Что же спрятано под пылью архивной?

Владимир Мутин 2
Что же спрятано под пылью архивной?

Читателю уже известно из главы «XXI век начался. Знакомство с историком», что «в 1973 году в Иркутске отмечалось тридцатилетие создания 8-го Смоленского авиационного корпуса дальнего действия. К тому времени 8-ой Смоленский дальнебомбардировочный авиационный корпус ВВС СССР был действующим. В Иркутске располагался его штаб. На празднование был приглашен Главный Маршал авиации Голованов А.Е., но по каким-то причинам, независящим от организаторов, не был обеспечен борт для его доставки. Главного маршала представлял на мероприятии ГСС генерал-лейтенант Серафим Кириллович Бирюков. Материал для главного доклада готовил лектор политотдела корпуса майор Сергиенко А.М. Доклад делал заместитель командира корпуса генерал-майор Подольский Владимир Данилович.

В поселке Серышево Амурской области, где в то время базировалась одна из авиадивизий корпуса, политотделом дивизии была оперативно издана брошюра под названием «Мужество, рожденное в боях (Краткий исторический очерк боевого пути части)», автором которой был кандидат исторических наук майор Сергиенко Анатолий Михайлович. Это брошюра оказалась первой в ряду последующих работ по истории Авиации дальнего действия историка Сергиенко».

Когда я знакомился с этим трудом, то обратил внимание, что номера частей, входивших в состав 19-го АК (именно так значился 8 АК во время Советско-Японской войны 1945 года), были искажены. Например, 55-я АД значилась как 53-я, 303 АП был почему-то под № 30, а 444 АП — под №44. Мне показалось, что это случилось по недоразумению и в спешке, когда набирался в типографии текст. Однако мои предположения оказались беспочвенными, так как автор рассказал, что некоторые полки были действующими, и какое-либо упоминание их в «суете» могло быть наказуемо. Поэтому и были преднамеренно сделаны данные «опечатки».

К тому же я заметил, что записи в архивной тетради Сергиенко по поводу событий августа-сентября 1945 года на Дальнем Востоке как бы разделены на две части: вторая из них легла в основу содержания работы «Мужество, рожденное в боях (Краткий исторический очерк боевого пути части)», а первая использована только частично. Видимо, из-за ограниченностей во времени исполнения и отведенного объема очерка. Историк все оставил «на потом». Тогда у него вся жизнь была впереди!

Здесь будут приведены записи из архивной тетради историка, касающихся именно первой части.  Отдадим Анатолию Михайловичу должное - в Подольском архиве он провел полных три года, как-то на досуге подсчитав затраченное там время … И архивную «атрибутику» оставлю такой, какой тогда была. 

Вникая в содержание этих записей и сопоставляя известные мне факты, неожиданно складывается картина из ассоциаций: как будто игралась некая «шахматная блиц-партия». И гамбит был в дебюте. И ощущение такое, что кто-то играл сам с собой, и фигуры со стороны противника расставлял под свой замысел, право на то имея. А потом случается «зевок», характерный для «шахмат»: то ли сделанный преднамеренно в угоду замыслов фигуры двигающего, то ли от пресловутого человеческого фактора… только не со стороны игрока, а самих фигур, ибо, как и он, они людьми изначально были…  И в том и другом случае - все на руку «играющему»! И даже это частное «поражение», что целью как будто выступало, но на фоне общего успеха!  А вот, преднамеренно ли все это, или так уж получилось?
 
