Жив ещё русский дух

Надежда Зернова
«Снегурочку получит в жены тот, кто до утра сумеет ее в себя влюбить» - издаёт  указ  царь Берендей, пораженный  её красотой!
 Мизгирь просит отсрочить свое наказание, сказав, что у него получится влюбить девушку в себя…

 Народ говорит, что  ТОЛЬКО  ЛЕЛЬ способен даровать Снегурочке это чувство!!!    ЛЮБОВЬ!

Ему виднее,  он – народ и  ТВОРЕЦ и ПОЭТ мифологии с её  образным  языком, до мельчайших  подробностей,  ярко  выписывающий и передающий  нам то, что было тысячелетия  назад.

 «Поэтические воззрения славян на природу»,  трёхтомник А.Н. Афанасьева - сказочника, фольклориста,  этнографа, 17 лет своей непростой жизни посвятивший этому труду!!! Оставил на земле добрую память,  кладезь бесценных исторических сведений о жизни наших пращуров – СЛАВЯН, исследовал эпос  народностей, труды лингвистов и диалектологов, добывая материал из  сказов,  старинных рукописей. Грандиозный замысел, огромное количество привлеченного материала выводит работу "Поэтические воззрения славян на природу" в разряд энциклопедической, интересной для широкого круга читателей.
 Уникальна по вкладу в мировую науку о фольклоре, непревзойденная в выявлении живых связей между развитием языка и историей преданий; воскрешает и исследует тайны русского мышления, химерических фантазий и загадок развития славян.

 Как к роднику в знойный день,  «припадали»  великие русские, советские поэты, прозаики, историки,  изучая славянский фольклор и мифологию.

Из  того  колодца черпали вдохновение для своих произведений  Мельников-Печерский и Островский,  Толстой, Пешков- Горький,  Ремизов,  Блок,  Хлебников, Есенин и другие.

 Книга Афанасьева,  фундаментальный  труд  - выявляет живые связи языка и преданий, сейчас, когда богатейший  ЯЗЫК  НАШ,  мышление русского человека изуродованы информационными, газетными штампами, пошлыми  сленгами.

Терзаемый упрощённой формой обиходного  общения на уровне  понятий,  символов  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ  КУЛЬТУРЫ, что за уши  тянут  по  всем каналам  информ коммуникаций  те, кто финансирует и  успешно  проводит программу Даллеса « Уничтожения самого  непокорного  народа на земле – русских».
 Планомерным уничтожением  ЯЗЫКА -  символа нации,  что и  ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН государства.
С точки зрения Афанасьева  мифология «возникла на небе» с обожествления небесных природных явлений, но затем «спустилась на землю, принимая самые причудливые оболочки, отчего всякого рода повествование о происходящем в этом мире, насыщено образами всякого рода «нечисти».

Уж  последней, как  мы  видим и  слышим, в канун голосования о  поправках в  Конституцию РФ… такое  количество очнулось, выбралось из  щелей – оторопь  берёт… как в  царстве  Берендея, у ЛЕШЕГО в непроходимых дебрях лесов и болот...

Только  сегодня о другом  речь. О  прекрасном, что  создавалось  талантливой  рукой, горячим сердцем,  трепетной  РУССКОЙ  ДУШОЙ!

…Дорога  в имение под  Санкт – Петербургом, для Николая  Андреевича Римского -Корсакова не стала утомительной: в  руках   журнал «Вестник Европы», № 9 1873 года, где напечатана трогательная  история, в основе сюжета  которой - русская народная сказка, почерпнутая Островским из второго тома «Поэтических воззрений славян на природу» А. Н. Афанасьева.

«…я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем.
 Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу»!

…Просёлочная дорога, расположенные вдоль  неё поля, леса, деревеньки, берёзовые  рощицы … в голове  композитора рождается  либретто  оперы «Снегурочка», а  быстро  меняющиеся  виды  при быстрой езде  - сценические  декорации.

Весной 1880 года Римский-Корсаков побывал в Москве у Островского и получил  разрешение воспользоваться его пьесой для сочинения оперы с правом внесения необходимых правок.

