Не ищите Гименея в Интернете. действие третье

Стас Волгин
                Действие  третье

     Приёмная фирмы службы знакомств "Он и Она". Только что прошёл последний этап тестирования очередной группы клиентов. Мужчин и женщин, проходивших эту процедуру, сотрудники фирмы пригласили   в фойе для оглашения результатов. Однако заблаговременно разделили их и разместили по разные стороны помещения в отдельных боксах (под буквами "М" и "Ж"), чтобы те не могли видеть друг друга. Молоденькая секретарь-референт Ирина (она же главный бухгалтер фирмы) просматривает у письменного стола анкеты и готовится к объявлению полученных вариантов. Н-К и Гаврюха сидят поодаль на стульях и наблюдают за всем происходящим. Их внешности по сравнению с предыдущими действиями несколько изменены –  на головах возникли другие причёски, на лицах появились усы и бородки, глаза прикрыты затемнёнными очками. В приёмной слышны взволнованные перешёптывания и шушуканья клиентов. Ирина, держа в руках анкеты, выходит на середину помещения. Голоса мгновенно стихают.

Ирина (обращаясь к Н-К). Михаил Викторович, можно?..
Н-К. Да-да, Ирина… Пожалуйста!..
Ирина. Итак… Прошу внимания!.. Сегодня в нашей фирме… Фирме службы знакомств с интригующим названием "Он и Она"… Не совсем обычный день… Можно сказать – праздник. (слегка волнуясь) После внимательного изучения, в общем-то, большого многообразия данных наших клиентов и их всестороннего компьютерного анализа, выполненного по методике заместителя директора фирмы (указывает на Гаврюху рукой) Вячеслава Юрьевича Пухова…

     Гаврюха слегка привстаёт со стула и раскланивается перед невидимыми пока клиентами.

Ирина. …Мы пригласили сюда наиболее, на наш взгляд, совместимые друг с другом пары… Здесь учитывались и возраст, и индивидуальные наклонности, и черты характера, и биоритмика, и астрологическое взаимодействие, и… многое-многое другое. Извините, я немного волнуюсь. Не каждый день у нас проводятся такие эксперименты… Поэтому прошу приглашённых сюда мужчин и женщин максимально сконцентрировать своё внимание и не отвлекаться на посторонние разговоры. И в то же время давайте все вместе несколько расслабимся, чтобы не чувствовать себя скованно и закомплексованно…
Н-К (со стула). Ничего, Ирина!.. Всё замечательно! Мы рядом… Не волнуйся!.. Мы тебя понимаем…
Ирина (благодарно). Спасибо!.. (листает анкеты) Цель нашей сегодняшней встречи – установка непосредственных контактов среди клиентов. Как вы можете наблюдать,-- участники в их же интересах разделены посредством отдельных боксов. Слева женщины, справа – мужчины. Они ещё не знакомы и не видели друг друга, так сказать, воочию. Тем интереснее окажется наш эксперимент… Только что было проведено окончательное анкетное тестирование, которое показало, что наши уважаемые гости… назовём так… в общем-то подтвердили свои изначальные показатели и биопсихоматические параметры, выданные компьютером. И вот наступило время… Здесь, на наших глазах… Познакомить друг с другом всех сегодняшних участников нового проекта фирмы "Он и Она". Повторяю – пары составлялись на основе новейших мировых достижений в области семейных отношений и гармоничного развития общества. К тому же все имеющиеся у нас данные были тщательным образом проанализированы современной компьютерной программой, разработанной Центром экспериментальных электронных технологий под руководством уже упомянутого Вячеслава Юрьевича Пухова… Как вы знаете, клиенты в нашей фирме проходят анонимную регистрацию. Из понятных соображений… Так что сейчас я буду называть только коды. Или шифры, что одно и то же… Каждый участник имеет на руках карточку со своим личным кодом. Будьте предельно внимательны во время объявления этих цифр!.. (после паузы, улыбаясь) Итак, я вызываю… Пожалуйста!.. С-03-45 и М-02-11. Прошу вас!.. Очень рады вас видеть! Спасибо, что пришли к нам!..

     Ирина слегка отстраняется в сторону, и на середину помещения с противоположных сторон комнаты выходят дородная и высокая женщина лет 45-ти и щуплый молодой человек, на голову ниже женщины. Как только они встречаются взглядами, сразу в нерешительности останавливаются и обескураженно изучают физиономии друг друга. Блуждающие ухмылки постепенно сходят с их лиц. Первой приходит в себя женщина.

Женщина. Да-а… Вот уж воистину – тесен мир… Хм-м… (обращаясь к партнёру) И как это понимать? А-а?.. Ты же в гараж пошёл. Машину ремонтировать…
Мужчина. Ну… Пошёл… И сюда вот зашёл… Подумаешь…
Женщина (повышая голос). Как это – подумаешь? Ты чего здесь дурака из себя корчишь? Пришёл любовницу искать? Или новую жену? Так надо понимать? За спиной у моей дочери?..
Мужчина. Ха! Напугали!.. То же самое я могу спросить у вас – какого чёрта вам здесь надо? А если Владимир Иванович узнает? Что ему скажете?..
Ирина (перебивая). Позвольте! Вы никак знакомы друг с другом?..
Женщина. Ещё бы! Третий год под одной крышей сожительствуем… Только не поймите привратно. Это – не любовник, это – мой зять…
Ирина (поражённо). Вот как?!..
Женщина. Ага… Представьте себе… Вместо того, чтобы лишний рубль для семьи заработать, он, видите ли, по службам знакомств таскается. Новенькую подстилочку для себя ищет… Что, зятёк, моя дочка уже надоела? Не устраивает больше тебя?..
Мужчина. А это не ваше дело, Наталья Фёдоровна! Сам разберусь – кто мне больше подходит. Вот так! И без ваших советов…
Женщина. Ишь как заговорил!.. С моих рук ест, пьёт да ещё и кобенится тут… А если Мариночка обо всём узнает? Что тогда запоёшь?..
Мужчина. Я-то что-нибудь пропою. Голос пока не надорван. А вот о чём вы заверещите, когда я о ваших походах по этим же службам расскажу? И не кому-нибудь, а тестю --  Владимиру Ивановичу. Вот тогда посмотрим, кому дороже эта информация встанет… Мне-то особо терять нечего. Один хомут на другой поменяю – всего и делов. Вы же лишитесь и дачи, и тачки, и фитнес-клуба, и дорогих шмоток, и поездок по заграницам, и вечерних ресторанов, и… Да, в общем, всё у вас накроется. Вся привольно-хлебная жизнь. Ради которой целыми днями и горбатится этот старый пень. Обожаемый тестюшка…
Женщина (свирепея). Не смей моего мужа оскорблять и позорить! Я не позволю! Да ещё в присутствии посторонних…
Мужчина. Ладно, не ори! Глотка и у меня лужёная… Давай лучше подумаем, как… Гм-м… (озирается по сторонам) Как достойно ситуацию эту замять. И народ не смешить…

     Женщина пристально смотрит на своего визави и о чём-то лихорадочно размышляет.