А скоротечность Советско-японской войны августа 1945 года оказалась лишь фоном в интриге, кровавой и жестокой - на войне, как на войне. Все по канонам жанра: одним отводилась роль слыть актерами, а другим - просто фигурами, которыми играли…на живую и по-правдашнему… а кукловод, как всегда желал быть в стороне, но с плодами от содеянного… И лишь с течением времени, все завуалированное от глаз людских и позабытое со сменой поколений, через череду случайных ассоциаций не в меру любопытствующего, что-то да проявилось… не полно и в обрывках из прошлых жизней, следы которых отпечатались в бумагах и пылятся ныне в архивах…

Начнем, однако:

«Государственный комитет обороны 6 декабря 1944 года сформировал 19 бомбардировочный авиационный корпус. Приказам войскам Дальневосточного фронта заместитель командира 10 Воздушной Армии полковник Калинушкин допущен к исполнению обязанностей командира 19 БАК. Заместитель начальника штаба ВВС Дальневосточного фронта полковник Боровик поставлен начальником штаба.  [Арх. МО, Ф.19 БАК, Оп. 541966, Д.1]

11 декабря 1944 года на основании директивы Военного Совета Дальневосточного фронта в 19 БАК передана 53 ДБАД (командир полковник Абраменко, заместитель по политической части полковник Борисов, начальник штаба майор Волков) [стр.2].

303 авиаполк имел на тот момент боевых самолётов - 29 Дб-3, учебных 2 - По-2, экипажей -29, из них способных летать ночью - 2;

444 авиаполк имел боевых самолетов - 28 Дб-3, и два учебных По-2, экипажей - 28, из них готовых летать ночью - 20. [стр.2].

11 января 1945 года во исполнение директивы Военного Совета Дальневосточного фронта командующий 9 Воздушной Армии генерал-майор авиации Виноградов передал в подчинение [стр.2] командиру 19 БАК 33 ДБАД (командир подполковник Коробейников, замкомандира по политчасти подполковник Трескунов, начальник штаба подполковник Трофимов).

10 авиаполк имел к тому моменту боевых самолетов - 31 Дб-3, учебных - 2 По-2 и - 1 Ут-2; экипажей - 29, из них способных летать ночью - 25;

290 авиаполк имел боевых самолетов - 29 Дб-3, экипажей - 29, в том числе готовых летать ночью - 25.

27 ноября 1944 года была расформирована 82 АД.  442 и 443 авиаполки перешли в подчинение командиру 19 БАК. [стр.3]

А в декабре 1944 года в 442 авиаполку проведены теоретические занятия, на которых читались лекции на темы:

Железнодорожные сети Сахалина;
Организация и вооружение наземных войск Японии;
Укрепрайоны сахалинского направления;
Взаимодействие авиации с наземными войсками при разрыве сильно укрепленных оборонительных рубежей;
действия авиаэскадрильи по железнодорожным узлам с целью срыва перевозок;
Боевые походные порядки наземных войск японской армии;
Железнодорожная сеть Маньчжурии. [Арх.МО, Ф. 19 БАК, Оп.20289 сс, Д.11, стр. 44]

В подтверждение выше сказанного 16 декабря 1944 года приказом Военного Совета Дальневосточного Фронта № 01067 заместитель командующего 10 Воздушной Армии полковник Калинушкин допущен к исполнению обязанностей командира 19 авиакорпуса, а заместитель начальника штаба Дальневосточного фронта полковник Боровик назначен начальником штаба авиакорпуса. [Арх. МО, Ф. 19 БАК, Оп. 541966, Д.1 (Исторический формуляр корпуса)].

18 декабря 1944 года в соответствии с планом формирования авиакорпуса, утверждённого командующим ВВС Дальневосточного фронта от 26 ноября 1944 года, сформировалось управление 19 авиакорпуса. Дислокация - город Хабаровск (аэродром Кокшаровка). [Арх. МО, Ф.19 БАК, Оп. 541966, Д.1, стр. 3]

21 января 1945 года в соответствии с постановлением ГКО прибыл на должность командира 19 авиакорпуса Гвардии генерал-лейтенант Волков, с ним комиссия 18 Воздушной Армии под председательством подполковника Лебединского для приема летных частей в состав 18 Воздушной Армии. Передача состоялась 30 января 1945 года [стр.3] в составе двух авиадивизий и шести авиаполков.

Приказом командира 19 авиакорпуса от 1 февраля 1945 года 442 авиаполк (аэродром Бирма) вошёл в состав 33 авиадивизии. 443 авиаполк (аэродром Ново-Киевский узел) вошёл в состав 53 авиадивизии.

