Гибель АПРК Курск. 20-я годовщина

Геннадий Ильич
Близится 20-я годовщина со дня гибели К-141 АПРК «КУРСК».
Я не один год собираюсь написать эту статью, но ввиду сильного расхождения времени событий многократно опубликованных в различных источниках информации уже начал сомневаться в том, что помню сам. Все ждал, что вот-вот появятся правильные данные и у меня все срастётся… Но годы идут, а ясности все нет.
Вот я и решил: надо описать события, так как я помню. А верить или не верить это уж ваше дело. Тем более моя капля информации никак не тянет на сенсацию.
Вот как я помню:

Ничто не предвещало беды. 13 августа 2000 года я, как обычно, по выходным дням прибыл на пункт управления связью ВМФ России заступать на дежурство.
В 08.40 вошёл в зал и сразу обратил внимание на необычность обстановки. Повышенная напряжённость в воздухе. Все с телефонными трубками, принимают информацию, доклады, дают команды.
Оперативный дежурный Пункта Управления Связью ВМФ РФ увидев меня на пороге сказал: — Гена быстро переодевайся и подключайся. К-141 пропала, не вышла на сеанс связи.
Я был не в форме так как, начиная с 1989 года, мы по улице ходили в гражданке, прятались от той части народа, которая буквально восприняла идеи Горбачева о сокращении Вооруженных Сил… Физически уничтожали офицеров... Не подумайте, это была не наша придумка, даже приказ такой был.
Быстро переоделся в примыкающей к Пункту Управления комнате отдыха и включился в действия дежурной смены по наращиванию сил и средств связи для прослушивания всех установленных приказами и распоряжениями частот. Обзванивали всех Оперативных дежурных флотов, флотилий и военно-морских баз. Заранее не известно, какую шутку может сыграть прохождение радиоволн в атмосфере, и какой, и, где узел связи или приемный радиоцентр примет сигнал об аварии подводной лодки.
Задействовали 100% радиоприемных устройств, в том числе и сверх быстродействия (СБД). В ждущем режиме были включены резервные передатчики. Передатчики СДВ (сверх длинно волновые) непрерывно вызывали К-141 на связь…

Все необходимые мероприятия были выполнены к 10 часам.
Я принял дежурство и с разрешения Начальника связи ВМФ РФ смененный мной ОД ПУС НС ВМФ РФ убыл отдыхать.

Наступила гнетущая тишина. Как после артподготовки. Она давит. Руки так и хотят поднять трубку…
Отработки отменены, чтоб не отвлекать дежурные смены от мероприятий по поиску аварийной подводной лодки. То, что на АПЛ произошла авария, сомнений у нас уже не было.

Своевременно прошли доклады от ОД ПУСов флотов и флотилий о выполнении мероприятий по наращиванию сил и средств связи для прослушивания всех установленных приказами и распоряжениями частот…

Нет ничего не приятнее, чем просто сидеть и ждать.

Проходили доклады о том, что противолодочные корабли полным ходом идут к точке действий К-141.
Находящийся в точке тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Велиикий» уже осуществлял боевой поиск АПЛ.

И вдруг в 16.33 проходит доклад:
— «Пётр Велиикий» обнаружил К-141.
Я сделал запись в вахтенный журнал. Мы с облегчением вздохнули.
Не прошло и пятнадцати минут второй доклад:
— Обнаруженная ПЛ начала движение.
Все кто находился на Пункте Управления, замерли. Если К-141 имеет ход, то почему не всплывает и не выходит на связь…
Через некоторое время очередной доклад:
— Обнаруженная ПЛ имеет значительно меньшие размеры по сравнению с АПЛ К-141.

Решения подобного рода принимаются не мгновенно… Пока проходят доклады от дежурных до Оперативного дежурного Северного Флота от него Дежурному Адмиралу ВМФ РФ и потом Главнокомандующему ВМФ РФ… и далее по цепочке вверх…
Неизвестно кто принял решение и дал команду:
— ТАРКРу «Пётр Велиикий» преследование обнаруженной ПЛ, прекратить, передать ее подошедшим эсминцам, а самому продолжить поиск К-141.

ТАРКР «Пётр Велиикий» двинулся в обратном направлении и продолжил поиск.

Эсминцы ту ПЛ, благополучно потеряли…

Ориентировочно в 20.40 ТАРКР «Пётр Велиикий» обнаружил К-141 лежащую на грунте.
Позднее прошел доклад, что К-141 обнаружена в той же точке, что и ранее неизвестная ПЛ, сбежавшая с места происшествия.

В те годы я даже и подумать не мог, что через 16 лет начну писать и вести свой блог. Поэтому никаких материалов даже не секретных не сохранял… Считайте, что доказательств нет.

С тех пор по данной теме написано немало. В материалах мелькали вопросы:
— Почему Командование ВМФ не послало для спасения АПЛ К-141 глубоководных водолазов? А очень просто. Потому, что их не было! Ни одного!!!
Ельцин, переведя армию и флот на голодный паек, вынудил всех уйти в коммерческие предприятия…

ЕСЛИ У КОГО-ТО ЕСТЬ ВОПРОСЫ ЗАДАВАЙТЕ.

Всем погибшим морякам ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!