Этнографическая деревня Бибирево. История

Василий Пономарев-Полянский
Больше фотографий в блоге: https://wasapp.livejournal.com/101063.html



Вступление


Сидя на самоизоляции, понял, что надо попробовать себя в тех видах деятельности, о которых давно мечтал, но как-то не склеивалось.

Я всегда хотел быть журналистом. Одно время у меня даже получалось: есть публикации 1990-х годов. И, между прочим, такая деятельность даже приносила какие-то деньги (помимо славы, я хотел сказать). (Это сарказм.)

В 2000-е, с появлением в домах интернета, появился соблазн публиковаться здесь. Живой журнал был моей первой площадкой (март 2005 года, я тогда параболу http://proza.ru/2008/01/15/327 начал писать). Потом добавились lib.ru и proza.ru

Да, это удобно, не надо из дома выходить, ошибки можно исправить уже после публикации (я очень мучился, что первые печатные публикации были с недочётами). http://proza.ru/2007/02/27-381

Но в чём недостаток интернет-публикаций? Гонорар за них никто не платит. Да и охват аудитории не тот. Вот сколько человек прочитает этот пост? Пять? А какой тираж был у Литературки?

Я попытался во время самоизоляции вернуться в печатный мир. Мне там было комфортно. Там был редактор, который замечал такие ляпы, каких я сам не видел. Там был корректор, который исправлял орфографические ошибки (ok, я с тех пор научился писать без ошибок). Там была касса (ладно, я про это уже писал). Там была независимая от меня, моих усилий и умений система распространения печатной продукции. Газеты и журналы попадали в библиотеки (и сейчас можно пойти и прочитать меня там). Они продавались в газетных киосках (а в 1990-е годы был бум периодики, газеты расхватывали). Они лежали в холле редакции Литературки, где всякие умные люди могли их увидеть. Интернет, несмотря на иллюзию глобального охвата, вовсе не предоставляет такой возможности — «войти в каждый дом». Ну, если вам не посчастливилось стать частью мема.

Но мои усилия окончились ничем. Ни одно из изданий, которым я предлагал свои работы, не захотели со мною сотрудничать. Вы скажете, я сделал слишком сладкий беззубый очерк? У меня были и зубастые, их ещё сложнее пропихнуть, никто не хочет публиковать работы, в которых упоминается одна известная всем фамилия. http://proza.ru/2017/06/16/1188

Ну что делать, не пропадать же добру. Размещу здесь. Может, кто-нибудь всё-таки увидит)

Василий Пономарев-Полянский



Этнографическая деревня Бибирево. История


В Москве в последние годы создаётся большое количество «народных парков» — на территориях, которые до этого никакими парками не были.

Попробуем проследить историю создания подобных парков.

В советское время парки на месте заброшенных или просто незастроенных территорий создавались довольно часто. Свои названия они получали обычно в честь круглых дат. Скажем, в Чертанове к дню Победы в 1975 году был открыт Парк 30-летия Победы, а в Медведкове в 1968 году был создан сквер им. 50-летия ВЛКСМ между проездом Шокальского и Полярной улицей.
В девяностые годы создан большой парк 850-летия Москвы в районе Марьино.

В Бибиреве 9 августа 2000 года была заложена Аллея дружбы в честь подписанного третьего февраля 2000 года Соглашения «Об установлении порождённых связей» между Россией и Украиной (этим летом Аллее исполняется 20 лет).

Ещё одна интересная аллея была высажена 6 октября 2001 года в парке Дружбы, существующем с 1957 года. Аллея посвящена Алисе Селезнёвой — герою фантастических произведений Кира Булычёва.
Это было истинно народной инициативой, поддержанной Обществом охраны природы и представителями городской власти.


В самом начале 2000 годов возникла интересная идея: создать некий аналог Скансена — этнографической деревни в Стокгольме — на запущенной и болотистой территории в пойме рек Чермянка и Здериношка. Эту местность можно увидеть в одной из серий детского киножурнала «Ералаш»: она и правда была довольно заброшенной и захламлённой.

https://pastvu.com/p/46660

Здесь необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о потамонимах.
Если мы посмотрим на старые карты, мы увидим, что река Чермянка подписана по руслу, берущему начало в лесном массиве у современного Северного района, а её приток, проходящий через Нехлюдовскую дачу, в разных источниках называется Здериношкой, Вздериношкой, Звериношкой, Медвежьей Лапой. Учитывая, что русло реки от Лианозовского лесопитомника вдоль Белозерской улицы забрано в подземный коллектор, мы придём к выводу, что вода, наполняющая запруду между улицами Корнейчука и Белозерской — это вода Здериношки, а не Чермянки. Надо отметить, что на топографических картах советского периода и на современной публичной кадастровой карте реки подписаны правильно, а вот на Яндекс-картах — ошибочно. Если читателям интересно разобраться в тонкостях местной потамонимики, этому можно посвятить отдельную статью.

Итак, в 2003 году начались первые работы по проектированию парка на берегах запруды (уровень воды в которой регулируется задвижками у насосной станции вблизи дома 58А по улице Корнейчука). При этом до самого конца 2003 года работ «на земле» не производилось, это можно видеть по сохранившимся фотографиям этого периода.

Летом 2004 года начались уже масштабные строительные работы, на первом этапе затронувшие только часть территории (юго-западную, ближе к улице Лескова). Открытие парка состоялось в субботу 24 июля, во время «субботнего объезда» мэра Москвы Ю. М. Лужкова.

По первоначальному проекту была создана имитация деревенской инфраструктуры: огородов, сараев, мельницы, установлены фигурки домашних животных, были сохранены руины здания подушкинской фермы (сама деревня Подушкино располагалась выше, между современными улицами Корнейчука и Белозерской). Однако позже от идеи стилизации под этнографическую деревню, видимо, отказались, сейчас об этой идее напоминает разве что название парка.

Тем не менее, подобное благоустройство территорий вдоль малых рек было продолжено: и побережье Чермянки ниже по течению, и побережье Яузы (парк Свиблово), и побережье Лихоборки (парк Отрада) были благоустроены по примеру Этнографической деревни Бибирево (деревянные мостки, бревенчатое укрепление берегов, общая стилистика парков).

В 2005 году начато комплексное благоустройство территории «второй очереди» (к северо-востоку от благоустроенной ранее). Тогда же был оформлен в таком же «стиле деревни» выходной портал реки Здериношки.
Однако в 2008 году во всём парке опять началась масштабная реконструкция. Была спущена вода, проведены дноуглубительные работы, руины старой фермы были снесены, мосты — полностью перестроены.

Некоторые работы продолжаются до сих пор (например, в 2019 году начато возведение эстрады). Парк поддерживается в более-менее приличном состоянии, чего не скажешь о состоянии воды — оно всегда было неудовлетворительным. Городские власти не могут уследить за незаконными сбросами в реку за территорией города (в Мытищинском районе Подмосковья). Летом 2020 года после затяжных дождей вода заметно поднялась, но службы города довольно оперативно очистили пропускное сооружение, уровень пришёл в норму, серьёзных подтоплений удалось избежать.