Беседа с философом

Денис Кочетков
Ученик: Что есть человек?
Философ: Субстанция, положим.
Ученик: Что движет этой субстанцией?
Философ: Душа, скорее всего.
Ученик: Что есть душа?
Философ: Другая субстанция, которая, как говорят, бессмертна.
Ученик: А что движет ею?
Философ: Любовь к жизни, как мне кажется.
Ученик: Что такое жизнь?
Философ: Допустим, что это время, когда мозг человека управляет телом и сознанием.
Ученик: А что есть любовь?
Философ: Это... Это чувство, желание... Влечение, что ли. Не знаю.
Ученик: То есть без душевного влечения к работе мозга тело умрет?
Философ: Конечно, ведь тогда работа этого самого мозга остановится, и наступит смерть.
Ученик: Что же это такое — смерть?
Философ: Я бы мог ответить с биологической точки зрения, но для этого есть учёные. Поэтому скажу, как считаю я. Смерть — это тот миг, да, именно миг, а не бесконечное продолжение времени... Миг, когда душа расстается с телом. Она находит свободу, и время, правящее живыми, ей становится безразлично.
Ученик: А что случается дальше?
Философ: Религия утверждает, что душа отправляется или на отдых, или на мучения. Решается это по тому, как жило тело, управляемое этой душою.
Ученик: Так считает религия, а как считаешь ты?
Философ: Я считаю, что нам стоит ей верить. Просто потому что больше ничего не остаётся. Как мы можем объяснить то, чего не можем знать априори?! Это все равно, что рассуждать о вещах, находящихся за неприступной стеной, не имея возможности заглянуть через нее. Узнать могут лишь те, кого пустили в единственную дверь. Но есть закон: кто перешел на другую сторону стены, никогда не сможет вернуться обратно. Так что нам остаётся только верить тем, кому эта тайна, как они утверждают, открыта была создателем этой стены.
Ученик: Хорошо. Тогда вот последний вопрос: боишься ли ты смерти?
Философ: Зачем мне её бояться, это глупо! Бояться нужно того, что можно избежать: плохой жизни, греховной, как говорит Церковь. Того, что никак нельзя избежать, бояться бесполезно. Страх — защита. Зачем защищаться от непобедимого оружия? Я не боюсь умереть вообще. Я боюсь быть нераскаявшимся в момент смерти, ведь моя жизнь очень нехороша.
Ученик: Значит боишься?
Философ: Боюсь, но не самого явления, а времени, когда оно случится.