Саркел Левобережный на Дону

Олег Данкир
Города призраки Руси, России и СССР.
====================================
     Саркел Левобережный.
     Также Белая Вежа. Город Хазар. Саркала у караимов. Саркел у греков. Также Ш-р-кил или Шаркил хазарском прочтении.
     Городище, которое приписывают сейчас этому хазарскому городу, расположено в устье Цымли по левому берегу Дона и на самом краю хутора Попов.
     О существовании города Саркел на Дону сообщал Царь Хазарский Иосиф в середине 10-го века, хотя, по сведениям археологов, город к тому времени уже не играл большой роли в торговле и политике Хазарии. Иосиф размещал Саркел в 30-ти фарсахах от Итиля, что точно соответствует расстоянию между этими городами, выраженному в метрической системе.
     Карамзин, основываясь на данных Пимена, размещал Саркел у станицы Качалинской, в месте наибольшего сближения Дона с Волгой. Но это было задолго до раскопок на Левобережном городище.
     Согласно косвенным источникам, которые приводит исследователь Кестлер, после разрушения Саркела, а затем и Белой Вежи, хазары построили город с таким же именем вблизи Чернигова.
     Но ни та, ни другая версия пока не получила археологического подтверждения. Наиболее вероятная версия нахождения Левобережного Саркела, это городище, находящееся сейчас на дне Цимлянского водохранилища, которое раскопал Артамонов.
     Именование Саркел идёт от слова «сарыгсин», то есть Жёлтая могила, являющая собою огузскую языковую форму.
     Согласно хазаро-булгарской транскрипции слово «саркел» означает Белый город, туда же ведёт и арабское именование Саркела, звучащее у них как ал-Бейдао, ал-Бейда, тоже Белый город.
     Можно указать на древнееврейское значения слова «сар», означающее царь, то есть Царский город.
     Если брать хазарское произношение Шаркил, то именование его состоит из двух слов: слово «шар» означает белый, а слово «кел» означает у иранцев «дом» или «крепость».
     Название города по-гречески звучит как Саркел. Древнерусское именование Саркела звучит как Белая Вежа, где слово «вежа» считается словом иранского происхождения и означает «поселение, укрепление, башня». Согласно этим значениям Саркел был чем-то средним между крепостью и городом. Хотя в русском переводе это название ближе к понятию «Белый Дом».
     Согласно караимскому хронисту и исследователю М.Ю. Ага, у караимов слово «сар» означает плести, вязать, заплетать, а слово «кала» означает крепость. По-караимски написание Саркела будет как Саркала. У караимов есть также слово «кел», что означает приходить, прибывать, приезжать. Тогда у них Саркел будет означать плетённая крепость, связанная с другими городами единой цепью крепость.
     Кевин Брук, полагает, что многие хазарские города имели иудейские общины, особенно те, в которых пребывали хазарские цари и вельможи. В Саркеле тоже была такая община и она могла поучаствовать в сложении именования города, настаивая на присутствии в именовании города слова «сар», то есть Царь, ибо царём в то время был Обадия, иудей по вере, хотя и не еврей, а из ищущих славы русо-славянских Князей безземельных, или из Чёрных Князей.
     Байер и Лерберг слово «саркел» переводят по-разному, Байер считает, что это Белый Город, Лерберг возражает ему, полагая, что это Жёлтый город. Название Белый город означало, что тут живут главные начальники страны, её вельможи, знать. Именование Жёлтый город означало, что город строился из местного суглинка, который при обжиге становился желтоватым. А это означало, что город так могли называть путешественники по его виду. У его властителей было другое, своё название для города.
     Гумилёв полагал, что слово «саркел» является единственным словом, оставшимся от хазар. Тогда он ещё не знал ничего про принцессу Атех, которую раскопал где-то Павич.
=========================
     Начало истории Саркела Левобережного связано с концом истории Саркела Правобережного, который был одним из трёх главных городов Хазарии, несмотря на то, что ставки Кагана или Царя в Правобережном не было. Около 832-го года он был разгромлен мадьярами во время преобразований, затеянных царём Обадией, хотя его разгром приписывают ещё и печенегам, к тому времени только начинавшими устанвливать у себя систему ханского управления.