Все лето, проведенное в имении Стелёво, он посвятил сочинению этой оперы. Окружающая природа оказалась созвучна его собственным мыслям и вдохновляла его на творчество:
« Какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес «Волчинец» — заповедным лесом; голая Копытецкая горка - Ярилиной горою; тройное эхо, слышимое с нашего балкона, - как бы голосами леших или других чудовищ»
 


Лёгкой, наполненной звуками, сияющими  радужными  красками, видел  Николай  Андреевич  всё  произведение  музыкальной  сказки – целиком! Спешил  зафиксировать в нотах эту  цвето  звуковую  палитру, (СИНЕСТЕЗИЮ - врождённое  дарование видения тональностей в радужных   сочетаниях, что  даровал БОГ при  рождении).

 Шестилетним  мальчиком, придя в  церковный  хор, ощущая  стройное  звучание  голосов, в хорошей  акустике грамотно  возведённого божественного храма,  пел самозабвенно, как делают это дети:  наполняясь  восторгом  коллективного творчества, ощущением  величия и  красоты   песнопения.

В  11 лет  написал  своё  первое  самостоятельное  произведение,  запечатлев сказочный  восторг от  прикосновения с прекрасным.

…Работа  над  сочинением  оперы «Снегурочка» в уединении  деревенской  тишины  спорилась и  приносила   композитору радость  вдохновения: широкими  мазками, оставляя на  полотне сказочной  картины дивной  красоты образы героев. Народным творчеством  пропитывая, мифическими образами «древнейшей  поэзии» наполняя, повествуя о жизни  природы в её « ежедневных и годичных  превращениях».

«Для  меня мир  народных  преданий, сказок, былин  - до конца жизни остаётся  неисчерпаемым  источником вдохновения». Напишет  позднее  Николай  Андреевич  Римский - Корсаков
 «Снегурочка» — самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Композитор считал ее своим лучшим творением.
 «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок.

Композитор говорил, что ни одно произведение не давалось ему с такой лёгкостью и быстротой, как «Снегурочка».
Он высоко оценил её значение в собственном творчестве, в частности сказав: «Закончив „Снегурочку“, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги»[.
 Особое внимание при сочинении, уделял вокальному стилю — удобной тесситуре, гибкости и эффектности вокальных партий, свободе плавно льющегося речитатива. Римский-Корсаков считал, что оркестровка этой оперы  явилась  «шагом вперед во многих отношениях». «Я вынес убеждение, что „Снегурочка“ — это моё лучшее произведение».
Премьера, состоявшаяся  10 февраля  следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом.

Оперу восторженно принял и А. Н. Островский: «Музыка к моей „Снегурочке“ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Оптимистическая идея оперы — прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье — коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства.
В опере противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы».

 Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей — персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле-солнцу — «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях».
Снегурочка — холодное дитя Мороза и Весны — всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с  искренней правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в её сердце!


 «В заповедных лугах есть поэт и пастух,
Вдохновитель рожков и свирелей.
У него сладкий голос, пленительный дух,
По-славянски зовут его Лелем.

Он пасёт в отчих землях овец и коров,
Стих на дудочке нежно играя.
Они бродят за ним без кнута и без слов,
Зачаровано пенью внимая.

К пастуху часто дЕвицы красные льнут –
Он сердца их смущает игрою –
И, сплетая венки, хороводы ведут,
И поют с ним любовно с душою…

В заповедных лугах жив ещё русский дух,
Над землею плывёт звонко трель.
Здесь живёт незабвенный поэт и пастух,
Вечно юный божественный Лель».


Автор  ПОЭЗИИ: Валерий Старостин, 2020
Свидетельство о публикации №120052908133


Военный  моряк, носитель   благородного  титула древнего  рода. Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Здесь, жив РУССКИЙ  ДУХ!
   
Сегодня дышит и звучит  ДУША  ЕГО!
 

СВЕТЛОЙ  ПАМЯТИ  Николая  Андреевича  Римского – Корсакова  ПОСВЯЩАЕТСЯ!



Надежда  Зернова