-то Саре нужно было просто внимание и забота.
  Сара успокоилась не сразу.  Попасть в театр  удалось только через год после того случая.  Вот только её кандидатура  вызвала  сомнение у директора труппы.
- Да у  неё все чрезмерно, – высказался он. - Чересчур тонкая талия, слишком густые волосы, сверх-выразительные глаза! У неё все слишком!
  Но устоять перед природным девушки обаянием  не смог. И вот уже 1 сентября 1862 года Сара Бернар дебютировала в главной роли  в спектакле "Ифигения" Жана Расина. (7)
"Когда занавес медленно стал подниматься,  - вспоминала она,  - я думала, что упаду в обморок.
Да и публика встретила достаточно прохладно. Всех покорила лишь золотая масса пушистых волос.
  Не разглядели в начинающей актрисе будущую звезду.  По поводу первого её выхода мнение критики было суровым:
"Молодая актриса  сколь красива, столь же невыразительна…"
"Кто такая Сара Бернар? Актриска!"
"Скоро имя этой актрисы незаметно исчезнет с афиш"...
"Не женщина, а хорошо отполированный скелет!" - шушукались и за её спиной, и говорили в глаза.
   В те годы в моде были пышнотелые прелестницы, Сара же была очень худой. В чём только душа держалась!
  Талант в будущей звезде разглядел лишь один журналист -  критик Франсиск Сарсэ, печатавший еженедельные обзоры в газете "Тан". (8) Он предсказал начинающей актрисе великое будущее. Чем и прославился впоследствии.
"Таланты образуются в покое, характеры - среди житейских бурь"
(Гёте)
  Неудачный дебют не сломил Сару, недаром её девизом были слова:
"Во что бы то ни стало".
 У неё были стальной характер и незаурядное мужество.  В  "Комеди Франсез" Сара продержалась недолго. И снова по вине несносной сестрицы, которую актриса брала с собой на все спектакли и праздники. Один из таких праздников обернулся настоящей катастрофой.
 Вот как это произошло. В  "Комеди Франсез" особенно почитался драматург Мольер. (9) По традиции, ежегодно, в день  его  рождения 15 января,  каждый артист театра приходил "на поклон" к бюсту кумира. Реджина, не оценившая торжественность момента, путалась под ногами у актёров.
  Прима, то есть ведущая актриса  театра готовилась к генеральной репетиции. На ней было роскошное дорогое  платье с длинным  шлейфом. Девочка нечаянно наступила на край. Раздался еле слышимый треск. От шлейфа оторвался солидный лоскут.
 Стареющая актриса сразу увидела  в Саре соперницу,  возненавидела дебютантку  и её назойливую сестрицу, а этот конфуз и испорченное платье окончательно вывели приму из себя.  Лицо  исказила гримаса, которая превратила лицо в зловещую маску. Если бы она играла на сцене в данный момент, то публика ахнула и замерла от ужаса.
   Актриса резко толкнула Реджину. Удар оказался такой силы, что девочка упала и разбила лоб о колонну. Было так больно и обидно,  что она громко зарыдала. Сара была вне себя.
"Злая тварь!" - завопила она и набросилась на старую актрису с кулаками.
   Их  с трудом растащили. У Бернар как раз подходил к концу контракт с театром,  директор,  конечно же, не стал его продлевать.
  После ухода из ведущего театра страны, куда она  вернётся только через 10 лет,   Сара  Бернар сотрудничала с разными театрами  и постепенно расцветала,как талантом, так  и внешне. Она стала стройной, ещё более привлекательной.  В  театре "Одеон", куда её позвала известная писательница Жорж Санд, Бернар  назвали "маленькой Сарой".  Специально для неё пишет роли сама Жорж Санд. (10)
  В сравнении с другими примами театра изящная Бернар  выглядела почти подростком. Именно в "Одеоне" она стала  настоящей звездой, играя в новых, ярких, экспериментальных пьесах. Играла  импульсивно и запоминающе.
  Публика - такая же энергичная, молодая, жаждущая нового, ей  рукоплещет. Сара играет главных героинь в пьесах Александра Дюма-сына и Виктора Гюго, запросто примеряя на себя самые разные роли. Она была Жанной д’Арк, Дездемоной, Андромахой, Клеопатрой.
  Вечером 16 января 1872 года на сцене "Одеона" Сара играла королеву в пьесе Гюго "Рюи Блаз". После спектакля за кулисы ворвался седовласый пэр Франции - Виктор Гюго -  и опустился перед ней на колени.