     Какой-то крупный хазарский вельможа, владевший Правобережным городом, посмел воспротивиться появлению на левом берегу ставки Царя с крепостью, что отняло бы большую часть доходов с перевоза через Дон и через переволоку на Волгу.
     После жестокого показательного уничтожения населения Правобережного города, его Владелец преклонил голову перед хазарским Царём и присоединился к его свите. После чего Каган с Царём обратились за помощью к Византии, которая прислала своего важного чиновника Петрону, под присмотром которого и была построена новая Крепость на левом берегу, Каган назвал её Саркел, по всей видимости не без подсказки Царя иудея, знавшего, что у иудеев слово «сар» означает царь, кстати, эту должность знали и византийские греки, не возражавшие против такого названия. Возможно, Правобережная крепость имела похожее именование.
     Историки полагают, что разрушение Правобережного города и жестокая расправа с его мирными жителями, а затем, последующее строительство Левобережного Саркела, были двумя заключительными и взаимосвязанными аккордами в установлении новых правил Царя Обадии и его братом Хануккой.
     Есть версия, что Строительство Саркела было связано с проблемами иудаизации высшей знати Хазарского государства. В этой связи не совсем понятно участие Византии в строительстве крепости для иудейского государства, ведь Византия всегда выступала против религии Моисея. Хотя, с точки зрения внешней политики, для Византии было тогда не важно кто их партнёр по религии, им важно было иметь надёжный торговый путь из Средней Азии и Китай в Европу.
     Важно отметить также, что Обадия, разрешив грекам из Византии присутствовать на Дону под видом строителей Саркела, не дал им возможности построить христианский Храм, хотя Феофан на это рассчитывал, заплатив за присутствие своей дипмиссии столько денег, что их хватило на строительство крупнейшей в истории Дона крепости на своём берегу.
    Следует отметить, что новая крепость на левом берегу была расположена не совсем удобно, чтобы с её помощью можно было контролировать переволоку с Дона на Волгу.
     Константин Багрянородный считал, что нахождение нового Саркела на левом берегу защищало Хазарию от усиливающихся печенегов, которые в то время дислоцировались к западу от Дона и на его левобережье. То же самое отмечает и Георгий Кедрин.
     В первой трети 9-го века центр Каганата Руси находился далеко от низовьев Дона, отчего он не мог принимать оперативного военного участия в этой части Дона, хотя здесь присутствовало много ремесленников русо-славянского происхождения. После разрушения Правобережной крепости, Каган с помощью Византии строит левобережную крепость Саркел, которую приняли в эксплуатацию в 837-м году. В то время военная задача этой крепости была направлена против нарождающегося движения печенегов, западных врагов хазар, с прицелом на противостояние поднимавшемуся будущему полиэтническому гиганту, Руси.
==================
     Главным зодчим города по версии греков был архитектор, спафарокандидат из Византии грек Петрона Каматир, которого по просьбе Кагана дал хазарам Император Феофоил.
     Новый город-крепость, Левобережный Саркел Петрона разместил для контроля за сухопутной дорогой с переправой на правый берег. Эта новая стратегия была вызвана новыми обстоятельствами в связи с усилением кочевников на северо-западе, куда вела эта дорога из центра Хазарии Итиля на Нижней Волге.
     В начале 9-го века по Дону кроме хазар никто больше не плавал, если не считать финикийцев, которые две тысячи лет ранее забрели сюда на своих монерах. Здесь они создавали фактории совместно с греками. Несколько монер местное население находило буквально впаянных в речной суглинистый песок, которые так и остались здесь, как памятник выдающимся мореплавателям, не иначе как казачьего финикийского типа. Может они даже и сами остались здесь, чтобы у же в 15-м веке основать стойкое казачье сообщество.
     Неудачное расположение Левобережного Саркела, с точки зрения контроля за передвижением судов к переволоке на Волгу и обратно, объяснялось тем, что крепость строена была не для контроля за рекой. А строена она была для контроля за сухопутной дорогой при переправе через Дон. Крепость должна была усилить позицию Хазарии на западе и на севере, в сторону печенежских варягов, в сторону Киева и в сторону Итиля. Река в данном случае служила её гарнизону дополнительной защитой с тыла.
     Среди хазарологов ходит мнение, что Византия была заинтересована в строительств Саркела, поскольку она была не прочь чужими руками обеспечить свои собственные владения в Причерноморье.
