1. 7. Заключение

Сергей Михальчук 2
Христианская Философская Антропология

Аскетическая Антропология

Антропологические аспекты наркозависимости

Заключение

«Воззову всем сердцем моим
к Щедрому Богу, и услыша мя
от ада преисподняго, и возведе
от тли живот мой»
(6-й ирмос Покаянного канона
Андрея Критского)

Итак, наркомания - это страсть. Как и всякая страсть, она имеет источником своим грех.
Грех есть противление любви божией, появляющееся в гордыне и самолюбии, ибо воля божия, по слову Христову, в любви: - «Да любите друг друга». И ведёт это противление человека не только к смерти, так как удаляет от Бога - источника жизни, но и к тому, что человек теряет смысл своей жизни, так как отказывается оттого, что предложено ему Творцом. Поэтому безбожная жизнь делает человека несчастным, и его несчастье кроется в самом основании его бытия, - в отсутствии любви.
Наркомания - это есть попытка человека достичь духовной цели, то есть любви, плотскими средствами, которые только и остались в распоряжении бездуховного человека, после потери им Святого Духа Божия.
Возвращение в духовную жизнь стало невозможно для человека. И человек давно бы уже пропал во тьме беззакония, если бы Бог сам не пришёл к нему, чтобы спасти его от греха. Бог объединил людей, верующих в него, освятив их благодатью Духа Святого, даровал им свою Церковь - таинственный источник целительной помощи и духовной пищи. Бог соделал Церковь свою лечебницей страждущих, пристанищем труждающихся и покоем обременённых.
Только благодать божественной любви может всесторонне (и плотски, и душевно - духовно) обновить и исцелить жизнь человека и самою его личность, зараженную грехом наркотической зависимости. Все попытки традиционной и нетрадиционной медицины ограничиваются лишь телесным лечением недуга. Психотерапия, гипноз и т.п. вещи, воздействуя на душевную сферу человека, могут только временно повлиять на его настроение. Но освободить дух твари может только дух творца.
Поэтому полное исцеление человека возможно лишь в Церкви, через осознание своей греховности и неправоты перед Богом и обиженными когда-либо людьми, через раскаяние в своих злых делах и поступках, и через искреннее желание раз и навсегда покончить с прежней жизнью и грехом.
Силы на борьбу со своими страстями, которые просто так не оставят «пленника», человек получит в таинстве покаяния (исповеди) и чистосердечной молитве к Богу. А чтобы запечатлеть свою верность Христу, духовно-телесно соединившись с ним, человеку необходимо приступить к величайшему таинству евхаристии (причащению), дабы, приобщившись «тела и крови христовых во оставление грехов и в жизнь вечную», войти с ним в таинственное общение лиц, возрождающее в человеке образ Божий.
Примеров такого исцеления наркоманов с каждым годом становится всё больше и больше. По всей России и странам СНГ открываются центры духовной реабилитации наркозависимых, при православных монастырях и братствах. В них священники, опираясь на опыт и помощь психологов и психотерапевтов, ведут людей по пути церковного «обновления». И то, что труд их не тщетен, может увидеть любой непредвзятый наблюдатель.
Вера в Бога освобождает людей от сетей дьявола, и из 10 приступающих к помощи Церкви - 7-8 человек получают исцеление и становятся «новыми» людьми.
Здесь важно помнить одно: что нет человека, которого Господь не простил бы по своему милосердию, и что один только грех не простится человеку «ни в сем веке, ни в будущем» - это горделивое и сознательное противление любви, называемое в Священном Писании «хулой на Духа Святого» (Мк. 3.29), потому что этот грех отвергает любую возможность для покаяния.

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но, чтобы все пришли к покаянию»
(2Петр. 3.9.).

Список литературы:

1. Анатолий (Берестов), иерм. «Возвращение в жизнь». - М.: Душепопечительский центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, 2001.
2. Афанасий Великий. «Творения». - М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994.
3. Баймухамедов С. «Сны золотые». - М.: Знание, 1998.
4. Вадим Коржевский, свящ. «Пропедевтика аскетики: компендиум по православной святоотеческой психологии». - М.: Центр Информационных Технологий Информатики и Информации, 2004.
5. Габиани А. А. «На краю пропасти: наркоманы и наркомания». - М.: Мысль, 1990.
6. Данилин А. Г. «Как спасти детей от наркотиков». - М.: Центрполиграф, 2000.
7. «Добротолюбие». - М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.
8. Еникеева Д. Д. «Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков». - М.: Academia, 1999.
9. Игнатий Брянчанинов. «Творения». - М.: Православное издательство, 1993.
10. Иоанн Златоуст. «Избранные творения». - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994.
11. Иоанн, Игумен Синайской горы. «Лествица». - М.: Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, 1992.
12. Иоанн Кассиан Римлянин. «Писания». - М.: ТОО «ВНИПР» МЕДСИ XXI, 1993.
13. «Как помочь страдающему от недуга пьянства и наркомании». Духовные советы и молитвы для матерей, жен, детей. - М.: Ковчег, 1999.
14. Максим Исповедник. «Творения». - М.: Мартис, 1994.
15. Медведев Р. «Прививка от наркомании». - М.: Царское дело, 1999.
16. «Наркомания: грех или болезнь». - М.: Даниловский благовестник, 2001.
17. «Наркомания - дело не личное». - М.: ОАО Щербинская типография, 2003.
18. Никонов Н. «Наркомания и оккультизм. - Православная беседа» №1,2,3,4,5 за 2002г.
19. «О наркомании». - М.: Центр Благо, 2000.
20. Симеон Новый Богослов. «Творения». - М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.
21. Стефан Кашменский, прот. «Святоотеческое учение о душе». - Пермь: Панагия, 2002.
22. Феофан Затворник. «Творения. Начертание христианского нравоучения». - М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994.
23. Феофан Затворник. «Творения. Толкование посланий апостола Павла». - М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1995.
24. Феофан Затворник. «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться?» - М.: Правило веры, 1996.
25. Филатова О. Г. «Социальная психология: Конспект лекций». - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.