Об авторе Кубанского гимна ч. 2

Николай Мринский
То было всепоглощающее увлечение с твёрдым намерением все почерпнутое в этих книгах копировать в себе, применять к личной жизни, невзирая ни на что. В своей биографии Константин указывал: - увлечение доходило почти до фанатизма. Имели место всеночные акафистные моления, хождения с богомольцами по монастырям, добровольные обеты, не исключая даже таких, как обет полного молчания, что, безусловно, отражалось на успеваемости, вредило здоровью молодых людей и особенно тогда, когда они не на шутку запостились. В итоге приятель Образцова надолго заболел и не смог закончить семинарский курс. Константин оказался выносливей и наконец, понял всю пагубность такого увлечения. Помогло и то, что к этому времени его отец поместил в семинарское общежитие, требования которого заставили молодого Образцова войти в известную норму жизни. Там в общежитии, у Кости вновь ожила муза; он опять окружил себя книгами разных поэтов и подолгу засиживался с ними. Писал дневник, и даже рассказы. За год перед окончанием семинарского курса у Образцова умер отец и он стал круглым сиротой. В 1900 г. Константин окончил курс духовной семинарии по первому разряду, студентом. Семинарское начальство направляло его в Петроградскую Духовную Академию, как лучшего воспитанника; но тогда у семинарской молодежи, было крайнее увлечение университетом. Потянуло туда и Образцова, несмотря на полное отсутствие материальных средств. Его пытался предостеречь от этого шага ректор семинарии (о. Стефан Архангельский, впоследствии архиепископ Могилевский), но, столкнувшись с твердостью будущего поэта, сам помог ему добраться до университета.

В том же 1900 г. Образцов по предварительному экзамену поступает в Юрьевский университет на юридический факультет. Новые условия жизни, свободной и кипучей, как сама юность, студенческие кружки, лекции, новые веяния, все это увлекало молодую душу. Посещая лекции не только своего, но и других факультетов, он нашел для себя более близким историко-филологический факультет, на который спустя семестр и перевелся. Но учиться без всякой материальной поддержки в Юрьеве было действительно трудно, а рассчитывать на кондиции не представлялось возможным. И Образцов, летом отправлялся в Тифлис, на подработки уроками и службой на железной дороге. В 1902 г. в одну из таких поездок он женился на девице С. П. Б-овой, сестре своего товарища (И. Б-ва), о котором шла речь выше. Таким образом, их давнишняя дружба завершилась родством. Женитьба дала Константину, как бы «второе зрение», укрепила в нём нравственную основу и освободила от гнетущего чувства одиночества. Тогда же у него окончательно утвердилось желание посвятить себя служению церкви. Супруга поддержала этот его порыв и Константин уволился из университета. 13 июня 1904 г. Образцов принял духовный сан с назначением на штатное место священника при карском епархиальном соборе. Там же позже увлеченно стал исполнять обязанности карского окружного миссионера и эта проповедническая деятельность заставляла его еще больше работать над собой. В 1908 г. о. Константин был переведен на должность миссионерского проповедника по Борчалинскому уезду Тифлиской губернии (уроч. Джелал-Оглы).

В том же году, его назначают во Владикавказскую епархию на должность помощника епархиального миссионера - проповедника. В качестве депутата от епархии начальство командирует его на киевский всероссийский миссионерский съезд. В Терской обл. Образцов написал многие из своих замечательных произведений. Но слабое здоровье не позволило ему долго нести миссионерские обязанности. Спустя год, по прошению, он занял приходское место настоятеля в казачьей станице Слепцовской. Следующий 1910 - оказался для супругов Образцовых годом тяжкого потрясения: они одновременно потеряли двух своих детей. Смерть малюток и особенно сына - первенца, необычайно даровитого и прекрасного мальчика - Коли, осиротила их и выбила из жизненной колеи, и только одна милость Божия спасла нас тогда от окончательной гибели, - писал в последствие священник. В память о сыне была написана большая поэма «Над родной могилой», в которой отец дал простор своим слезам и своей примиряющей вере в Промысел Божий. То был поэтический сорокоуст по сыну, по частям напечатанный в журналах «Русский Паломник», «Кормчий», «Искры жизни», «Владикавказские епархиальные ведомости». В 1912 г. после кратковременного пребывания в станице Новопавловской, священник Образцов перешёл в военное ведомство, получив назначение в 1-й Кавказский полк ККВ. За все годы после женитьбы, а также уже находясь на службе, о. Константин не прерывал своей литературной работы. Сотрудничал со многими журналами и газетами, преимущественно духовными.