     С другой стороны, Хазария не испытывала особого давления в контроле над Северным Причерноморьем и Поднепровьем, тут соперников у хазар не было.
     Хазарское государство с конца 7-го века и до середины 9-го века оставалось хозяином юга Восточной Европы, не пропуская через себя кочевников через Урало-Каспийские ворота в сторону Европы. И здесь Хазария не нуждалась в особой помощи с стороны Византии.
     Только к середине 9-го века на территорию, сопредельную с Византией, начинают проникать сначала мадьяры, а потом и печенеги, что могло обеспокоить Византийского Императора Феофана, который выделил средства на строительство Саркела.
     Византийцы уже знали, что на севере начинает формироваться сильное государство, там правил Северской Русью могущественный и мудрый Князь Гостомысл, которому греки присылали свою разведку под видом купцов.
     Они уже испытали нападение на Крым Варяжской Руси под руководством легендарного Князя Бравлина.
     Каган сумел убедить Императора Византии в необходимости объединить усилия по защите рубежей на среднем Дону от нападок нового врага против правильного устройства жизни людей и против спокойной торговли.
     Так что усиление влияния Хазарии на западном направлении с помощью новой крепости на Дону обеспечивало контроль за беспокойными племенами Причерноморья, а также охрану подступов любых врагов с Запада.
     В начале 9-го века по Дону мало кто плавал вообще. Всё изменилось со второй половины 9-го века, когда арабский хронист Ибн-Хордадбех обнаружил тут русские лодьи, приходившие на Дон через Днепр и Чёрное море.
     Контроль за переправой позволял косвенно держать под своим приглядом все коммуникации с ней связанные. Сама же река Дон-Танаис защищала Саркел с тыла.
     Согласно отчётам самих греков, они в 837-м году прибыли на хеландиях в Херсон, а оттуда отплыли на больших хазарских кораблях по реке Танаису к месту строительства крепости. Здесь греки соорудили на месте все необходимые механизмы, инструменты, печи для обжига кирпича из смеси извести и мелких речных ракушек.
     По замыслу хазар крепость должна была контролировать как речной путь с востока на запад, так и караванную дорогу с юга на север.
     В 839-м году постройка крепости была закончена. В крепости расположился гарнизон в триста воинов.
     Судя по всему, Левобережный город был выстроен во времена формирования печенежских ханств и их заселения в Северном Причерноморье. Ранее здесь разгуливали угорцы, коих представляли мадьяры. И первые защитники крепости набирались из мадьяр. Только после появления печенегов отношения мадьяр и хазар обострились, поскольку хазары стали принимать на воинскую службу и печенегов.
     К 850-м гуду Саркел разросся в несколько раз за счёт посадов с большим количеством разных ремёсел, которые принесли русо-славяне. Саркел становится торговым и ремесленным городом, крупнейшим в Волго-Донском междуречье. В это время гарнизон Саркелской Цитадели состоял уже из печенегов и родственных им гузов.
     Жили они как кочевники, находились они в Цитадели, и не имели капитальных жилищ, предпочитая юрты. Арабские и персидские писатели тех времён отмечали, что на посадах жили в основном аланы и Русь, которые строили полуземлянки. Аланы же, по их мнению, работали в литейных, кузнечных, гончарных мастерских. Ещё тут, за посадами, стояли караван-сараи тюрков, в основном печенегов, из которых набирали воинский контингент для гарнизона.
     Современные археологические исследования дополняют эти сообщения, новыми фактами, согласно которым, в городе жило смешанное этническое многоголосье, состоящее из тюрков, печенегов и русских, в основном христиан. Были там и христианские священники, которые отправляли службы не на церковно-славянском языке, а на русском народном.
     Арабы считали, что в 10-м веке в гарнизоне Саркела были ларсии, арсии, ал-арсии, мусульмане по вероисповеданию. Но это был не большой промежуток времени в жизни города, в который мусульмане не оставили почти никаких культурных следов на городище.
     Много народу в Саркеле никогда не было. Все его жители помещались внутри кирпичной крепости. Население города историки делят на две этнические отчётливо различимые группы, из которых одна представляла местных жителей, а другая группа была из кочевников, может быть присланными Феофилом, императором Византии.