Во исполнение директивы заместителя начальника генерального штаба Красной армии от 5 февраля 1945 года 53 авиадивизии присвоен новый номер -  № 55 АД.

Директивой генштаба № 10/13576 от 3.2.1945 г. 27 февраля 1945 года управление 8 АСК обращено на укомплектование управления 19 БАК с преданием 18 батальона связи. [стр.4].

Управление 19 БАК сформировано в составе:

Начальник штаба гв. полковник Турчин;
Зам начальника штаба подполковник Ушаков;
Главный штурман корпуса гв. полковник Липовка;
Главный инженер корпуса инженер полковник Андреевский;
Начальник отдела кадров подполковник Корягин.

Управление и батальон связи прибыли из города Лида в Комсомольск 26 февраля 1945 года. [стр.4].

9 марта 1945 года состоялось партийное собрание управления 19 авиакорпуса. Повестка дня: отчёт секретаря парторганизации 8 авиакорпуса. Доклад заместителя секретаря тов.  Андриевского за период сентября 1943 года по январь 1945 года. Выступил Турчин: «Парторганизация обеспечила боевую работу хорошо. Считаю, что парторганизация обеспечит боевую работу и частей 19 корпуса. Нам определены конкретные сроки обучения частей. Нам необходимо сохранить стиль и перенести опыт боевой работы на эти части. Надо научить части повернуть все имеющиеся возможности и силы на боевую работу и сделать их боеспособными. Основная задача коммунистов - передать боевой опыт частям. Мы сюда прибыли подготовить части к войне и этим надо заниматься».

В период с март по июль 1945 года полностью произведено перевооружение летных частей авиакорпуса самолетов Дб-3 на самолёты Ил-4.  За это время переученны и введены в строй 194 экипажей, подготовленных летать днем, из них, подготовленных летать ночью - 142 экипажа.

Несмотря на перебои с горючим, сложными метеоусловиями корпус за период март- июль имел 7366 часов общего налета, из них 1920 часов под колпаком и вслепую, и 639 часов в ночных условиях. [стр.15].

В этот период в 19 авиакорпусе числились 2097 коммунистов и 1165 комсомольцев.

В мае 1945 года 55 БАД за результаты летной переподготовки и обучения получила общую оценку «отлично», а 33 БАД - оценку «хорошо».

В мае месяце личный состав авиакорпуса подписался на заем на сумму 1868100 руб., что составило к месячному окладу 128,10 %.

В августе месяце в связи со вступлением Советского Союза в войну с Японией прошли многочисленные митинги в частях 19 БАК.  В партийные организации поступило 180 заявлений о принятии в ряды ВКП/б/. Принято 96 человек кандидатами и 80 человек в члены партии.

Боевой состав частей 33 авиадивизии на 28 июля 1945 года: 10 авиаполк имел 26 самолетов Ил-4 и Дб-3 - 24; 290 авиаполк – 25 Ил-4 и 1 Дб-3; 442 авиаполк - 22 Ил-4 и 3 Дб-3; всего по 33 дивизии 73 Ил-4 и 28 Дб-3. [Арх. МО, Ф 19 БАК, Оп.20289, Д.2, стр.349]

Боевой состав частей 55 авиадивизии на 28 июля 1945 года: 303 авиаполк имел 23 Ил-4 и 1 Дб-3; 443 авиаполк - 23 Ил-4; 444 авиаполк – 29 Ил-4. Всего по дивизии – 75 Ил-4 и 1 Дб-3 [стр. 352].