Женщина (вкрадчиво). Мысль-то верная, но… Впрочем… Хорошо… Ты прав… (оглядываясь по сторонам и понижая голос) Это… Хм-м… Я предлагаю сделку…
Мужчина (заметно оживляясь). Та-ак… Это мне уже нравится… Какую?
Женщина. Даю тебе триста баксов – и ты меня здесь не видел…
Мужчина. Пятьсот!..
Женщина. Гм-м… Ладно, пусть будет по-твоему… Но при одном условии…
Мужчина. Каком?
Женщина. Ты подыщешь мне мужичка. Помоложе и покрепче. Только по-тихому, чтобы ни одна душа не пронюхала…
Мужчина. Тогда – тыщу баксов!
Женщина. Это почему ж такая обдираловка?
Мужчина. Да потому что для такой здоровой кобылы ещё поискать надо подходящего жеребца…
Женщина (багровея). Что-о?!.. Это я – кобыла? (повышая голос) Это ты – мне? Мне такие слова говоришь? Да как ты смеешь! Я ж тебя щас…
Мужчина. Смею! Ещё как смею!.. Мало того, что тебя втроём не обхватишь, так ты ещё и не первой свежести. Самой скоро за полтинник перевалит, а всё из себя девочку-припевочку изображает… Так что – или тыща, или никаких тебе мужичков! Даю пять секунд на размышление…
Женщина (в истерике). Граждане!.. Товарищи!.. Люди!.. Да что же это делается, а? Средь бела дня над честным человеком измываются! И ведь оскорбляют совершенно незаслуженно!.. Где же справедливость? Помогите хоть кто-нибудь! А то ведь я эту гниду паршиву, этого щеня бездомного и пришибить невзначай могу!..
Мужчина (рассвирепев). Ка-ак?.. Щеня? Это кто щень? Я, что ли?.. Я – гнида бездомная? Я – паршивый?.. Да я тебя щас…

     Мужчина бросается с кулаками на женщину. Та не остаётся в долгу. Н-К и Гаврюха срываются со своих мест и подбегают к разбушевавшейся парочке. Пытаются их успокоить. Гаврюха решительно берёт мужчину и женщину под руки и выводит их из помещения. Однако даже оттуда доносятся крики и шум. В помещении фирмы возникает неловкое замешательство. Ирина взволнованно переводит взгляд то на дверь, за которой продолжается перебранка, то на Н-К, стоящего неподалёку и вытирающего лицо носовым платком. Наконец вопли стихают. Из-за двери появляется возбуждённый Гаврюха, который неторопливо проходит мимо импровизированных боксов с приглашёнными клиентами и вымученной улыбкой пытается восстановить доброжелательную атмосферу в фирме. Вместе с Н-К они вновь идут к своим стульям.  Усаживаются на них.

Н-К (растерянно, с кислой улыбкой). Ничего, господа… Хе-хе… Видите, как бывает? Неожиданный, конечно, поворот. Но… Чего только в жизни не случается? (кашляет) К-ха! Да-а… (к Ирине) Ирочка! Продолжай, пожалуйста. Ничего страшного. Разберутся… Может, даже к лучшему… Мы тебя слушаем, Ира…
Ирина (виновато улыбаясь и листая анкеты). Ну что ж… Бывает, по-видимому, и такое… (после паузы) Итак… Мы продолжаем… Я вызываю наших следующих гостей. Приглашаются Р-01-73 и Ф-02-19. Пожалуйста! Прошу вас! Не стесняйтесь. Проходите сюда. Так… Теперь можете пообщаться…

     После того, как клиенты, появившиеся с разных сторон помещения (как и в предыдущий раз), подходят друг к другу, Ирина потихоньку ретируется в сторону. В центре помещения остаются мужчина и женщина средних лет, оба довольно привлекательной и интересной наружности. Мужчина – высокий, подтянутый, в очках, явный интеллигент. Женщина также выглядит весьма колоритно, только слегка "не первой свежести". Едва взглянув друг на друга, партнёры неожиданно изменяются в лицах, смущаются и отворачиваются в разные стороны. Женщина возмущённо вспыхивает и обращается к Ирине.

Женщина. Девушка!.. Вы меня простите ради Бога!.. Я понимаю – ваша служба тут не при чём. Но… Это… Извините великодушно… Однако… кого вы мне здесь подсунули? (с презрением смотрит на партнёра) Вы полагаете, что мы с этим… мужчиной… идеально подходим друг другу? Что мы с ним – пара??.. Простите, но… Неужели кого другого не нашлось? Гос-споди!.. Да мы же с ним и так чуть ли не каждый день видимся! Бывает, что и не по одному разу…
Ирина (растерянно). Да-а?.. А что? Что такое? Вас что-то не устраивает?.. Извините, вы можете объясниться более вразумительно?..
Женщина (повышая голос). Да это же мой сосед по подъезду! И даже по одной площадке!.. Видеть его не могу! Тьфу!..
Мужчина (тоже начиная выходить из себя). Взаимно!.. Знал бы, кого здесь встречу… Кого мне в этой фирме сосватают… Ни за что бы не пришёл!.. Тоже мне… Спутница жизни… Хэх!..
Ирина. Простите, граждане!.. Но я пока ничего не понимаю! Чем вы недовольны? Вы можете…

     Ирина пытается подойти к данной паре и ещё о чём-то спросить, но её перебивает женщина.

Женщина (обращаясь к мужчине и не слушая Ирину). Ах, вам не нравится? Не подхожу я для вашей персоны, видите ли?! Не тот уровень, да?.. Да ты на себя посмотри! Шизик вонючий! Козёл паршивый!.. Не до чего больше не додумался, как малолеток к себе водить. Вином и дешёвой попсой головы дурочкам кружить… Что, неотразимым себя считаешь? Тоже мне – кобель нашёлся! Развратник! Бабник!.. Каждую ночь музыка у него напропалую. По всем этажам люстры звенят. Хиханьки да хаханьки за стеной… Людей бы постыдился! Ты ж своим соплюшкам в отцы годишься! Если не в дедушки… А всё туда же. Ходит… Трясёт своими… Прости, Господи!..
Мужчина (взрываясь). Это не ваше собачье дело!.. Я в отдельной квартире живу. Что хочу, то и делаю. И никого это не касается!..
Женщина. Ах, не касается? Хорошенькое дело!.. Что ж вы тогда со своими девицами людям спокойно отдыхать не даёте? То в комнате свистопляска… То на кухне бутылки гремят… То в ванной… Тьфу! Прости мою душу грешную! Вода ручьём… Из всех кранов… По очереди девки с визгом забегают. Что там творится, я уж представляю! Развёл притон, кобелина! Никакого покоя от тебя нет!.. Даже ведро мусорное по-человечески вынести не можешь! Одна грязь после тебя!..
Мужчина. А ты что же, под моей дверью всё время околачиваешься? Всякий раз подслушиваешь, когда у меня гости? Рада бы, наверное, и подглядеть, да возможности нету? Так?.. Ведь я дверь дермантином полностью оббил и законопатил… Теперь догадываюсь, почему на ней свежие порезы около замочной скважины появились. И почему по утрам на коврике мусор валяется… Наверное, стоишь всю ночь у моей двери и каждый звук из квартиры ловишь? А потом всякую гадость на коврик выплёскиваешь?..
Женщина. Да больно мне надо подслушивать! Ха!.. Чего я у тебя не видела-то? Голых баб, что ли?.. Да пропади они все пропадом! Лахудры! Шлюхи подзаборные!..
Мужчина (раскачивая указательным пальцем). Не-ет!.. Врё-ёшь!.. Тебе, поди, самой хочется… Ох как хочется побывать на их месте! Только вот не зовёт никто. Не нужна никому. Вот и бесишься! На людей бросаешься и клевещешь на них. От бессильной злобы, что не пригласили на дружескую вечеринку, на этот праздник жизни… Да тебе просто завидно, вот и всё! Что, не так?..
Женщина (оскорблённо). Нет, не так! Ошибаетесь, гражданин!.. Таких, как ты, я за километр обхожу! Получше найдутся. И помоложе… Было бы чему завидовать! Хах! Тоже мне… Ален Делон… Тот даже и в пенсионном возрасте в тысячу раз интереснее тебя…
Ирина (вновь пытаясь вмешаться). Послушайте! Здесь не место для выяснения отношений! Если вы не хотите знакомиться, то…
Мужчина (не слушая девушку и обращаясь к "визави"). Да скажи просто, что на тебя, вешалку старую, никто теперь не позарится… Так что сиди в своей конуре и не вякай! Не мешай другим развлекаться…
Женщина (задыхаясь от гнева). А вот за "вешалку" ты мне ответишь! Отве-етишь! Тем более, свидетелей здесь предостаточно… Я тебе покажу, как добрых людей обзывать! Как оскорблять их беспричинно!.. Скотина! Ловелас! Глиста в акваланге! Проходимец!.. Я тебя привлеку! И за оскорбления, и за совращение несовершеннолетних! Ты у меня долго будешь "вешалку" вспоминать! Сам на ней закачаешься! Если на нарах не подохнешь…
Мужчина. Что-о?.. Это ты – мне?.. Ты ещё угрожать мне будешь? Да я тебя, с-су… Задавлю!