"Мадам! Вы изумительны в своем величии, - воскликнул Гюго. - Вы взволновали меня так, что я зарыдал. Я преклоняюсь перед вами и дарю вам ту слезу, что вы исторгли из моей груди..."
  А "слеза", которую подарил  Гюго была  бриллиантовая.
   В своём доме актриса хранила ещё один подарок Гюго -  скелет и череп.  Гюго  знал о предпочтениях актрисы. Драма Виктора Гюго "Король забавляется" вдохновила Сару Бернар на создание скульптуры "Шут и Смерть".
"Кто умеет дарить, тот умеет жить"
 (Французская поговорка)
  О "маленькой Саре" спорят в салонах, пишут модные журналы, её благосклонной улыбки добиваются десятки мужчин. Александр Дюма-сын напишет для неё и про неё пьесу "Дама с камелиями". Роль Маргариты Готье принесла актрисе ошеломительный успех.
Этот один  из лучших её образов. Именно его к 1911 году она сыграла около трёх тысяч раз.
"Думаю, что драматическое искусство преимущественно женское искусство. В самом деле, желание украшать себя, прятать истинные чувства, стремление нравиться и привлекать к себе внимание - слабости, которые часто ставят женщинам в укор и к которым неизменно проявляют снисходительность"
(Сара Бернар)
  Став звездой возвращается в "Комеди Франсэз". Её  уже   встречают по-другому. Она прима, ей отдают главные драматические роли, зрители ходят "на Бернар" или "на пару" - так называли Сару и актера Муне-Сюлли, с которым у неё был продолжительный роман, придававший их совместной игре дополнительную пикантность. (11)
"Моя слава приводила в ярость моих врагов и досаждала моим друзьям"
(Сара Бернар)
  Статьи о Саре Бернар появляются на первых полосах газет и журналов Европы чаще, чем о любом политике. Публика с удивлением и интересом читает о том, как актриса завела пантеру, или отправилась путешествовать на воздушном шаре, или встретила репортеров, пришедших к ней на интервью, лежа в том самом гробу.
  Предсказание ранней смерти, которое предрекали доктора,  сбывается. Но не с ней. Реджина, которая доставляла  массу хлопот, умирает в 18 лет. Сара тяжело переживала смерть сестры.
  Её детские страхи нашли своё воплощение: этот нелепый ящик, занимавший одну из комнат в доме, стал зловещим, отвратительным и притягательным атрибутом её образа. В газетах писали, что актриса спит в гробу.
   Смерть -  единственное, чего по-настоящему боялась Сара Бернар. Всем остальным, даже самым дорогим, она готова была рискнуть. Когда в ноябре 1897 года стало понятно, что скандал вокруг дела Дрейфуса разрастается, причём не в пользу обвиняемого в шпионаже еврея, Бернар примчалась к Золя.
  "Правда двинулась в путь, и ничто её не остановит", -  писал Золя, словно представляя, как разъярённая актриса врывается в его дом с требованием вступить в борьбу за правду. Вмешиваться во всколыхнувший всю Европу скандал было небезопасно. Но Золя вмешался.
 Дом писателя окружили толпы  националистов, готовых разорвать его на куски. Но тут из остановившейся неподалёку машины выходит Сара Бернар. Стуча каблучками, она приближается к двери дома. Злобные выкрики затихают. И о, чудо! Манифестанты расходятся молча, кто-то даже подходит к актрисе за автографом.
  Толпа разъярённых демонстрантов пугала Сару меньше, чем ссора с обожаемым сыном Морисом, который не поддерживал мать. Морис скандировал у зала суда:
"Смерть Дрейфусу!", "Смерть Золя!"
Они не разговаривали целый год. Сара страдала, тосковала по сыну, но отступиться от своих принципов не могла.
   Морис же чувствовал себя прекрасно: несмотря на разлад, любящая мать не прекращала финансировать его увлечения скачками и посещением игорных домов. Сара молча сносила все выходки сына. Её взрывной характер  прорывался только на сцене.
  При её появлении на сцене зал взрывался овациями. Слава вскружила Саре голову. Ей рукоплескали монархи Европы. И без того эксцентричная актриса становится всё более непредсказуемой,  вступает в открытый конфликт  с дирекцией театра.
"Стервами не рождаются ими становятся", - заявляет она и разрывает контракт с "Комеди Франсез".  Тут же  обзаводится собственным театром - сначала покупает "Ренессанс", а потом еще один на площади Шатле, который сразу переименовывает в "Театр Сары Бернар".
