49
Наше посещение Ростова Великого заканчивалось. Вера Николаевна прекрасно справилась со своей ролью гида. Виолетта не появлялась нам на глаза, но никто от её отсутствия не страдал, более того – даже не желали видеть: как только она бралась сопровождать группу в какой-нибудь музей, то сразу начинались проблемы, а с ними росло общее раздражение. Завуч и руководительница группы выполнили программу-максимум по осмотру Ростовского кремля, несмотря на денежные проделки мановского групповода.
Вера Николаевна решила обсудить с группой организационные вопросы.
- Во всей видимости, надвигается гроза, – сказала завуч, посмотрев вверх, на молчаливые, тяжелеющие тучи. – Надо поспешить, чтобы до дождя покушать в кафе. У нас не заказан ужин, поэтому каждый будет оплачивать сам. Кроме нас, будут другие посетители. Их надо опередить. Не успеем – затянем время и снова услышим ругань водителя. Это понятно?
- Надоели всякие разборки, – категорично заявила Ольга Ивановна Гнедова, – так что давайте-ка, ребята, марш-бросок в кафе совершим.
- Поесть – это мы лучше всего умеем, – засмеялись ребята.
- У нас осталось немного времени до четырёх часов. – Завуч посмотрела на ручные часы: – Сорок минут. И мы можем в кремле ещё куда-нибудь сходить. Необязательно все вместе. Кто куда хочет, туда и идите. Разрешаю. Только скажите мне, чтобы я знала, где вас, если что, искать.
- А где озеро Неро? – Четверо девятиклассников разного роста обступили Пряжкину, словно редкий неровный забор.
- Так сильно хотите посмотреть? – спросила завуч.
Парни закивали, нетерпеливо переминаясь с ноги на ногу:
- Ага. Про него много легенд ходит.
- Ничего особенного в этом озере нет, – небрежно махнула рукой Вера Николаевна. – «Грязная лужа», как назвал его когда-то Пётр Первый. И выбрал для своего флота Плещеево озеро.
- Почему вы так говорите, Вера Николаевна? – спросил парень, насмешливо взглянув на завуча. – Легенда говорит, что Неро каждый раз требует человеческой жертвы. И вообще, на дне озера лежат сокровища.
- Если и лежат, то очень глубоко, и никто их не нашёл до сих пор, – увлеклась темой разговора Вера Николаевна.
- А может, найдут, – парень прищурил глаз.
- Не ты ли?
- А может, и я. Думаете, не найду?
- Многие искали, даже со специальными аппаратами, и не нашли. А вот людей погибло много. – Спохватилась: – Ладно, сходите побыстрее с моими ребятами. Олег, Костя, – позвала она двух спортивного телосложения десятиклассников с маленькими рюкзаками за плечами. – Покажите ребятам берег Неро. Помните, куда идти?
- Конечно.
- Только смотрите за этой великолепной четвёркой, чтобы никто из них в воду не полез.
Разговорчивый девятиклассник прикинулся несчастным и по-девичьи тонко запричитал:
- Я в воду не полезу, боюсь, боюсь водяного.
- Это хорошо, что боишься, – рассмеялась строгая завуч, а вместе с ней развеселилась вся группа, шутя, хихикая и хохоча. – Головой за них отвечаете, – погрозила пальцем Олегу и Косте.
- Поняли, поняли. Будьте спок, Вера Николаевна, – заверили они.
- Вы у меня молодцы. За что и люблю. Напроказничаете, зато потом отработаете. – Слегка шлёпнула крайнего девятиклассника по спине: – Давайте, одна нога здесь, другая – там.
Когда парни убежали, завуч обратилась к нам:
- Кто ещё куда хочет?
- Мы возле пруда останемся, – сказала Даша за троих, себя и Полину с Кариной.
- И мы не хотим больше никуда, – состроили кислую мину две десятиклассницы, стоя за спиной у завуча и опираясь на спинку скамейки. – Мы впятером будем тут сидеть.
- А не поссоритесь опять?
- Нет, – загалдели девятиклассницы, – это мы их любя.
- Может, и нам здесь остаться? – робко спросила дистрибьютор Ляхову.
- Останемся, – почти прошептала Лариса Владимировна.
- А фестиваль можно посмотреть? – спросила круглолицая Аня из 9 «Б», высунув голову из-за плеча высокого одноклассника.
- Он, наверно, уже закончился, – положив ногу на ногу, тягостно вздохнула завуч.
- Нет. Мы слышали оттуда голоса и гармошку, – перебивая друг друга, заговорили другие девочки.
- Сколько вас? – спросила Марина Викторовна.
Девочки игриво вытянулись перед классной руководительницей.
- Вы впятером пойдёте?
- Ага. – Девочки готовы были бежать.
- Подождите, – рванулся вверх голос Веры Николаевны. – Надо бы с ними взрослых отправить, – напомнила завуч Денкиной.
- Мы с ними, – прозвучал уверенный женский голос, и поднялась рука над головами учеников. – Нам тоже интересно послушать песни.
- И вы впятером? – спросила Денкина родителей. – Хорошо, идите.
- Только не бегайте, – по-домашнему ласково сказала Пряжкина девочкам. – Это всё-таки монастырь, хоть и недействующий. Всем – полчаса, не больше. Смотрите на часы. Давайте, – устало махнула рукой. – Встречаемся возле пруда и сразу идём в кафе.
Женщины поспешили за бегущими девочками.
- Я пойду в домовую церковь митрополита. Кто со мной? – обратилась завуч к оставшейся части группы.
С Пряжкиной отправились в церковь семнадцать человек, включая меня. Завуч без устали торопилась к церкви, как будто только что на скамейке не вздыхала тяжело. Как ей удалось в течение нескольких минут собраться с духом, мобилизовать силы? Необыкновенная способность Веры Николаевны сбрасывать с себя усталость меня поразила. Такая способность свойственна только незаурядным натурам.
Усилился ветер. Он будто злился, что ему не удавалось сорвать с нас одежды, и застилал ноги сорванными с деревьев зелёными листьями, поднимал пыль с дорожек и бросал её большими пригоршнями в наши лица. Свернув за угол, мы перестали ёжиться и прикрывать глаза: ветер здесь терял силу, как будто невидимая преграда стояла у него на пути.
Мы подошли к внешне не примечательному зданию с маленьким каменным крылечком, без ступеней. Перед дверью, будто сигнальный колокольчик, красовалась гирька – «висячее каменье».
Светлана Грачёва
Воскресенск
Продолжение http://proza.ru/2020/06/23/560