Приказ от 20 февраля 1945 года. На основании указа командующего 18 Воздушной Армии 444 авиаполк перевооружается на самолёт Ил-4. Принять их с завода № 126 - 32 ед. Моему заместителю по инженерно-авиационной службе инженер-полковнику Андреевскому организовать при заводе № 126 сборы летно-технического состава 444 авиаполка по изучению самолётом Ил-4 по особой программе. [Арх. МО, Ф. 19 БАК, Оп. 201012 с, Д.6, стр.13]

Приказ командира 19 авиакорпуса от 25 апреля 1945 года, г. Комсомольск.
За овладение в совершенстве ночными полетами главному штурману 19 авиакорпуса гв. полковнику Липовка Л.Ф. и заместителю главного штурмана по радионавигации майору Миневич Г.И. выплатить 10% надбавку к основному окладу денежного содержания. [Арх. МО, Ф. 19 БАК, Оп. 201012 с, Д.1, стр.29]

Приказ № 027 от 27 апреля 1945 года, г. Комсомольск.
Во исполнение приказа командующего Дальневосточным Фронтом от 20 апреля 1945 года № 0015 в целях усиления боевой готовности частей с 1 мая 1945 года общий выходной день - воскресенье - отменить.

Установить очередность выходных дней между авиагарнизонами из расчета 4 дня в месяц.

В штабах авиадивизии установить очередность выходных дней между офицерами штаба с таким расчётом, чтобы было полное обеспечение непрерывного управления частями. [стр. 40]

Как проходила военная кампания на Дальнем Востоке читатель уже знает, приведу лишь несколько дополнений из архивной тетради историка.

Боевой приказ № 01 по 19 авиакорпусу от 4 августа 1945 года.

Противник на линии государственной границы занял оборону частями Маньчжурской армии. Свои основные силы отвёл на рубеж – Мулинхэ, Муданьцзян.

Оперативный резерв сосредоточил в районах: Лишунжень, Муданьцзян, ,Ванцин.

19 авиакорпус дневными и ночными боевыми действиями разрушает долговременные сооружения Волынского укрепрайона.

Командирам 33 и 55 авиадивизии с рассветом 7 августа 1945 года быть готовыми боевым действиям. Боевая зарядка 20% ФАБ-500, 50% - ФАБ-205, 30% - ФАБ-100.

Боевой порядок -  дивизия в кильваторной колонне полков, полк -  в колонне девяток, девятки в строю звеньев. Дистанция между девятками 200 - 300 м. между полками 500 -600 м, высота 2300-2500м.

Удар корпуса прикрывает 250 истребительная авиадивизия, место встречи с истребителями - аэродром Галенки.

Передний край наших войск будет обозначен днём и ночью ракетами белого и зелёного цвета. Кроме того ночью на линии переднего края наших войск электрофары, обращенные на восток на расстоянии 500 м одна от другой – «здесь свои войска». Танки и САУ имеют белую полосу по длине танка от носа до кормы через башню, шириной 50 см, автомашины имеют белую полосу на кабине. [Стр. 14].

На основе этого командир 55 авиадивизии издает свой приказ: Я - в голове колонны авиадивизии, мой заместитель воздухе -  командир 444 они полка майор Смелов и его заместитель майор Тетёркин, на земле — начальник штаба подполковник Маслов.

Командный пункт командира корпуса – Ново – Сысоевка.

Боевой приказ № 02

1/ боевой приказ № 01 отменить.
2/ на 9 августа 1945 года 19 авиакорпус наносит массированный удар по административным центрам Маньчжурия Харбин и Чанчунь.

33 авиадивизия 50 экипажами в период 02:33 – 02:50 наносит бомбардировочный удар по Харбину, точка прицеливания - центр города, высота 3700- 3900 м.

55 дивизия 50 экипажами в период 02:30 – 02:50 наносит бомбардировочный удар по Чанчуню, точки прицеливания центры города, высота 3 900 – 4100 м.
55 и 33 авиадивизии дневными экипажами в перевод 07:30 -07:35 бомбардирует долговременные сооружения Хутоусского укрепрайона.

Удар авиакорпуса прикрыть истребителями 25 истребительной авиадивизии, встреча с истребителями - Орехово на высоте 3000 м.

Командовать эшелоном дневных бомбардировщиков возлагается на командира 55 авиадивизии полковника Абраменко [стр. 28].