К ним относились: «Русский Паломник», «Странник», «Кормчий», «Утешение и наставление в православной вере христианской», «Почаевский Листок», «Божия Нива», «Воскресный Благовест», «Искры жизни», «Мирный труд», «Епархиальные ведомости», «Вестник военного и морского духовенства». Из написанных за этот период стихотворений составился довольно большой сборник под общим заглавием – «Благовест Сердца», в котором все стихотворения распределены в трех книгах и сгруппированы в особые отделы, связанные одной общей идеей. В 1914 г. сборник был почти готов к печати, и только начавшаяся Первая мировая война помешала поэту начать его издание. Ночью 18 (29) октября два турецких миноносца ворвались в Одесскую гавань, обстреляли порт и город, торпедировали канонерскую лодку «Донец» и безнаказанно ушли в море. На рассвете крейсер «Гебен» в сопровождении двух миноносцев подошел к Севастополю и открыл огонь залпами артиллерии крупного и среднего калибра. С расстояния 12 тыс. м, следуя зигзагообразным курсом «Гебен» выпустил по порту, арсеналу и городу 47 снарядов 280-мм и 12 снарядов 150-мм. Береговые батареи интенсивно вели огонь по крейсеру и с дистанции 7800 м совершили три попадания, после чего крейсер, ходом в 22 узла отвернул в море. Флот в Севастополе стоял в полном бездействии и здесь адмирал Эбергард проявил преступную халатность. Другие корабли германо-турецкого флота совершили набеги в районы Феодосии, Керченского пролива и Новороссийска, обстреляли побережье и выставили минные заграждения. Эти действия противника послужили сигналом русским войскам к переходу 20 октября 1914 г. турецкой границы.

1 (11) ноября 1914 г. султанским фирманом была объявлена война России, Англии и Франции. Как всегда на подмогу русской армии поспешили казаки, а поднимать боевой дух солдат и офицеров, оказывать им духовную поддержку - священнослужители. 21 октября 1-й Кавказский полк ККВ занял старинную крепость Баязет. С этого дня начался боевой поход полка по гористой полудикой Восточной Турции, полный лишений, - с постоянным недостатком фуража для лошадей и хлеба для казаков. 25 октября выпал первый снег, и очень скоро все перевалы были занесены до конца апреля 2015 г. К ноябрю на Кавказском фронте уже находилось около 35 тыс. кубанских казаков. Начиная с первых боев с турками и курдами, кубанцы проявляли себя с лучшей стороны. В октябре 1914 г. 6-я сотня 1-го Кубанского полка у сел. Каракалис разбила турецкую роту. Взвод 4-й сотни 1-го Кавказского полка у Гирджи–Гоулы разгромил турецкий пост и взял 30 пленных. С боями полк исколесил Баязетскую, Диадинскую и Алашкертскую долины; два раза проходил снежные перевалы: Чингильский у Большого Арарата и Тапаризский перед долиной Аббага; Дербентский проход к Даяру, для связи с Сарыкамышской группой войск; Бегрикалинское 20-верстное ущелье к г. Ван в Турецкой Армении; совершил поход в «Горную Страну несториан» к христианскому народу айсоров, жившему в преддверии Месопотамии. На зимних стоянках полка, казаки и офицеры ютились в маленьких селениях курдов, в их вшивых норах-жилищах, с лабиринтом проходов для овец, коров и лошадей, а казачьи лошади стояли под открытым небом в дождь и снег и редко когда бывали расседланы.

Именно в этом бесконечном походе 1-го Кавказского полка, полном невзгод и лишений, мук и потерь и проявил себя отец Константин. Он не только, как мудрый и добрый полковой священник, напутствовал уходящих в бой, подбадривал тяжело раненых и отпевал погибших, но и как поэт, воспевал подвиги казаков, удивляясь их мужеству. Константин Николаевич наравне с казаками терпел все трудности переходов, беды боевой походной жизни, ютясь то в палатке, то в наспех вырытой землянке. Лето в горах 1915 г. пролетело быстро, но 1-й Кавказский полк на отдых не отводился. В составе 5-й Кавказской казачьей дивизии он все время находился на передовых позициях. 22 октября 1915 г. за отличия в период военных действий священнику Образцову был пожалован орден Святой Анны 3 степени. Казаки продолжали доблестно сражаться, защищая родину и человеку имевшему литературный талант невозможно было не освещать это в своих произведениях. Отец Образцов публикует их в «Кубанском Казачьем Вестнике». Творчество полкового священника, его стихи и песни, проникнуты большой любовью к Отчизне, к родному дому, повествуют о доблести и бесстрашии русских воинов. Именно к таким стихам относятся: «Мировая битва», «Находка», «Отцовский привет кубанцу» - в память о взятии Эрзерума. Когда эта радостная весть пришла в станицы

...Над Кубанью раздольной,
Как в праздник великий, с утра.
Носился трезвон колокольный
И дружно гремело «Ура»...

10 апреля 1916 г., в день Святой Пасхи, о. Константин в стихотворении «В день победы» пророчески говорил:

Будет день победы славной 
Незабвенная пора:                Загремят в Москве державной
Гимн народный и «Ура!»..
И в восторге вдохновенном 
Молвит Царь своим сынам:
Русь родная, мир священный
Даровал Всевышний нам!..

Продолжение следует в части  3                http://proza.ru/2021/06/01/1910