Жизнь школьника Древнего Двуречья

Ирина Столбова
    Меня зовут Араш.Мой родитель-зажиточный купец из Ура.Он успешно плавает на небольших судёнышках,сплетенных из гибких веток и обтянутых кожей.Матушка моя-знатная госпожа города Ур.

    Плавая через Персидский залив,мой родитель попадает с нашей родной реки Евфрат в реку Тигр и доплывает до самой Ниневии, и даже Индии.Он нагружается зерном и шерстью в родном Уре и доставляет товар по назначению,а взамен привозит в Ур то,чего нет в моем родном городе:строительный материал,металлические изделия,ценный камень лазурит,и даже золото. Из лазурита знатные господа нашего города заказывают для себя печати.

    Но вернемся ко мне.Мне одиннадцать лет,и отцом я был отдан в учение к почтенному господину нашего города,учёному и астроному господину Ашубану.
Это благообразный  немногословный старец в ослепительно-белых одеждах.Дом господина Ашубана большой и просторный. Полы выложены красивыми красными плитами,на стенах-многочисленные стеллажи с библиотекой-глиняными клинописными табличками.

    С утра до вечера мы занимаемся письмом,обучаемся грамоте.Слушаем и повторяем за учителем сказания и поэмы древних поэтов,которые он читает нам по глиняным табличкам.Для письма мы используем острые палочки и таблички из свежей глины.Таблички изготавливают тут же, ”глиняных дел мастером”.Это слуга, который постоянно присутствует на уроках.

    Тяжело учиться в школе: чтобы освоить клинопись-письмо и грамоту,нужно выучить несколько сот знаков и уметь пользоваться ими.С утра до вечера мы как бы решаем шарады и разгадываем ребусы: ведь очень часто многие знаки,которые выражают короткие односложные слова, употребляются также и для передачи звуков и слов.

    В перерывах между утомительными занятиями нам позволяют немного поиграть и побегать,но мы всегда помним,что за нашими спинами стоит “человек с палками”,который быстро успокоит расшалившихся учеников.

    Два раза в день  мы отправляемся в другое помещение с большим очагом-кухню.Здесь длинные низкие столы, мы становимся на колени и, совершив молитву, принимаемся за еду: пресные лепешки,немного фруктов,вяленая рыба,похлёбка. После дневных трудов даже такая скромная еда кажется нам необыкновенно вкусной.

    Вечерами, когда наш уважаемый учитель наблюдает звезды, составляет карты неба,мы занимаемся различной работой:убираем,моем и чистим плиты пола,заготавливаем топливо для очага-у каждого участника своя работа.

    Много лет мне предстоит провести у достопочтенного господина Ашубана.Моё внимание и послушание-на моей спине: за неправильные ответы или невыученные уроки,а также шалости и проказы мы будем биты. Человек с палками зорко следит за каждым из нас.