"Камень коснулся Сары, как окружность касательной…"
(Антон Чехов "Сара Бернар")
  Правда, далеко не все разделяли восторги относительно актёрского таланта Бернар. Скептически относились к ней И.С.Тургенев и А.П. Чехов, убеждённо заявляя:
"Слухи о  таланте Бернар изрядно раздуты".
"Её успех объясняется вовсе не актерским дарованием, а искусно созданным скандальным образом, над которым Бернар тщательно  работала, более чем над новыми ролями".
  Тургенев  в декабре 1881 года писал, что у Сары Бернар, "этой бездарности, только и есть, что прелестный голос. Неужели же ей никто в печати не скажет правды?"
 С этим  категорически не соглашался Станиславский. (12)  Основатель Московского Художественного театра, создатель знаменитой актёрской системы,  ею восхищался:
"Сару Бернар я считаю  идеалом актёрского мастерства".
 На фотографиях того времени можно увидеть изящную женщину  с роскошными вьющимися волосами и очень печальными глазами. А для печали у Сары Бернар поводов было немало. 
   Помимо театра Саре Бернар, на первый взгляд, везло и в личной жизни. У девушки из ничем не примечательной семьи были сплошь богатые мужчины.
  Меньше всего Саре Бернар удалась роль матери и жены. Больше всего - любовницы.
  Она называла себя "величайшей любовницей современности". Её смуглая гладкая кожа, глубокие сине-зелёные глаза, даже излишняя эксцентричность сводили с ума мужчин всех возрастов и сословий.
   Юная Бернар вскоре после получения небольшого опыта каким-то образом научилась завораживать как мужчин, так и женщин. В число ее почитателей за всю жизнь вошли Виктор Гюго, Эмиль Золя, Оскар Уайльд, Огюст Роден и другие знаменитости.
   Подробностями своей личной жизни Сара щедро делилась с журналистами. Вышла даже монография "Любовь Сары Бернар",  автор которой писал, что она сумела соблазнить всех глав европейских государств, включая самого Папу Римского.
  Доказано, что у нее на самом деле была близость с принцем Уэльским Альбертом Эдуардом, племянником Наполеона I.  Бриллиантами, роскошными подарками осыпали Сару будущий король Англии Эдуард VII, император Австрии Франц Иосиф I и  король Испании Альфонсо, король Италии Умберто, стараясь завоевать сердце Бернар.
  Король Дании Кристиан IX отдал в её распоряжение свою роскошную яхту,  а герцог Фредерик разрешил пользоваться своим родовым замком для отдыха.
  Нередко она спала с партнерами по сцене, а после сохраняла с ними дружеские отношения. Так было с Филиппом Гарнье и Пьером Бертоном, игравшими с ней в пьесах "Теодоро" и "Тоска".
  Все эти восторги, многочисленные романы,  роскошные подношения и пылкие ухаживания,  не заставили актрису улыбаться. Первый её роман случился, когда ей было 18 лет. Мать тогда ещё надеялась, что дочь пойдет по её  стопам, и познакомила дочь с графом де Кератри. Умный и хорошо обеспеченный, он был старше Сары на 12 лет. Но интересовался при этом только собой.
  По-настоящему Сара влюбилась  спустя два года. Во время гастролей в Бельгии она познакомилась с принцем Анри де Линем. Страстная и очаровательная актриса буквально свела  принца  с ума. Он бросает всё  и отправляется вместе с ней в Париж. Анри  был так влюблён, что готов был пренебречь общественной моралью и немедленно венчаться.
  Его семья в ужасе: любимый сын, чистокровный аристократ, собирается жениться на актрисе, дочери куртизанки! Но Анри согласен на что угодно, лишь бы оставаться у ног любимой. Правда, с одним условием: Сара должна навсегда покинуть сцену. Она готова к этому, но понимает, что, очнувшись от охватившей его страсти, осознав, какую цену он заплатил за свою любовь, принц может не справиться с разочарованием и возненавидеть её.
   Сара отсылает де Линя обратно в Бельгию, а спустя несколько месяцев, в 1894 году, на свет появился сын Морис, ставший главной любовью актрисы на всю жизнь, предметом её  обожания и восторга. Все гадали: был ли его отцом принц Бельгии Анри де Линь), актриса так никому  правды и не раскрыла.