Приказ командира 55-й Дивизии № 02

303 авиаполк в эшелоне обеспечения АД: 3 экипажа - группа наведения, старшей группы Капитан Воробьёв. Отыскать цель, осветить и зажечь её в 02:28. 7 экипажей - группа осветителей, старший группы командир АЭ Тананеев, осветить цель в период 02 :28 -  2:50. 8 экипажами бомбардировать цель в период 0 2:30 - 02:33. В 02:51 лейтенанту Борщевскому сфотографировать результат бомбардировки.

443 авиаполку бомбардировать цель в период 02:33 - 02:41 в составе 17 экипажей.

444 авиаполку бомбардировать цель в период 02:41- 02:50 в составе 15 экипажей.
Командир бомбардировочного эшелона майор Нойкин, он же контролер. Его заместители майор Смелов и майор Белоусов. [Стр.30].

Боевое донесение № 01 от 9 августа 1945 года.

В ночь с 8 на 9 августа 1945 года части 55 авиадивизии произвели 29 самолётов вылетов на бомбардировку города Чанчунь. Задание выполнили 15 экипажей. По запасной цели – 3 экипажа. Не выполнили задание 8 экипажей из-за метеоусловий. Общий налет 103 часа 45 минут.

Не вернулись задание 3 экипажа.

15 экипажей в период 3:30 - 4:00 с высоты 3900 – 4100 м бомбардировали основную цель. Сброшено 14800 кг бомб. На запасную цель 3 тонны.

При подходе к цели экипажи наблюдали: город Чанчунь не был затемненным, после первой серии бомб стали гасить свет.

К центру города три пожара, горели постройки. Отмечен взрыв большой силы, с пожаром белого пламени.

Цель Чанчунь прикрывалась тремя батареями ЗА и МЗА. Патрулировали истребители.
При отходе от цели работали прожектора. Огонь зенитной артиллерии малоэффективный. Экипаж Нойкина подвергся атаке двух истребителей без результата.

Не вернулись: 444 авиаполк  - лейтенант Предкин (штурман Корытник) сел у Ольга и вернулся; 303 авиаполк – лейтенанты Орехов и Инкин; командир Белоусов и предположительно  сел на вынужденную в районе Воздвиженки.

При взлете в 303 авиаполку потерпел катастрофу лейтенант Шилик, штурман мл. лейтенант Корнев, радист сержант Билизяк, стрелок сержант Птичкин. Погиб из них один штурман Корнев, самолет сгорел.

443 авиаполк, катастрофа старшего лейтенанта Могилевского, штурман Соколов, радист Чалов, стрелок Маханов, самолет сгорел, летчик и штурман погибли, при взлёте уклонились вправо, колёсами попали в канаву.

444 авиаполк, катастрофа мл. лейтенанта Царегородцева, штурман Князев, радист Ямайкер, стрелок Бояркин.  Экипаж погиб, самолет сгорел. [стр. 138]

Приведу список безвозвратных потерь, случившихся в результате катастроф на взлете, а остальной список боевых потерь будет размещен в следующей части данной главы:
*****

Артемьев Сергей Викторович, 1918 г.р., 442 БАП 33 БАД 19 БАК, командир звена, лейтенант, 09.08.1945 г. погиб при катастрофе самолета Ил-4, похоронен северная окраина с. Каменка, Чугуевский р-н, Приморский край. [ЦАМО, Ф. 33, Оп. 11458, Д. 880]

Богданов Петр Иосифович, 1919 г.р., 442 БАП 33 БАД 19 БАК, штурман звена, мл. лейтенант 09.08.1945 г. погиб при катастрофе самолета Ил-4, похоронен северная окраина с. Каменка, Чугуевский р-н, Приморский край. [ЦАМО, Ф. 33, Оп. 11458, Д. 880]