     Мужчина в исступлении пытается схватить женщину за горло. Та заполошно верещит. Ирина бесстрашно вклинивается между ними, пробуя разнять разбушевавшуюся парочку. Со стороны разделённых блоков, где ждут своей очереди приглашённые мужчины и женщины, доносится надрывный хохот. Подбегают Н-К и Гаврюха и с трудом предотвращают начавшуюся потасовку. Женщину и мужчину выводят из помещения. Общий шум, смех и гвалт продолжаются ещё на сцене некоторое время. Потные, нервные и издёрганные Н-К с Гаврюхой вновь возвращаются в помещение. Идут на свои места. Устало садятся, вытираются носовыми платками, шумно вздыхают. Н-К наклоняется к Гаврюхе и вполголоса начинает выговаривать в его адрес обвинения.

Н-К. Ну, Санёк! Порадовал ты меня сегодня! Бесплатный цирк устроил… С элементами эквилибристики и бокса… Не знаю, как теперь это позорище пережить... Ладно, после поговорим. Перед людьми неудобно. Надо заканчивать наше мордобой-шоу… Но смотри, Гаврюха! (украдкой показывает ему кулак) Если и с этой парой такой же балаган начнётся – я тебя мордой в монитор твой воткну! И всю задницу клавиатурой компьютерной исполосую! Ты у меня долго этот эксперимент помнить будешь!.. Ведь в который уже раз работу нашу полностью прогаживаешь! Ну всё, блин, не так, как у нормальных людей! Что ни программа – то сплошные проколы! На тебе, видно, бесы верхом скачут и кувалдой по башке твоей бестолковой стучат! Фу-у!.. Ну ладно… (обращаясь к Ирине) Ирочка! Соберись, милая… Мы всё понимаем. Вот такие у нас сегодня тут представления. Не хочешь, да рассмеёшься… Давай посмотрим на последнюю пару. И на этом закончим. Надеюсь, хоть в заключительном аккорде не будет никаких наворотов… Вызывай, Ирин! Чего уж тут?..
Ирина (устало вздохнув, осторожно). Хорошо… Давайте тогда под занавес пригласим молодёжь. И пусть это будут… (смотрит в анкеты) Н-02-27 и В-01-40. Молодые люди! Прошу вас! Выходите!.. (иронизируя) Только лучше уж сразу предупредите нас, если вы знакомы. Мы примем соответствующие меры… Пожалуйста! Не смущайтесь! Просим!..

     В центр помещения из блоков "М" и "Ж" выходят молодые, симпатичные и стройные парень с девушкой. На их лицах снисходительные улыбки. Они сразу же пристально вглядываются друг в друга.

Ирина (пытаясь шуткой сгладить возникшую паузу). Ну как?.. Вы вчера вместе на дискотеке не отплясывали? Не поссорились случайно?.. Драться здесь не будете? А буянить?.. Вы не знакомы друг с другом? Или сразу за милицией бежать?..
Парень (улыбаясь). Да нет… По-моему, не надо… Я, честно говоря, впервые вижу эту девушку…
Ирина (обращаясь к девушке). А вы?..
Девушка (внимательно и с любопытством глядя на парня). Гм-м… Мне тоже этот молодой человек не знаком… Да! (утвердительно кивает головой) Раньше мы никогда не встречались…
Ирина. Ну вот и замечательно! Хоть здесь обошлось без проблем… (после паузы) Тогда… Молодые люди, не стесняйтесь! Можете подойти друг к другу поближе. Познакомьтесь, побеседуйте. Чувствуйте себя непринуждённо…
Парень (сделав пару шагов навстречу девушке и галантно поклонившись). Денис!
Девушка (слегка кивнув). Светлана!
Парень. Очень приятно! Рад… Весьма рад с вами познакомиться!..
Девушка. Взаимно!..

     Светлана смущённо протягивает свою ладонь. Денис элегантно её целует. Смотрят глаза в глаза, непроизвольно улыбаясь. Даже невооружённым взглядом видно, что молодые люди практически с первого взгляда очень понравились друг другу.

Ирина. Ну что же… Превосходно! Очень хорошо, что именно наша фирма помогла вам встретиться. Будем надеяться, что теперь ваша дружба станет взаимной и крепкой…
Парень и девушка (вместе). Спасибо!.. Спасибо вашей службе!..
Ирина. Всегда к вашим услугам!.. А теперь… Можете пройти в соседнее помещение. Поболтать в непринуждённой обстановке. Или, если желаете, просто пойти погулять. В общем – как вам будет угодно… Надеюсь, мы, служащие фирмы "Он и Она", не очень вас утомили? Простите за непредвиденные накладки! Спасибо вам и… Теперь вы можете сами обо всём переговорить. Удачи!..
Денис (ласково обращаясь к партнёрше). Света! Ну как, пойдём?
Светлана. А куда?..
Денис. Ой, да куда хочешь! Куда скажешь, туда и пойдём. Мне с такой девушкой везде будет замечательно… Хоть в Африке, хоть на Северном полюсе…
Светлана (игриво). Да-а?.. Как интересно!.. Ну-у… Может, тогда по городской набережной прогуляемся? Не против?..
Денис. Конечно! Идеальное предложение… Я согласен! Пошли?..
Светлана. Пошли!.. Только, наверное, надо попрощаться?..
Денис. Всенепременно!.. (Денис и Светлана вместе обращаются к Ирине, Н-К и Гаврюхе). До свидания! Спасибо вам! Всего доброго!..
Ирина, Н-К и Гаврюха (вразнобой). Всего доброго! Счастья вам! Удачи! До свидания! Спасибо, что посетили нас! Будьте счастливы! Пока! До свидания! Всего вам самого наилучшего!..
Ирина. На сегодня – всё! Эксперимент окончен. Всем огромное спасибо и… До новых встреч!..

     Улыбаясь, парень с девушкой уходят в чудесном расположении духа. Оставшаяся публика покидает помещение. Н-К, Ирина и Гаврюха остаются втроём и обессиленно садятся на большой диван. Шумно и с облегчением переводят дыхание, вытираются платочками. Ирина достаёт косметичку, смотрит на себя в зеркальце и поправляет макияж. В помещении на некоторое время воцаряется тишина.

