25 мая 1900. Духовный отец В. Н. Максимова

Александр Суворый
25 мая 1900 года в высокоторжественный день рождения Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны Владыка Ириней совершил в Кафедральном Соборе, в присутствии гражданских и военных чинов и массы богомольцев, Божественную литургию и после неё благодарственное молебствие, в служении коего приняло участие, кроме сослужившего Архипастырю соборного причта, и все градское духовенство. Пред началом молебна был прочитан Высочайший Манифест о бракосочетании Его Императорского Высочества Великого Князя Георгия Михайловича с Греческою Королевною Мариею Георгиевною, причем имена сих Высоконовобрачных были возглашаемы за молебном на эктении и на многолетии.

Проповедь в свое время за литургией была произнесена Протоиереем Г. Младовым. По окончании молебна Владыка у св. престола преподал Архипастырское наставление новорукоположённым священнику Алексею Катагощину и диакону Сергею Шабердину. Первого Архипастырь поучал из слов апостола Павла к Тимофею: «внемли чтению, учению, утешению», подробно разъяснив смысл сих апостольских слов в применении к жизни пастыря, а второго наставлял произносить эктении в храме и читать псалмы не механически, как звучащая труба, а сознательно, с пониманием и внятно, помня, что диакон произносит моления от лица всей церкви и что все молящиеся в храме повторяют их вслед за ним. Наставления эти, сказанный от души и весьма просто и вместе убедительно, произвели сильное впечатление не только на ставленников, но и на все духовенство, участвовавшее в служении молебна.

Автор потому так подробно цитирует начало текста статьи в ЕЕВ №11 от 1 июня 1900 года (Стр.365-366), что по рассказам моей мамы, Нины Васильевны Суворовой (Максимовой), её папа, мой дедушка по материнской линии рода Суворовых-Максимовых, священник Василий Никитович Максимов обладал каким-то чудесным даром убедительно говорить, легко и просто общаться, ясно выражать свои мысли и поучения, которые не были нравоучениями, а были как бы дружескими советами, логичными намёками, подсказками для самостоятельного понимания и выводов. Это умение убедительно и впечатлительно, душевно и сердечно говорить и общаться с людьми Василий Никитович Максимов получил в дар и наследство от его духовного учителя епископа Иринея (Харисима Михайловича Орды), епископа Екатеринбургской и Ирбитской епархии.

На картинке: Март 1904 года. Последняя встреча епископа Орловского и Севского Иринея (Харисима Михайловича Орда) с его любимым учеником и духовным сыном, выпускником Оренбургской регентской церковно-приходской школы, 9 марта 1904 года назначенным на должность псаломщика при Градо-Шадринском Соборе, 17-летним Василием Никитовичем Максимовым. Крайняя прижизненная фотография епископа Иринея. 10 апреля 1904 года Преосвященнейший Ириней скончается от паралича сердца. Будет похоронен у южной стены в Успенском храме на Архиерейском подворье православного мужского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы (г. Орёл). В 1920-е годы могилы захороненных в Успенском соборе пяти архиереев были осквернены и разграблены, кости разбросаны, а черепа похищены; сохранилась лишь одна глава Преосвященного Иринея (данные Википедии).