Могилевский Иван Степанович, 1912 г.р., 443 БАП 55 БАД 19 БАК, командир АЭ, ст. лейтенант, 9.8.45 г. погиб в катастрофе самолета Ил-4 при взлете на боевое задание, похоронен с. Варфоломеевка, Яковлевский, р-н Приморский край. [ЦАМО, Ф. 33, Оп. 11458, Д. 880]

Соколов Данил Петрович, 1913 г.р., 443 БАП 55 БАД 19 БАК, штурман АЭ, ст. лейтенант, 9.8.45 г. погиб в катастрофе самолета Ил-4 при взлете на боевое задание, похоронен с. Варфоломеевка, Яковлевский, р-н Приморский край. [ЦАМО, Ф. 33, Оп. 11458, Д. 880]

Корнев Владимир Васильевич, 1919 г.р., 303 БАП 55 БАД 19 БАК, штурман, мл. лейтенант, 9.8.45 г. погиб в катастрофе самолета Ил-4 при взлете на боевое задание, похоронен с. Ново-Сысоевка, Яковлевский р-н, Приморский край. [ЦАМО, Ф. 33, Оп. 11458, Д. 880]

Царегородцев Анатолий Тимофеевич, 1922 г.р., 444 БАП 55 БАД 19 БАК, командир звена, лейтенант, 9.8.45 г. погиб в катастрофе самолета Ил-4 при взлете на боевое задание, похоронен с. Варфоломеевка Яковлевский р-н, Приморский край. [ЦАМО, Ф. 33, Оп. 11458, Д. 880].

Князев Василий Тимофеевич, 1919 г.р., 444 БАП 55 БАД 19 БАК, штурман звена, ст. лейтенант, 9.8.45 г. погиб в катастрофе самолета Ил-4 при взлете на боевое задание, похоронен с. Варфоломеевка Яковлевский р-н, Приморский край. [ЦАМО, Ф. 33, Оп. 11458, Д. 880].

Ямайкер Олег Максимович, 1915 г.р, 444 БАП 55 БАД 19 БАК, воздушный стрелок-радист, сержант, 9.8.45 г. погиб в катастрофе самолета Ил-4 при взлете на боевое задание, похоронен с. Варфоломеевка Яковлевский р-н, Уссурийская обл. [ЦАМО, Ф. 58, Оп. 18003, Д. 1274].

Бояркин Михаил Павлович, 1918 г.р., 444 БАП 55 БАД 19 БАК, воздушный стрелок, ст. сержант, 9.8.45 г. погиб в катастрофе самолета Ил-4 при взлете на боевое задание, похоронен с. Варфоломеевка Яковлевский р-н, Уссурийская обл. [ЦАМО, Ф. 58, Оп. 18003, Д. 1274].
------------------------

Донесение 19 БАК: 10 августа 1945 года части 55 авиадивизии произвели 16 самолётов вылетов на бомбардировку Хутоусского укрепрайона, сброшено 14800 кг бомб, бомбардировали с 2-х заходов, наблюдались 4 очага пожара [Стр. 159].

Донесение 303 авиаполка. В 10:02 10 августа в составе 9 экипажей в боевом порядке бомбардировали долговременные сооружения Хутоусского укрепрайона. Задача выполнена, штурман старший лейтенант Панченко имеет прямое попадание ФАБ-250 в складское помещение и два прямых попадания в другие здания. 9 прямых попаданий в большие здания, две бомбы упали в расположении пехоты и артпозиций, серия из 100 кг бомб расположилась по окопам и траншеям. Командир 303 авиаполка Репкин [стр. 160].

Донесение из 444 авиаполка. В период 10:05 10 августа 1945 года в строю 7 экипажей действовали по юго-восточной окраине южного городка укрепрайона Хутоу. Сброшенного 49 бомб с высоты 3300 м. В юго-восточной стороне южного городка отмечен большой взрыв и по всей площади разрывы. При уходе - редкие разрывы снарядов. При выходе на цель наблюдали со стороны гор приближение 4 истребителей, атаки не производили [стр. 161].