Ирина (после паузы). Михаил Викторович! Вячеслав Юрьевич!.. Может, я кофейку сварю? Пойду, поставлю?.. Как вы на это смотрите?..
Н-К. Спасибо, Ириночка! Было бы очень кстати… После всего этого дурдома…
Гаврюха. Да-да, Ир! Сделай, если можно!.. И мне, пожалуйста, двойной! А то что-то совсем скверно… Будто помоев объелся… Фу-у!..
Ирина (понимающе улыбаясь). Хорошо-хорошо! Уже бегу! Потерпите немного, мужчины… Скоро будет свежий и крепкий кофе! Я мигом!..

     Ирина уходит в соседнее помещение. Н-К и Гаврюха устало смотрят в разные стороны, явно пока не желая вступать в какие-либо диалоги. Слышны только их тяжёлые вздохи и учащённое дыхание. Неожиданно открывается входная дверь и в помещение фирмы заходят женщина (на вид около сорока лет) и высокий, коротко подстриженный молодой человек лет 20-ти. Оба безупречно одеты. Женщина решительно направляется к дивану, где сидят Н-К и Гаврюха. Молодой человек её сопровождает.

Женщина. Здравствуйте!.. Скажите, пожалуйста, это служба знакомств?..
Гаврюха (неохотно вставая с дивана). Да… Это фирма "Он и Она". А что вы хотели?
Женщина. Простите, а как мне найти Михаила Викторовича Фролова? Могу я его видеть?..
Н-К (делая попытку встать). Можете… Это я… Слушаю вас…
Женщина (внимательно посмотрев на Н-К). Вы-ы?.. Гм… Н-да… (после паузы) Что ж… Очень приятно. А меня зовут Полина. Полина Сергеевна Волкова. Вы… Вам ничего не говорят мои имя и фамилия?..
Н-К (устало вставая с дивана). По правде сказать – нет, ничего не говорят. Увы… (тяжело вздохнув) Вы знаете… Полина Сергеевна… Извините, пожалуйста, но у нас сегодня был очень нелёгкий день. Понимаете,-- новый эксперимент. Мы сейчас не совсем расположены беседовать с вами. Да к тому же и наш рабочий день заканчивается. Так что, не обижайтесь… Приходите завтра. С утра. Мы открываемся в десять… Там обо всём и поговорим. Извините!..

     Н-К слегка кивает головой, давая понять, что разговор исчерпан. Но Полина, нетерпеливо теребя свою сумочку, взволнованно продолжает.

Полина. Видите ли… В общем-то я пришла не по профилю вашей службы. Мне нужно поговорить именно с вами. Лично… Просто необходимо! Уделите мне всего пять минуток, и вы поймёте, что дело не терпит отлагательств… Возможно, вы и сами приятно удивитесь тому, о чём я хотела бы вам сообщить…
Н-К. Полина Сергеевна! Дорогая! Нельзя ли завтра?.. Извините… Н-ну… Ну никак… (смотрит на часы) Мы скоро закрываемся…
Полина (с надрывом в голосе). Михаил Викторович!.. Знали бы вы… Эх-х!.. Я так долго вас искала! И с таким трудом нашла!.. (пытается расплакаться) А вы… Ты… Зачем же так? Ты даже не соизволишь выслушать меня до конца!.. Эх, Миша, Миша…
Н-К (встревоженно). Вот дела!.. Господи! А плакать-то зачем?.. Ну хорошо, хорошо… (пытается успокоить женщину, отводя её немного в сторону, к окну) Слушаю вас внимательно. Только не пойму… С чего бы мы вдруг на "ты"? Мы ведь не знакомы…

     Молодой человек молча сопровождает Полину, не отходя от неё ни на шаг. Н-К подозрительно косится на него.

Н-К. Молодой человек!.. Простите, а вам что угодно?..
Парень (медленно и нарочито сурово выговаривая слова). Меня зовут Стёпой… Степан я…
Н-К. Ну и что?..
Полина. Михаил!.. Викторович… Я сейчас всё объясню… Только, пожалуйста, не надо нервничать. Спокойно! Дайте мне отдышаться и прийти в себя. Я много времени у вас…  У тебя… Не отниму. (глубоко вздыхает) Ой, знал бы ты… Мы так долго тебя искали. Так долго!..

     Полина достаёт из сумочки носовой платок, вытирает глаза, носик, смотрит на себя в маленькое зеркальце. Удовлетворённо хмыкает и снова с надрывом вздыхает. На протяжении всей этой сценки Гаврюха безучастно сидит на диване, думая о чём-то своём. Полина берёт Н-К под руку и отводит его ещё дальше от дивана. Жалостливо смотрит ему в глаза, взволнованно теребит в руках платок. Степан, как бдительный телохранитель, безотрывно находится рядом.    

Полина. Михаил!.. Мне бы хотелось… (после паузы, решившись) Ну ладно!.. Вспомни, Миш, пожалуйста, семьдесят шестой год. Осень. Завод "Калибр". Наша производственная практика. Четырнадцатый цех. Третий конвейр. Вспоминаешь?.. Ну?.. Я – Поленька!.. Та самая Полюшка!.. Ты ещё тогда называл меня Полянкой!.. Худенькая, зеленоглазая девчонка с волосами цвета спелого льна… Я косынку в синий горошек носила… Ты на конвейере регулировщиком работал. А я начинающим дизайнером… Потом была наша преддипломная практика… Неужели не помнишь?..
Н-К (обескураженно). Стоп, стоп, стоп!.. Какая практика, какой "Калибр"?.. Я, если мне не изменяет память, проходил преддипломную на "Арсенале". И не в семьдесят шестом, а в семьдесят восьмом году. Да, была осень… Работали до Нового года. А потом… Потом началась подготовка к защите диплома…
Полина. Как же так?.. Да не может такого быть!.. Неужели и нашего мастера Филимоныча тоже не помнишь? Усатого такого… Он на флоте служил… Всё подшучивал над нами – "едрит твою в кочерыжку, живот те расстрели!" Его любимые выражения…
Н-К (непонимающе мотая головой). Нет, не припомню. Похоже, вы что-то путаете, Полина Сергеевна… (после паузы) А в каком вузе вы учились?..
Полина. В механико-технологическом техникуме. На дневном отделении… Факультет – "Дизайн готовой продукции"… Три курса – с семьдесят четвёртого по семьдесят седьмой год…
Н-К. А я в автомобилестроительном институте. Тоже на дневном. В семьдесят девятом закончил… Впрочем… Никак не пойму, какое это всё имеет ко мне отношение? Чего в конце концов вы хотите от меня?..
Полина (нетерпеливо). Ой, да нет!.. Тут просто несуразица какая-то. Мы никак не можем понять друг друга… Ведь я же прекрасно помню – Фролов Миша. И действительно – Викторович. Да и внешне, в общем-то, похож. Ты… Вы… Да, очень похож! Только поседел заметно. И… Осунулся как-то. Видно, нелёгкая была у тебя жизнь… Без меня… Помотало по изгибам судьбы…
Н-К (начиная нервничать). Полина Сергеевна!.. Я никак не возьму в толк. Какое это имеет отношение лично ко мне? У меня сейчас совсем нет времени!.. Поэтому… Будьте любезны…
Полина (перебивая). Подожди!.. Должна же я всё до конца выяснить?.. Если вы… Если ты в самом деле Фролов Михаил Викторович. Пятьдесят шестого года рождения. Учился и жил когда-то в Заводске. Проходил практику на "Калибре". Да и рост… И голос… И манеры общения… Всё твоё! Это же ты, Миша!.. Пожалуйста, не пугай меня! Скажи, что это именно ты! Ведь ты, Мишка?.. Не говори "нет"! Вспомни свою Полянку-Полюшку!.. Вспомни как следует!..
Н-К (смутно начиная о чём-то догадываться). Может, вы прекратите наконец этот спектакль?.. Я уже ответил вам! И добавить мне нечего. Просто… Похоже, здесь какое-то недоразумение. Вы, вероятно, ошибочно перепутали меня с кем-то. Что ж… Такое иногда  случается… И даже… Если подойти чисто теоретически… Допустим, я тот, за кого вы меня принимаете… То что? Что из этого? Чем я вам обязан?..
Полина (смущаясь и краснея). Обязан? Ты-ы?.. Не-ет!.. Обязан не мне, а вот этому мальчику. (глазами кивает на своего "телохранителя") Это же… Это Степан… Михайлович… Понимаешь? Степан Михайлович Волков. Мой сын… Впрочем… Что это я? Стёпа – наш сын. Наш с тобою сын… Да-да-да! Не удивляйся!.. Только, прошу, без истерик, пожалуйста!.. Я прекрасно понимаю, что такую новость нелегко сразу переварить. Но мне нет никакого смысла лукавить и вводить тебя в заблуждение. Честно говоря, мне ничего от тебя не надо… Лишь бы ты знал… Что у тебя есть сын. И он перед тобой. Это наш сын – Степан…
Н-К (поражённо, слегка приглушённым голосом). Что-о?!.. Как вы сказали? Сы-ын?!..

