Жара

Анатолий Бызовской
Для крайнего Севера и Заполярья редкое явление - в середине июня стояла жара  плюс тридцать два градуса. В Заполярье еще все озера, ручьи залиты весенней водой, но уже пик половодья прошел. И вода скатывалась по ручьям в более крупные речки. При спаде весенней воды в тундровых озерах на выходах с них начинался лов скатывающейся с озер рыбы.
 
Рыболовецкие артели и рыбаки любители, попутными вертолетами работающих на геологоразведочные экспедиции, добирались до этих мест.
 
Так и мой товарищ Николай, работающий в геологии, прилетел на одно из озер к своему знакомому рыбаку. Пробыл он несколько дней, помогал рыбаку в его нелегкой рыбацкой работе. Рыба ловилась хорошо и к его отъезду ему была выделена свежая рыба, пойманная в последний день.

По-прежнему, в этой тундровой зоне стояла необыкновенная погода. Возле озера веяло прохладой, но стоило подняться на высокий берег, как сразу обдавало летней душной жарой. В середине июня стояла необыкновенная жара, до тридцати двух градусов.

 Небольшой вертолет МИ-2, прилетел сразу после обеда, когда стоял пик этой температуры. Он сел у самой кромки воды, этого  озера, на маленькую площадку. Николай быстро погрузил свой груз и уселся в кресло, возле двери грузового отсека. Кроме него, в вертолете было еще три человека и какой-то груз.
 
Вертолету, предстояло взлетать по ложбинке, которая не круто, но шла вверх к возвышению берега озера. В ложбинке, с теневой стороны, куда не попадало солнце,  лежал местами еще нерастаявший снег.
 
 Набрав обороты, вертолет приподнялся и завис в воздухе.  Почувствовав под собой уже жесткую опору, прохладного воздуха озера, командир, начал разгон -  вертолет, отбросив винтами,  озерную прохладу, ринулся на взлет.

Остальное, произошло очень быстро, в течение десятка секунд. Вертолет, уже был почти у самой высокой точки берега. И тут произошло неожиданное.
Сменив прохладный воздух озера, на жаркий воздух нагретой тундры - винты вертолета потеряли опору.

И вертолет, не добравшись до вершинки берега, стал проседать, теряя высоту, в  ложбинку  уже крутого берега. При всех других обстоятельствах, наверно  можно было в этом месте посадить вертолет. А в данном случае у вертолета не хватало воздушной опоры, хотя винты и крутились в своем неистовом бешенстве, рассекая потоки воздуха, он все равно медленно проседал в ложбинку ручейка, не имея возможности изменить своего положения под весом груза, находящегося внутри вертолета.

 Николая из оцепенения, вывел крик командира, обращенный к нему – «Прыгай на землю»! Высота уже была всего около трех  метров, и Николай, открыв дверь, мячиком вылетел, упав на мягкий мох тундры.

Веса в Николае, чуть больше семидесяти килограммов, но вертолет, освободившись от этого веса – вначале    завис на месте, затем вздрогнул, и начал медленно набирая высоту, пересекать гребень берега и сел на возвышенности на ровное место.
 
Веса, всего одного человека, покинувшего вертолет, было достаточно, чтобы подъемной силы винтов хватило избежать большой неприятности.
Николай возбужденный и не до конца понявший, что произошло, подошел к вертолету. Ему открыли дверь, он сел на свое место. От пережитого напряжения немного дрожали ноги, руки.

 Командир всех успокоил, он объяснил - что плотность воздуха в этом месте из-за жары намного меньше, чем у озера, поэтому они и попали в эту природную ловушку.

  Уловив здесь на верху, направление небольшого ветерка, командир спокойно поднял вертолет в воздух, и они благополучно долетели до своего места назначения