Донесение из 303 авиаполка.  Этипаж в составе командира звена лейтенанта Борщевского, штурмана лейтенанта Балакина, радиста сержанта Алексеева, воздушного стрелка младшего сержанта Тырышкина 11 августа возвратились в полк.

В ночь на 10 августа 45 г. экипаж бомбил и фотографировал результат бомбардировки на цели г. Чанчунь с высоты 3500 м и фотографирование с 3000 м. Бомбы сброшены в северной части города. Экипаж наблюдал два взрыва, большой пожар в юго-западной части города. Над целью был обстрелян одним зенитным орудием среднего калибра. Атакован ночным истребителям противника. Атаку производил снизу спереди с включенной фарой. После открытия огня стрелками истребитель исчез. В районе Муданьцзян обрезало моторы по причине израсходования горючего второй группы. Переключился на первую, на которой летел до Мензовки, где вторично обрезали моторы. Включил резервные. Ни один запасной аэродром не работал. Район вокруг Мензовки затянут туманом. Горючее израсходовал полностью и произвел вынужденную посадку на фюзеляж в 5 км юго-восточнее Мензовки на пшеничное поле. Экипаж здоров, у самолёта помяты винты. Младший сержант Тырышкин остался караулить самолёт [стр. 162].

Командиру 19 авиакорпуса. Днем 15 августа 1945 года части 55 авиаивизии одним вылетом произвели 58 самолётовылетов на бомбардировку южно-маньчжурского узла сопротивления.

444 авиаполк - 18 экипажей -  сброшено 15500 кг бомб;
303 авиапарк - 22 экипажа - сброшены 22250 кг бомб;
443 авиаполк - 16 экипажей - сброшено 15600 кг бомб;
Управление 2 экипажа -  сброшено 2000 кг бомб.  Итого сброшено 55350 кг бомб.

Бомбометание производилось в период времени 17:31- 18:06 с высоты 1000-1200 м. Наша артиллерия указывала цели стрельбой. Цель накрыло сплошным дымом и пылью. В центре отмечалось два больших взрыва, перешедшие в пожары в районе военного городка. Дым чёрного цвета поднимался до 1000-1200м. Противодействия со стороны противника не было [стр. 164].

Донесение в 19 авиакорпус. Днем 16 августа1945 г.  55 авиадивизия одним вылетом произвела 54 самолётовылетов на бомбардировку города Маданьцзян.

444 авиаполк - 18 экипажей - сброшено 17170 кг бомб;
443 авиаполк - 17 экипажей - сброшено 15280 кг бомб;
303 авиаполк - 18 экипажей - сброшено 20080 кг бомб. Итого 52530 кг бомб.

Бомбометание производилось с высоты 1700 – 2300 м. Цель закрыта дымом. Наблюдались трассы очередей зенитных пулеметов. Контролеры: подполковник Сластенов, майор Нойкин, майор Коростина. Серии бомб расположились в центре цели и северо-западной части города. Отмечено 6 взрывов в районе цели и до 25 очагов пожара. Дым поднимался на высоту 1000-1300 м.

При подходе первых 2 девяток Воробьёва и Беседина зенитная артиллерия вела активный огонь, располагаясь у моста через реку Муданьцзян и на южной окраине города, истребителей противника не было [стр. 170].

Донесение 303 авиаполка. На станции Муданьцзян отмечено до 20 -30 цистерн. Отмечено прямое попадание ФАБ-250 экипажа командира звена Бойко, штурман лейтенант Дёмин, в складское здание. Первые залпы снарядов ЗА разорвались на высоте 3 000 – 4200 м. При втором и последующих заходах они рвались на высоте 1800-2000 м [страница 171].

Донесение 443 авиаполка. 16 экипажей в период 11:40 - 11:45 с высоты 1600 - 1800 м бомбардировали основную цель центры города Муданьцзян, наблюдалось 30 очагов пожара, два крупных очага пожара в южно-восточной части железнодорожного узла (Экипаж командира корабля Коростелёва), крупный пожар в центральной части города (экипаж командира корабля Дмитриева) [страница 173].