     Н-К во все глаза таращится на Степана. Тот спартански выдерживает его взгляд и снисходительно ухмыляется.

Степан (медленно и высокомерно). А кто же я по-твоему? Не из пробирки же меня достали?.. Всё, как положено… Ты, мужик, старался, а маманя для виду сопротивлялась. Немножко… Так что… Добрый день! Папаня!..

    Полина пытается что-то возразить сыну, но тот лишь с усмешкой отмахивается, нагло и в упор глядя на Н-К.

Н-К (совсем растерявшись). Что-о? Как?.. Да… Да вы… Да вы с ума все, что ли, посходили? Очумели?.. Какого лешего? Какой я вам папаня?.. Что вы тут дурака из меня делаете? Лапшу мне на уши вешаете!.. Я не позво…
Степан (опуская тяжёлую ладонь на плечо Н-К и перебивая его). Спокойно!.. Стоять! Стоять, я сказал!.. И не надо… Не надо свистеть! Папа… Лишний шум нам ни к чему. Нам ещё о многом надо будет поговорить. По-мужски…

     Гаврюха, по-прежнему сидящий на диване, настораживается и встревоженно смотрит издалека на происходящее.

Полина. Стёпа! Сынок!.. Прекрати! Не надо так! Ведь это же твой отец. Будь к нему снисходительнее. Давай не будем устраивать здесь разборок. А то… А то люди уже начинают коситься на нас…
Степан. Мам!.. Ты бы лучше помолчала, а? Защитница!.. Могла бы, между прочим, быть и поразборчивей. А то отхватила по молодости какого-то фраера с "Калибра"… Чё-то он не представительный какой-то… Батя-то… Жидковатый… С твоими данными, мамань, можно было бы и дипломата зацепить. Не карячились бы сейчас в Заводске. А оттягивались бы где-нибудь на канарских пляжах. Задницы грели под пальмами…
Н-К (взрываясь). Да я... Да что ж это такое? Что вы тут себе позволяете?.. По какому праву?..
Степан (глядя в упор на Н-К). Я сказал – тихо!.. Не ясно?.. Чья бы мычала… Папуля!.. Нам с тобой ещё не один вечер в "Что, где, когда?" сыграть предстоит. Ты мне всё как на духу выложишь! Где все эти годы болтался, груши околачивал… Папуленька родной!.. Так что помалкивай лучше! Разговоры в другом месте будем разговаривать…
Полина. Стёпа, Стёпа! Всё!.. Достаточно! Хватит хамить! Прекрати сейчас же!.. Потом будешь отношения выяснять. Отойди! Нельзя так с человеком… Тем более – с родным отцом. Уйди!..

     Степан нехотя отступает от Н-К, который стоит вытаращив глаза и не зная, что ответить. Гаврюха ещё более настораживается. Полина вновь сочувственно и внимательно смотрит на Н-К. Берёт его под локоть.

Полина. Прости, Михаил!.. Прости его, дурака несмышлёного. Молод ещё… Вот она, безотцовщина! Сказывается… (после паузы) Понимаешь… Я бы никогда так просто сюда не пришла. Поверь – мы с сыном действительно очень долго искали тебя. Вернее – я искала! Ведь ты сразу исчез тогда. Как только закончилась наша практика. Даже ничего не сказал мне. Ни единого словечка! Исчез – и всё!.. Я уже потом узнала, что тебя через три месяца после окончания практики и защиты диплома в армию забрали. Искала тебя, писала, у знакомых выспрашивала. Но… Всё без толку. Как в воду канул… А я… Я уж тогда на четвёртом месяце была. Так вот и родила в одиночку. Спасибо, хоть родители от меня и от внука не отказались. Помогли Стёпку поднять… (чуть помедлив) Посмотри на него… Неужели не похож на тебя? Та же стать, брови, глаза… Даже голос чем-то твой напоминает… Ты согласен?..
     Н-К, словно парализованный, отрешённо молчит. Никак не может прийти в себя.

Полина (продолжая). Н-ну-у… Вот так его и вырастила. Замуж не выходила. Надеялась тебя найти. Чтоб уж честь по чести. Свадьбу сыграть… Чтобы настоящая семья была… Знал бы ты, сколько всего пришлось пережить!..

     Полина всхлипывает, достаёт из сумочки носовой платок, вытирает слёзы. Н-К так же безучастно молчит.

Полина. И вот совсем недавно… Вижу в местной газете объявление… Фирма "Он и Она" оказывает услуги населению. А директор – Михаил Викторович Фролов. Меня всю словно кипятком ошпарило!.. Я быстрее бежать к подруге. К Зине. Она в паспортном столе работает. Так и так – кто такой, спрашиваю? Навели справки. Всё сходится. Ты это!.. Даже узнала, что сейчас ты разведён, не женат… Так?..

     Н-К молча кивает головой.

Полина. Ну вот… После этого я хорошенько подумала и… Всё рассказала Степану. Парень он взрослый – должен всю правду о своём папке знать… После чего – уже вдвоём побежали с ним сюда. В фирму твою. Так что… Ты уж прости… Прости, Миша, что мы вот так. Не совсем… Не совсем как-то по-человечески. Но ты… И нас должен понять. Мы… Я… Я тебя двадцать лет не видела! И все эти годы ждала… Очень терпеливо, преданно и беззаветно ждала!.. Смотри, какой у нас теперь сын вырос! Вымахал… Весь в тебя!..   

     Н-К, вконец потеряв терпение и самообладание, в бешенстве отбрасывает руку Полины. Расслабляет галстук на шее и направляется к дивану, где продолжает сидеть Гаврюха.