     Что касается состава населения, то некоторые путешественники того времени основную часть называли булгарской, отдельно от них жили славяне и русы, а в Цитадели жили гузы и хазары.
     Один этнический союз представлял собою население Волго-Донского междуречья салтово-маяцкой культуры, люди которого жили фактически на посаде, хотя были они и внутри крепости, являвшие собою почти оседлое племя со стационарными жилищами с печками и глиняной посудой гончарного производства на кругу.
     Поселения этой группы сейчас известны практически по всему бассейну Дона, а также на Тамани и в Восточном Крыму. Отличались эти люди тем, что они были оседлыми и занимались в основном земледельчеством.
     Другая этническая группа, по сути военный гарнизон, представляла собой кочевое племя с жилищами в виде юрт и очагами прямо на земле. Люди этой группы изготавливали посуду ручной лепки, жили они в Цитадели с центральной высокой башней. К Салтовской культуре это население не относилось.
     Наёмничество в те времена считалось достоинством многонационального государства, коим была и Хазария. Трудно набрать регулярную армию в таком государстве, которая будет усмирять бунтовщиков, силами их детей. Так что неудивительно, что в Саркеле, являвшимся одной из столиц Хазарии, стояла наёмная рать из трёх сотен воинов этноса, не относившегося к Хазарскому Каганату, но от него зависимого, отчего путешественники считали их хазарами.
    В 9-м веке гарнизон в Саркеле и в ряде других крепостях Хазарии, а также в небольшом количестве на простых поселениях, состоял из гузов, печенегов, людей монголоидного типа, о чём говорят культурные остатки воинов.
     Константин Багрянородный отмечал, что гарнизон крепости состоял из 300 человек. Год от года он сменялся. Вместе с этой сменой происходило постепенное изменение этнического состава гарнизона, который составлялся поначалу из хазар с добавлением к ним другого лояльного Хазарии племени, всегда из тюрок. Это подтверждается особенностями погребениями в могильнике рядом с крепостью.
     По большей части могильники представляют из себя курганные насыпи, в которых были погребения вместе с частями коней, что соответствует салтовским культовым правилам печенегов и гузов.
     Петрона поставил крепость на прибрежном мысе, отделив её от материка двумя глубокими рвами, так что получился искусственный остров. Другой ров Петрона разместил со стороны реки, где находилась сама крепость, оформленная в плане как четырёхугольник с кирпичными стенами и башнями, которые стояли не только по углам, как в более позднем русском крепостном зодчестве.
     Особой вычурностью и эстетикой крепость не отличалась. Это было строго военное сооружение.
     Площадь крепости составила 2,5 гектара. Стена и внутренние строения были выложены из обожжённого кирпича. Фундамента у стен не было. Стена была высотой до 10-ти метров, ширина была до 3-х метров. В стенах были встроены башни и контрфорсы. У крепости были главные ворота к напольной стороне, и были ещё малые, тайные ворота в сторону реки.
     Внутри крепости была сооружена ещё одна стена, разделявшая крепость на две части, Внутренняя поперечная стена крепости, которая разделяла её на две части, была тоже ого-го, в три метра шириной. Да и внутри каждой половины были также разделительные стены. Хотя, если враг пробрался через первую, внешнюю стену, то перелезть просто через вторую ему труда не составило бы. Но помолиться своим богам у смертников хватит.
     Меньшая часть за внутренней стеной являлась Цитаделью без выходов за пределы крепости и с главной башней, из которой просматривались все окрестности.
     В нескольких таких микрорайонах не было вообще никаких входов, только по стене можно было попасть на их территорию, через наблюдательные башни, последний приют и оплот осаждённых.
     Площадь города, внутри вала использовалась для караванов, проходивших через Саркел, а также туда сгоняли скот во время обороны от кочевников.
     В юго-Западной части, судя по культурным остаткам, жили булгары, напротив них силилась русо-славянская группа ремесленников, в самой цитадели жил гарнизон наёмников, как местных племён, так и с окраин Хазарии, но, в основном, это было гузы, хазары, печенеги, которые охраняли город, а также являлись своего рода таможенниками, которые взимали подати с купцов, ведь мимо Саркела проходила дорога с юга на север. Эти средства шли на оплату стояния гарнизона.