Добро должны мы обожать,
А зла должны мы все бежать;

Когда бы женщина была
Добра всецело или зла,
Различья были б нам ясны;

Будь в них добро заключено,
В глаза бросалось бы оно,
Своим сиянием слепя;
А будь в них зло заключено,
Исчезли б женщины давно.
(Джон Донн)
  Сара жаждала любви, она влюблялась страстно и пылко, хотя так же быстро остывала. Все партнеры по спектаклям становились её любовниками. И все получали отставку после того, как их  выступления заканчивались.
  Столь же мимолетными романами она была связана с десятками знаменитых мужчин -  художников, писателей, поэтов. Виктор Гюго плакал  на коленях у Сары, Оскар Уайльд не отставал ни на шаг, Эмиль Золя писал ей трогательные письма. Их любовь и обожание льстили Саре, но, увы, не более. Однажды она призналась:
"Дом моей матери всегда был полон мужчин, и чем больше я их видела, тем меньше они мне нравились".
  Уроки, которые  Сара получила от своей матери,  не могли  сделать её счастливой. Она научилась блистательно соблазнять и добиваться от влюблённых в неё мужчин всего, что ей хотелось. Но больше всего научилась их за это презирать. А болезненный разрыв с отцом Мориса превратил её личную жизнь в череду бурных, но кратковременных романов.
   В 1882 году  Сара Бернар всё -таки вышла замуж.  Ей было уже за сорок. Новой любовью стал 29-летний греческий дипломат  Аристидис Жак Дамал. Он давно уже  вёл в Париже праздную жизнь. Встреча со столь же свободной в поведении Бернар была просто неизбежна.
"Да эта парочка стоит друг друга," - говорили  современники.
  Роман закрутился мгновенно, захватив с головой их обоих.  Разница в  11 лет не смутила молодого грека.  Он был так  страстно влюблён, что ради Бернар бросил дипломатическую карьеру и стал служить в её театре.
  Сара увезла молодого любовника с собой в гастроли по миру, и уже через полгода они сыграли свадьбу.
  Но спустя несколько месяцев брак дал трещину: пресса выпускала карикатуры, посвященные их семейной жизни, знакомые постоянно шушукались о разнице в возрасте. К тому же Бернар отказалась брать фамилию Дамала. Её даже прозвали "Казановой в юбке".
 Со временем слава жены начала выводить супруга из себя. В отместку он  начал изменять Саре,  ухлёстывая за другими актрисами.  Даже получал удовольствие, если ему удавалось при всех её унизить.  И еще больше злоупотреблял наркотиками, соблазнившись богемной жизнью.
  Закончилось всё тем, что в 1889 году звезде  подкинули на порог младенца. Малышку родила одна из любовниц Жака, который к тому времени находился в тяжёлом состоянии  в клинике для наркозависимых.
"Нет ничего более родного, чем мужчина, нуждающийся в заботе"
(Януш Леон Вишневский)
   Сара не бросила мужа, который долго и мучительно умирал, а она заботливо ухаживала за ним до самой его смерти.
"Каждый имеет право на заботу и понимание. Что бы он ни сделал в прошлом"
(из к/ф "Дом Солнца")
   У самой Сары к тому времени был уже 25-летний сын. О родном  отце она с ним  не говорила. Сын пережил мать всего на 5 лет. В генеалогическом древе бельгийской королевской семьи  Морис  записан именно как сын принца.

 

(1) Дело Дрейфуса - судебный процесс в декабре 1894 года во Франции и последовавший за ним социальный конфликт (1896-1906) по делу о шпионаже в пользу Германской империи офицера французского генерального штаба, еврея родом из Эльзаса капитана Альфреда Дрейфуса (1859 -1935), разжалованного военным судом, приговорённого к пожизненной ссылке при помощи фальшивых документов и на волне сильных антисемитских настроений в обществе. Дело получило большой общественный резонанс и сыграло значительную роль в истории Франции и Европы конца XIX -начала XX веков.
   Поскольку Дрейфус был помилован, а не амнистирован, он не был обязан признавать себя виновным и по-прежнему мог бороться. Только в 1906 году, через 12 лет после первого приговора, очередной суд полностью оправдал Дрейфуса, он был восстановлен на службе и произведён в майоры, но вскоре из-за проблем со здоровьем, приобретённых в заключении, вышел в отставку.
   Будучи офицером запаса, с началом Первой мировой войны Дрейфус вернулся в армию, дослужился до подполковника и в 1918 году был награждён орденом Почётного легиона.