Н-К (обращаясь к Гаврюхе). Я сейчас убивать тебя буду, паразит!.. Совсем ты меня достал! Сил моих больше нету!.. Чего вылупился?.. Мало того, что своими компьютерными развлечениями ты всё сегодняшнее мероприятие запорол. Так ещё и со ксивами напортачил!.. Ну и как мне теперь выкручиваться прикажешь?.. А-а?.. Вот, полюбуйся! (указывает рукой на Степана) Это сынок мой! Стёпа… Твоей милостью!..
Гаврюха (встревоженно и удивлённо). Ка-ак?.. Что значит – сынок? Подожди! Спокойно, спокойно, Михаил!.. Чего ты мелешь? Какой сынок?..
Н-К (в ярости). А какой я тебе Миша?!.. Всё!.. Хватит! Довольно! Не могу больше!.. Вконец достали! Со своими фирмами, со своими Мишами!.. Не хочу больше ничего! Всё! Это финал!..

     Н-К оборачивается к подошедшим Полине и Степану. В этот момент в дверях появляется Ирина, несущая из соседней комнаты поднос, на котором дымятся чашки с кофе. Пройдя несколько шагов, она замирает, привлечённая шумом и руганью.

Гаврюха. Не дури, Михаил!.. Прекрати! С чего это ты так разошёлся?..
Н-К. Всё, я сказал! Никакой я не Михаил!.. И ты прекрасно об этом знаешь… (посмотрев на Полину) Коля я! Понятно? Меня зовут Николаем Евгеньевичем Колосовым… А чужую фамилию я просто себе присвоил. По дурости… Впрочем… Под другим именем легче было  нашу фирму зарегистрировать… Вот я… Так и поступил… Но учился я действительно в Заводске. А потом долгое время работал в других городах. Если это, конечно, можно назвать работой… (после паузы, немного отдышавшись) Сегодня с утра всё пошло наперекосяк. А раз так – я не буду больше молчать! (рукой указывает на Гаврюху) И не хочу терпеть этого Фофана-самоучку! Предсказателя хренова… Пусть теперь…  А-а, будь что будет!.. Вяжите! Сажайте! Вызывайте ментуру! Мне теперь всё равно… Но только не Миша я! Ясно? Не Миша!.. Колосов я! Николай… И отвяжитесь все от меня к чёртовой матери!
Степан (ухмыляясь). Однако ловко!.. Сообразительный мужик оказался! Хитрый, гад!.. Браво, папаня! Что дальше?.. 
    
     Н-К хватается за сердце. Тяжело дышит. Обессиленно садится на диван рядом с Гаврюхой. Морщится и стонет.

Полина (встревоженно). Тебе плохо, Миша?.. Сердце, да? Сердечко шалит?..
Н-К (застонав ещё сильнее, сквозь зубы). Фу-у… Неужели вы так ничего и не поняли?.. Ваш Миша в другом месте. И ищите его именно в тех краях!.. Если он ещё жив… А меня зовут Николаем. И больше… Как вас там? Поленька? Полиночка? Полянка?.. Больше ко мне не приставайте!.. Если хотите, можете вызвать милицию. Я не возражаю… Я им всё расскажу. Кто я такой. И как сюда попал. Потому что… Потому что устал я. Невыносимо устал!.. Уйдите! Уйдите все с глаз долой!..
Гаврюха (умоляюще глядя на Н-К). Ну чего ты?.. Взбрендил совсем, что ли? Прекрати, слышишь? Прекрати сейчас же!..   

     Н-К бледнеет, стонет и откидывается на спинку дивана. Пытается освободиться от галстука и расстегнуть воротничок рубашки. Ирина, поставив поднос на столик, быстро выбегает в соседнюю комнату. Степан достаёт из бокового кармана пиджака мобильный телефон.

Степан. Ага!.. Так как ты сказал, папуля? Николай Колосов? Правильно? Угу… Это мы щас проверим. Элементарно. Пара пустяков. Посмотрим, кто такой Колосов. Что за фраер?..

     Степан пытается набрать по мобильнику какой-то телефонный номер.

Гаврюха (кидаясь к Степану). Слушай, ты!.. Крутой!.. Тебе не кажется, что ты слишком здесь раскомандовался? Не много ли берёшь на себя?.. А ну, положи мобилу на место! Не до звонков сейчас!..
Степан (презрительно). Это ты мне?.. Мне говоришь?.. Я раскомандовался? А не наоборот?..
Гаврюха. Слушай, ты чурка деревянная или… У тебя есть хоть что-нибудь человеческое? Не видишь, -- человеку плохо?.. Иди лучше воды принеси. А если тебе неймётся разборку начать, то я к твоим услугам. Только чуть попозже. Когда… Когда Коле лучше станет…
Полина (удивлённо). Коле?.. Вы сказали – Коле? Значит, он всё-таки Николай?..

     Гаврюха не успевает ответить. В помещение стремительно вбегает Ирина со стаканом воды. Она садится рядом с Н-К и протягивает ему воду.

Ирина. Вот, Михаил Викторович… Выпейте! Это поможет вам. Я корвалола туда накапала. Пейте!..
Н-К (растроганно, упавшим голосом). Ирочка… Спасибо тебе, добрая душа!.. Одна ты у нас умница…

     Н-К дрожащими руками берёт стакан и отпивает из него несколько глотков.

Н-К (Ирине). Только… Всё-таки не Михаил я. И тем более – не Викторович… Не удивляйся, но… Меня зовут Николаем. Ни-ко-ла-ем! Понятно?.. Я потом постараюсь всё тебе объяснить. А сейчас – прости… Я уже больше не в силах что-либо говорить…

     Н-К вновь устало откидывается на спинку дивана. 

Степан (язвительно). Ха!.. Ну артист! Прямо заслуженный… (указывает пальцем на Н-К) Если он пытается откосить, то это ему дорого обойдётся. Мы таких актёров знаете где видали?.. Да я его собственноручно…

     Степан пытается приблизится к Н-К и схватить его за грудки. Однако Гаврюха опережает Степана и отталкивает последнего от дивана.

Гаврюха (рассвирепев). А ну вон отсюда!.. Пшёл вон! Будет нам тут угрожать ещё! Не таких видали!.. Идите, откуда пришли! (обращается к Полине) И вы, гражданка, тоже… Дайте человеку в себя прийти!.. Завтра в десять утра мы в вашем распоряжении. А сейчас попрошу освободить помещение! Иначе я вызову наряд охраны…
Степан (с усмешкой). Ой, правда, что ли? А я думал – известия… Ну напугал, братан! Охранников он вызовет… Давай, зови! Я этих псов как щенят щас раскидаю! Давай!..
Ирина (озлобленно, с дивана). Да прекратите вы наконец?! Как вам не совестно! Человеку плохо, а они… Развели тут… Базар… (обращаясь к Степану и Полине)  Молодой человек! И вы, женщина!.. Давайте выметайтесь отсюда! Надоели ваши крики. Выметайтесь живо!.. Сказано – приходите завтра… А если что-то не нравится – можете жаловаться! Куда угодно! Ваше право… Только уйдите! Пожалуйста!..
Н-К (приглушённо). Молодец, Ирина!.. Умница!.. Так их!..

     Гаврюха, Полина и Степан в нерешительности стоят около дивана. Но никто не трогается с места. Ирина ближе наклоняется к Н-К.