     В городе находили приезжие или проезжающие торговцы и купцы, которые имели дела с местными гончарами, ювелирами, кузнецами. Их продукция имела распространение среди местного населения.
     Гарнизон, торговые перепутья, ремесло, пребывание в городе хазарской знати, всё это превратили крепость на северо-западе домена Кагана в цветущий город.
     Роль византийцев и Петроны в строительстве Левобережного Саркела была достаточно ограниченной. Схожести с византийским зодчеством тут было совсем немного. Даже кирпичи совсем не похожи на греческие ни по размерам, ни по другим качествам, они толще и меньше. Единственное отличие от других хазарских крепостей заключалось в том, что стены были выполнены из кирпича.
     Но материал кирпича, технология обжига, расположение и внешний вид только повторяли то, что хазары уже делали за сто лет до Петроны. По всей видимости, Константин Багрянородный несколько преувеличил миссию Петроны.
     На некоторых сохранившихся кирпичах есть буквы, знаки, контуры изображений животных, людей, относящиеся к хазарской культуре и подтверждающие наличие у них письменности, идущей от орхонской письменности двухсотлетней давности, что подтверждает связи хазар с местами, откуда они вышли. Есть надписи и кириллическими знаками, пока не расшифрованные.
     Жилища ремесленников на Саркеле были почти идентичны жилищам в городе Итиле на Волге. Это может означать, что с каганом ушли и оседлая часть города Саркел.
     Всю черновую работу делали местные ремесленники и строители, будущие зодчие Руси. Петрона осуществлял только общее руководство. Но главная его миссия заключалась в сборе информации о перспективах маршрута с Дона на Волгу и дальше на Каспий. Не зря Петрона имел в Византии титулы не только зодчего, но также политика и дипломата.
     Греки привезли в Саркел колонны из мрамора и капители к ним, а также ещё кое-какие украшения для церкви, но только половину комплекта, а остальные были испорчены в пути. Всё это так и осталось лежать на строительной площадке. У хазар при строительстве крепости были свои интересы. Здесь Константин Багрянородный в своих исторических эссе сильно расписал роль греков в строительстве Саркела и её дальнейшем использовании.
     Хазары были в состоянии и сами построить крепость, что они и до того, и после того не один десяток раз продемонстрировали. Хазарам важно было продемонстрировать всем соседям, что в их делах по Днепру, Дону и Волге активно участвует такой сильный военно-политический и торговый игрок, как Византия.
     В середине 10-го века Саркел и его округа подвергается русо-славянской колонизации, умело направляемой Киевским Князем Игорем, а затем его женой Княгиней Ольгой. К приходу туда Святослава, вокруг Саркела уже были этнические поселения Руси, были они и среди ремесленников посада, а также среди воинов гарнизона Саркела, которые между собой уже называли этот город Белой Вежей, что говорит не только об этнической, но политической колонизации Придонья.
     В Саркеле появляются элементы древнерусского зодчества, выражаемого полуземлянками со срубным верхом, в виде появления в углу печи каменки и муромки, с появлением лепной посуды роменского типа.
=========================
     В 965-м году, через 130 лет после своего основания, Святослав, пройдя пороги Днепровские, выйдя в Чёрное море и обойдя Крым, поднялся по Дону на вёслах к Саркелу, по дороге договорившись с аланами и касогами, и не без помощи беловежцев русо-славян, занял крепость, где поставил первый на Дону форпост древнерусского типа.
     Город перешёл под власть Руси, там разместился русский гарнизон, и город получил название Белая Вежа. Надо полагать, что запись эта была сделана намного позже реального события, к коему времени Саркел давно уже назывался Белой Вежью, интерпретация старого названия на новый лад.
     После ухода из города кагана и царя в Итиль, Саркел опустел, дома стали разрушаться. Частично на территории города и рядом с ним возник новый город – Белая вежа, относившийся вначале вроде бы к Каганату, а потом к Киевской Руси, Российской Империи, СССР. Сейчас город устроился на дне Цимлянского водохранилища.
     Некоторое время после исхода из него Царя и Кагана Саркел какое-то время был под властью Руси, которая до середины 11-го века транслировала свои контакты через Саркел на Тмуторокань.
     С конца 10-го века сюда потянулись в основном русские переселенцы со всех окрестных земель. Они оказались намного эффективнее салтовцев в освоении природных богатств, так что быстро ассимилировали местное население обеих бывших саркелских этнических нестойких объединений.