  Умер Альфред Дрейфус  12 июля 1935 года в Париже и был похоронен с национальными почестями.
(2) Журнал Citizen K №6 от 04.06.2012, стр. 20 автор статьи Михаил Трофименков с сайта Коммерсант ру
(3) Шарль Мари Фердинанд Вальсен Эстерхази (16.12. 1847 - 21.05. 1923) - офицер французской армии с 1870 до 1898 год. Приобрел широкую известность как германский шпион и фактический виновник преступления, за которое был осуждён в 1894 году капитан Альфред Дрейфус
После того, как доказательства против Эстерхази были обнаружены и обнародованы, состоялся закрытый военный суд, на котором пытались его оправдать и официально признать невиновным, утверждая, что Эстерхази был двойным агентом, работающим на французскую разведку.
(4) Феликс-Франсуа Фор (30.01. 1841 - 16.02. 1899) - французский политический деятель, Президент Французской республики (Третья республика, с 1895 года по 1899 годы).
     Эмиль Франсуа Лубе (30.12. 1838 - 20.12.1929) - французский политический деятель, президент Франции (Третья республика; 1899 -1906).
(5) Люди /Культура
Четыре роли великой Сары Бернар
22.10.2014
(6) Божественная Сара agent-40.livejournal.com
(7) "Ифигения" -  трагедия в пяти актах, произведение французского драматурга Жана Расина (21.12. 1639 - 21.04. 1699),  одного из трёх выдающихся драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером.
  Премьера трагедии состоялась 18 августа 1674 года на подмостках временного театра, возведённого в Версале по случаю череды гуляний Версальский Дивертисмент. В качестве сюжета Расин использовал известный древнегреческий миф о том, как царь Агамемнон вынужден был принести в жертву собственную дочь, чтобы умилостивить богиню Артемиду.
(8) Франциск Сарсэ (1827-1899) - популярный французский критик, фельетонист и публицист.
(9) Жан Батист Поклен,  театральный псевдоним - Мольер (15.01.1622 - 17.02.1673) - французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера.
(10) Жорж Санд, настоящее имя Амандина Аврора Люсиль Дюпен, в замужестве - баронесса Дюдеван (1.07.1804 - 8.06.1876) - французская писательница.
Литературная деятельность Авроры Дюдеван началась с совместной работы с писателем Жюлем Сандо. Их роман "Роза и Бланш" вышел в свет в 1831 году под псевдонимом Жюль Санд и имел успех. В 1832 году вышел первый самостоятельный роман Авроры Дюдеван "Индиана", подписанный псевдонимом Жорж Санд. Роман поднимал тему равноправия женщин, которое она трактовала как проблему свободы человека. Затем последовали романы "Валентина" (1832), "Лелия", (1833), "Андре", (1835), "Симон" (1836), "Жак" (1834) и т.д.
   С 1832 года и до конца жизни Санд, писала ежегодно по роману, а иногда по два-три, не считая повестей, рассказов и статей.
  Автор женских (любовных) романов:
Первые: 1832 год  - кроме "Индиана",  "Валентина", "Мельхиор";
                1833 год  "Лелия",  "Кора"
                1834 год -  "Жак",  "Метелла".
    Самые популярные:
                1843 год -  "Консуэло", "Графиня Рудольштадт";
1849 год - "Маленькая Фадетта";
1872 год -  "Нанон"
В 1854-1858 годах вышла в свет ее многотомная "История моей жизни", которая вызвала большой интерес у читателей. Ее последние значительные произведения   "Сказки бабушки" (1873), серия "Воспоминаний и впечатлений" (1873).
  С 1837 по 1846 годы Жорж Санд  была в отношениях с композитором Фредериком Шопеном. Он и она в эти годы написали самые свои лучшие произведения 
  Жорж Санд вела активную переписку с Александром Дюма-сыном, который бесплатно переделал для сцены ее роман "Маркиз де Вильмер" (1861-1862).
  Жорж Санд скончалась от осложнений кишечной непроходимости 8 июня 1876 года в своей усадьбе Ноан. Узнав о её кончине, Гюго написал: "Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную!"
(11) Жан-Сюлли Муне (27.02.1841 -  1.03. 1916) - французский актёр. Практически вся его творческая жизнь связана с "Комеди Франсез".
(12) Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия - Алексеев); 5 [17].01.1863 -  7.08. 1938) - русский театральный режиссёр, актёр и педагог, теоретик и реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Первый Народный артист СССР (1936).