Ирина. Вам получше, Михаи… Ой, простите! Николай?.. Может, валидол принести? Или "скорую" вызвать?..      
Н-К (тихо). Не надо "скорую"… Пройдёт сейчас… Дышать только… Тяжело…

     Ирина помогает Н-К снять с шеи галстук. Расстёгивает ему верхние пуговицы рубашки. Осторожно гладит по щеке.

Ирина. Сейчас станет легче… Ну, ну, ну… Всё будет хорошо!.. Полежите… Хотите, я подушку принесу? Чтобы удобнее было?..
Н-К. Да нет, не стоит… Спасибо тебе, Ирочка!.. Какая ты понятливая и… ласковая… Хоть с тобой мы не прогадали. В самом деле, что бы мы без тебя делали? Спасибо, Ира!..
Ирина. Да что вы! Не за что… С каждым может случиться… (обращаясь к Полине и Степану) Вы ещё здесь? Разве вам не русским языком было сказано?..
Гаврюха. Да-да… Давайте! Уходите, пожалуйста!.. Завтра разберёмся. Нам закрываться пора. Прошу вас!..
Полина (нерешительно). Позвольте один лишь вопрос задать? Последний… (обращаясь к Ирине) Вот вы, девушка… По-моему, вы здесь самая рассудительная… Скажите, только честно… (указывает рукой на Н-К) Этот человек – Михаил или Николай? Кто он на самом деле? Наверное, только вы знаете…
Ирина. Да, знаю!.. Это Николай… Николай Колосов…
Гаврюха (удивлённо). Во как!.. Откуда тебе-то знать, Ира?..
Ирина. А вот оттуда… Я, кажется, всё поняла… Очень многое поняла только сейчас…
Полина (с надеждой). А что вы поняли, девушка?..
Ирина (вызывающе взглянув на Полину). Что вам давно уже пора закрыть за собой дверь с внешней стороны нашего помещения!.. Вы ошиблись адресом, женщина!.. Здесь нет никакого Михаила! Не было, нет и не будет!.. Поэтому будьте любезны больше нам не докучать!.. И не следует приходить сюда ещё раз. Тут вы своего Михаила не найдёте…
Гаврюха. И то правда! Сколько можно говорить?.. Пожалте, граждане, на выход! Наш рабочий день закончился. Мы никого больше не принимаем!..               
Полина (с чувством глубокой досады). Хорошо!.. Мы уходим! Пошли, Стёпа! Похоже, нам действительно делать здесь больше нечего…
Степан. Ну, мамань, это ты брось… На безрыбье и рак – рыба… Может, нам всё-таки и Коля этот сгодится? А-а?..
Полина. Пошли, сынок!.. Я тебя очень прошу – уходим!..

     Гаврюха кое-как выпроваживает Полину и Степана за дверь. Те, продолжая что-то обсуждать между собой, наконец-то уходят. Гаврюха возвращается к дивану.

Гаврюха. Ну как, Коль? Полегче?.. Ты прости меня… Давай сейчас ни о чём не будем говорить. Хорошо?.. Главное, чтобы ты в себя пришёл… Выпей ещё водички. Выпей! Вот… Молодец!..
    
     Н-К послушно отпивает из стакана. Устало и равнодушно смотрит на Гаврюху и Ирину. Несколько секунд в помещении фирмы стоит тишина.