     Только в крепости продолжали оставаться несколько сотен семей тюркского содержания, которые, по всей видимости, поддерживали Киевское княжество, возможно для того, чтобы получить лояльность местных боевитых кочевников-степняков.
     Ещё несколько десятилетий эти тюрки, гузы и печенеги сохраняли свои культурные традиции в виде юртового типа жилищ с очагами-сандалами, семейно-родовую лепную керамику, погребения подкурганного типа с конями или их частями.
     Нижнедонской, по-научному Эливкинский, вариант салтово-маяцкой культуры в области Саркела прекратил своё существование с крушением Хазарского царства при Святославе, когда после взятия Саркела сюда стали селиться русо-славяне, которые быстро ассимилировали обе этнические группы Белой Вежи, бывшего Саркела. К этому времени салтовская культура уже была заменена другими, что говорило о распаде собственно хазарского социокульта.
     Ибн-Русте сообщает, что Саркел был самым значительным укреплённым пунктом на Западных окраинах Хазарии, на её Донской границе, где отношения между хазарами и мадьярами, которых поддерживали кабары, были не простыми. Именно мадьярам некоторыми историками приписываются разрушения Правобережной крепости, что стояла напротив будущего Саркела.
     Христианизация Хазарии, задуманная Византией, не была осуществлена в полном объёме, зато она преуспела в отношении Алании, отчего отношения между аланами и хазарами, оставшимися в старой вере, обострились. Константин Багрянородный утверждал, что, аланы причиняли серьёзные трудности хазарам, препятствуя продвижению хазарских торговых и дипломатических миссий с Волги на Средний и Нижний Дон. Сюда и дальше в Крым и Чёрное море вела главная дорога из столицы Итиля на запад Хазарии.
     К 11-му веку Белая Вежа, бывший Саркел по своим зодческим и культурным традициям становится типичным городом древнерусской культуры.
     В начале 11-го века Саркел был заполнен русо-славянами, которые полностью сменили промышленный культ кустарного типа на развитую ремесленную промышленность, где торговля не ограничивалась местными рамками и была ориентирована на огромную территорию нарождающейся Руси.
     После оставления крепости Каганом и хазарским воинским контингентом, кирпичи из стен крепости вынимались и использовались на посадах вокруг крепости, которые продолжали функционировать ещё некоторое время.
     На территории крепости внутри валов и рвов ещё несколько десятилетий продолжалась активная жизнь, здесь остались следы скота и стоянки караванов.
     На посаде сохранились следы деятельности многочисленных ремёсел, таких, как гончаров, ювелиров, косторезов, кузнецов, ткачей, обслуживавших и солдат, и местное население.
     Торговля и ремесло, подкреплённые присутствием вельмож обеспечивали расцвет Саркела.
     Что касается посада, то главным его составляющим было гончарное ремесло, основанное на гончарном круге, что было типичным для салтово-маяцкой культуре Подонья. Эта часть ремесленников представляла земледельческую салтовскую культуру, которая расположилась у внешних ворот, наиболее оживлённой части города.
     Другая посадная группа являла собой кочевую культуру, которая жила в юртах или в лёгких жилищах наземного типа, в которых стояли сборные очаги из крупных кирпичей. Гончарное производство их ремесленников было примитивным, ручной лепки. Они обслуживали, в основном, цитадельную часть воинства Саркела.
     В 1103-м году Владимир Мономах забрал из крепости с собой на Русь печенегов и торков. Чтобы между горожанами не возникало споров, Мономах поставил русо-славян на посадах, а степняков на охране крепости и городских посадов.
     В 1117-м году на город внезапно нападают половцы и полностью разоряют его. С этого времени жители его покинули, переселившись в глубь Руси.
     Начиная с конца 16-го века Саркел был почти стёрт с лица земли многочисленными казачьими грабительскими карьерами.
     Начиная с середины 19-го века предпринимались попытки идентифицировать место расположение Саркела. Чаще всего его ассоциировали в местах наибольшего сближения Дона с Волгой. Только 1934-м году, при строительстве Цимлянского водохранилища, Артамонову с группой археологов удалось окончательно определить расположение Саркела.
++++++++++++++++++++++