Ирина (смущённо и нерешительно). Гм-м… Вам лучше?.. Николай… Николай Евгеньевич… Вы меня извините, пожалуйста, за любопытство. Как вы себя чувствуете? Говорить можете?..
Н-К (сдавленно). Да… Вроде бы… Немного отпустило… Ты что-то хотела спросить, Ирин? Наверное, тебе интересно, почему я вдруг Николаем стал?.. Ты думаешь, я этого сопляка испугался? Стёпку?.. Или считаешь, что я действительно его отец? Поэтому и стала защищать меня от этого отморозка?..
Ирина (растерянно). Да нет… Не поэтому. Я не думаю, что вы его папа. Достаточно взглянуть на физиономию того дебила. Не-ет… (задумчиво)  Впрочем… Не знаю… Хотя…
Н-К (тяжело вздохнув). Это довольно долгая история, Ирочка. И не сразу её перескажешь… Да и не хотелось бы, чтобы ты была в неё втянута. Но поверь… Криминала здесь никакого нет. Я имею в виду не Полину со Степаном, которых я первый раз вижу, а себя и… (украдкой смотрит на Гаврюху) Ну… В общем, не важно…  Так… Пошалили немножко… Думаю, со временем ты обо всём узнаешь. Я тебе гарантирую. Обещаю!..
Ирина. Ну что ж… Хорошо… Я вам верю. Хотела бы верить. Только… Сейчас… Сейчас меня интересует немного другое…
Н-К. Что же?..
Ирина. Видите ли… Может быть, вам будет не совсем приятно это услышать. Может, в следующий раз поговорим?
Н-К. Да чего уж там! Спрашивай… Всё равно сегодня весь день чумной какой-то. С левой ноги… Меня теперь, наверное, уже ничем не удивишь. Не ошарашишь…
Ирина. Дело в том… В общем… Я как услышала перебранку вашу с Полиной. Когда вы свою настоящую фамилию назвали… Так сразу и… (после паузы) Ну ладно! Не буду вас томить… Вы не знали такую… Елизавету Бояринову? Вернее – Лизу Афанасьеву?.. Думаю, что если вы в самом деле Николай Колосов, то… То вы должны были учиться с ней вместе. В одном институте…
Н-К (изумлённо). Как ты сказала? Лизу Афанасьеву?.. Ну конечно! Я знал такую девушку… Если мы с тобой говорим об одном и том же лице… И я… (немного смущаясь) Очень хорошо её помню… Как же… Она действительно училась в нашем вузе. Только на другом факультете. И поступила годом позже меня…
Ирина (воодушевляясь). У неё волосы такие… прямые были. Тёмно-русые. Распущенные… Она в юности худенькая, стройная была. А глаза… Чистые-чистые. Голубовато-серые. У неё и сейчас такие…
Н-К (удивлённо). Да-да… Очень похоже!.. Она ещё любила волосы на прямой пробор расчёсывать. И хвостики за ушами делать. Сразу такой забавной становилась…
Ирина (обрадованно). Ой, точно!.. Вот здорово! Надо же, как тесен мир… А я сразу поняла, что вы именно об Афанасьевой говорите… О Елизавете…
Н-К (настороженно). Слушай… А почему ты о ней спрашиваешь? Она – твоя знакомая?..
Ирина. Да вот… Даже не знаю, как вам сразу обяснить. Видите ли… Насколько мне известно… Вы ведь дружили с ней, правда? И даже…
Н-К (смущённо перебивая Ирину). Да, дружили… Гм-м… Более того… Не побоюсь признаться, но… Лиза была для меня больше чем друг. Можно сказать – она стала моей первой, очень чистой и светлой, романтической юношеской любовью. А… А откуда ты её знаешь?..
Ирина. Николай Евгеньевич… Вы только не переживайте… И поймите меня правильно, хорошо? Просто так вышло… Я… Я читала ваши письма, адресованные ей. И открытки… Они такие добрые. И трогательные… Вы ведь писали ей? Из армии? И потом… Уже несколько позже…
Н-К (вновь удивляясь). Да, писал… Было такое… И кажется, иногда даже стихами. Но… Может, объяснишь мне наконец – откуда ты-то её знаешь?..
Ирина (улыбаясь). Вы только не волнуйтесь… Ладно?..
Н-К. Постараюсь…
Ирина. Лиза Афанасьева, Николай Евгеньевич… Ну… В общем – это моя мама…
Н-К (подскочив на диване). Что-о?!..
Гаврюха (рядом). Ка-ак?..
Ирина. Да-да… Моя мама… Правда, сейчас она Бояринова… По мужу… Та же фамилия и у меня… (после паузы) Ну вот, просила вас не волноваться… А вы?..
Н-К. Да как же тут не волноваться?.. Ирочка, ты действительно её дочь? Такая взрослая… Ты не шутишь?..
Ирина (смеясь). Да нет, не шучу. Зачем мне вас разыгрывать? Я в самом деле дочь Елизаветы Афанасьевой… Незаметно время бежит, правда?
Н-К (взволнованно). Господи!.. Вот уж воистину тесен мир! Не знаешь, где расстанешься, а где встретишься. Это ж надо, а?! Ты – Лизина дочь?.. Глазам своим не верю! То-то я частенько замечал в тебе… Что-то очень близкое и знакомое…
Ирина (продолжая улыбаться). Да-а… Вот такие готовит нам иногда сюрпризы жизнь… Вы как только сказали, что вас в действительности зовут Николаем Колосовым, так я сразу про письма ваши вспомнила. Мама мне их показывала… Она до сих пор очень часто их перечитывает. Иногда плачет… А хранит в отдельной шкатулке. Как самую дорогую реликвию… Мне она о вас очень много рассказывала. И всегда с такой теплотой, нежностью. Я думаю, что вы для неё… И по сей день… Остаётесь самым дорогим человеком на свете… Если честно, то… Я очень рада, что теперь… Знаю… Кто этот человек… Правда, я представляла вас немного другим, но… Это не имеет сейчас никакого значения…
Н-К. Ты, наверное, предполагала, что мамин эпистолярный друг – этакий моложавый гусар с усиками? А тут старая рухлядь сидит с обрюзгшей физией. Капли сердечные трескает…
Ирина. Ой, Николай Евгеньевич, зачем вы на себя такое наговариваете? Никакой вы не старый…
Н-К. Знаю-знаю!.. Все молодые так о сорокалетних думают. Я сам в юности считал, что если кому за тридцать – так, значит, скоро хоронить пора. Столько уже не живут…
Ирина (после паузы). Николай Евгеньевич… Вы уж извините меня. За то, что я тут так разоткровенничалась. Знаете – не выдержала. Мама вас так любила!.. И, по-моему, любит до сих пор… А я очень люблю свою маму! Мы с ней как подружки. Ничего не скрываем друг от друга. На двоих делим и радости, и печали. И… И вот теперь… Такое счастье! Правда – я очень рада! Рада, что Николай Колосов, оказывается… Мой шеф! (смеётся) Вот бы никогда не подумала… Представляю, как удивится мама…
Н-К. Да уж… Я тоже представляю… (после короткой паузы, нерешительно). Гм-м… Ира!..
Ирина. Да?..
Н-К. Скажи, пожалуйста, а мама… Ну… Как это… У вас большая семья? Папа у тебя есть? Братья, сёстры?..
Ирина. Вы хотите спросить, замужем ли моя мама?..
Н-К (облегчённо). Точно!..
Ирина. Нет, не замужем. Мы живём вдвоём… Был у меня папа… Но я его не очень хорошо помню. Он ушёл от нас, когда мне было пять лет… Они с мамой развелись…
Н-К. Прости!.. Прости, Ира!.. Я не знал… И не хотел тебя расстраивать…
Ирина. Да что вы, Николай Евгеньевич… За что вас прощать?.. Пустяки! Дело-то уж давнишнее… Я, честно говоря, до того привыкла к безотцовщине, что… Мне теперь кажется, будто у меня и не было никогда папы. Совсем…
Н-К (задумчиво). Скажи, Ирин… А твоя мама… Лиза… Она так больше и не вышла замуж?..
Ирина. Нет, не вышла… Разобиделась она на жизнь. Перестала доверять мужчинам. Замкнулась в себе и в своей работе. Но… Обо мне она не забывает. И никогда не обижает. Мы с ней очень дружно живём!.. Так что… Приходите теперь в гости к нам… Представляю, как безумно будет рада мама! По-моему, она вас до сих пор… Боготворит… Я полагаю… У вас… Впрочем… Не будем сейчас об этом… Думаю, что вам обязательно нужно с ней встретиться! Обязательно!..
Н-К (обескураженно). Ты так считаешь?..
Ирина. Непременно!.. И никаких отговорок!..
Н-К. Правда?.. Гм-м… Впрочем, я тоже думаю, что это было бы неплохо. Хотя… Захочет ли Елизавета видеть меня? Столько лет прошло…
Ирина. Ой, ещё как захочет!.. (неожиданно смущается и покашливает) Кхе-кхе… В общем, я полагаю, она не станет противиться. По-моему, для неё это станет очень приятным сюрпризом…
Н-К. Хорошо, Ирин, надо всё как следует продумать. Не хочу, чтобы наше с ней рандеву получилось официозным и натянутым…
Ирина. Если понадобится моя помощь – я всегда к вашим услугам…
Н-К. Спасибо, Ира!.. Я, по правде сказать, очень тронут… (пытается улыбнуться и встать) А что это я тут расселся, а? Такая ошеломляющая новость, а я сижу как бедный родственник. Ведь Лиза нашлась! И так неожиданно… А наша Ирочка – её дочь! Боже мой! Вот уж событие!.. (после паузы) По правде сказать… Я её тоже часто вспоминаю… Лизу… Так что нам с ней теперь… Будет о чём поговорить…

     Н-К встаёт с дивана и бодрым шагом пытается пройтись по комнате. На его лице – мечтательная улыбка. Неожиданно он замечает сидящего на диване Гаврюху и несколько секунд счастливо таращится на него.

Н-К (словно впервые увидев Гаврюху). А-а, Шурка! Привет, старина!.. Ты слышал новость, Санёк? (конфузится) Ой, прости! Совсем забыл. Ведь мы же… Это… А-а!.. (отмахивается рукой) Фиг с ним! Чего уж теперь?.. (обращаясь к Ирине) Ты заешь, Ирочка… Вот этот дяденька… Он ведь не Вячеслав Юрьевич… Его зовут – Александр Борисович. Гаврюхин! Прошу любить, так сказать, и жаловать!..
Гаврюха (убитый разоблачением). Ну ты да-ал!..
Н-К. А чего нам бояться? Чего прятаться?.. Всё равно теперь на крючке!.. Но мы же не рецидивисты какие-нибудь? Так, Ирин? Что-нибудь придумаем… (подмигивает Ирине) Мне, в принципе, сейчас уже ничего не страшно. Вероятно, я скоро увижу Лизоньку. Эх-х! Теперь нам и море – не вода! Теперь мы…

     Н-К неожиданно вновь хватается за сердце. Ноги его подкашиваются и он падает на пол. Теряет сознание. Гаврюха и Ирина встревоженно подбегают к нему.

Гаврюха. Коля!.. Коля!.. Что с тобой? Николай! Очнись!.. Коля!.. (к Ирине) Ира, быстро "Скорую"! Быстрее, Ирочка!.. Кажется, мы его теряем… Он умирает… Быстрее, милая!.. Бегом!.. Скорее!..

  Ирина опрометью кидается в соседнюю комнату к телефону. Гаврюха на коленях стоит рядом с лежащим Н-К. Слушает на его груди пульс. Пытается привести друга в чувство. Но Н-К неподвижен.


                Конец  3-его  действия