Донесение в 19 авиакорпус. Во второй половине дня 16 августа 1945 г. части 55 авиадивизии одним вылетом произвели 25 самолётовылетов.
303 авиаполк - 9 экипажей -  сброшено 1025 кг бомб;
443 авиаполк - 9 экипажей сброшено 9450 кг бомб.

В период 18:56 - 18:59 с высоты 2000-3000 М бомбардировали город Саньсин, наблюдали 5 пожаров [стр. 177].

К донесениям из 303 авиаполка.  16 августа 1945 года в составе 15 экипажей бомбардировали скопление мотомехчастей и барж на пристани Саньсин. По основным целям задействовано девять самолётов.

Отчет по боевой работе 303 авиаполка за период с 8 августа по 20 августа 1945 года, Ново - Сысоевка. 16 августа в составе 18 экипажей бомбардировал свои войска в городе Мулин (поставлена была задача бомбардировать город Муданьцзян) в следствии халатно-преступного отношения ведущих девяток к ведению деятельной ориентировки. Произведено 100 самолётовылетов, из них 52 успешных и 48 невыполненных.

4 экипажа не вернулись с боевого задания. За время боевых действий было 4 дня и 2 летные ночи. Нелётных по погоде составило 4 дня и пять ночей. Попадание бомб в не цели экипажами не отмечено. Два лётчика и два штурмана репрессированы. Бывший командир полка и штурман полка сняты с занимаемых должностей [стр. 189]

Итоги боевой работы 443 авиаполка. Было совершено 63 самолетовылетов, из них днем 44 и ночью 19.  Боевые потери полк не имеет, небоевых -1 [страница 205].

За образцовое выполнение заданий командования в боях против японских войск на Дальнем Востоке при форсировании реки Уссури, прорыве Хутоуского, Мишаньского, Пограничного укрепрайонов, и овладение городами Мишань, Гирин, Янцзы, Харбин и проявленное при этом доблесть и мужество 33 бомбардировочная авиадивизия награждена орденом Красного Знамени по указу Президиума ВС СССР от 19 сентября 1945 года [стр.21].

По окончанию боевых действий и по результатам участия 19 БАК в разгроме Квантунской армии японцев многие из личного состава были награждены боевыми орденами и медалями: орденом «Красного Знамени» - 4 человека; орденом «Отечественной войны 1 степени» - 26 человек; орденом «Отечественной войны 2 степени» - 46 человек; орденом «Красной Звезды» - 157 человек; медалью «За отвагу» - 146 человек; медалью «За боевые заслуги» - 734 человека. В том числе орден «Красного Знамени» получил командир 303 авиадивизии полковник Коробейников; командир 10 авиаполка подполковник Щербаков; командир 290 авиаполка майор Дудченко; замкомандира 55 авиадивизии майор Нойкин. [стр.23].

20 августа 1945 года командир 19 авиакорпуса Волков снят с должности за слабую выучку летного состава и неудовлетворительную организацию боевой работы.

20 августа 1945 года командир 55 авиадивизии полковник Абраменко за слабую организацию боевой работы и неудовлетворительный контроль за подготовкой экипажей снят с занимаемой должности с понижением. Его зам полковник Борисов так же снят.

20 августа 1945 года майор Нойкин вступил на временное исполнение обязанностей командира 55 авиадивизии. Заместителем по политчасти назначен подполковник Бочаров. [Арх. МО, Ф. 19 БАК, Оп. 541966, Д.1 (Исторический формуляр корпуса)].

9 сентября 1945 года генерал-майор авиации Виноградов вступил в исполнение обязанностей командира 19 авиакорпуса.

Это были основные и существенные записи из архивной тетради историка Сергиенко.

Будет уместным ознакомить читателя с наградными документами на ряд персоналий, сыгравших ведущие роли в становлении 19 БАК «на ноги». Из них явствует, что эти славные люди были большими спецами своего дело, а профессионализм свой пестовали в рядах АДД и вершили свои дела на совесть. Некоторые из них начинали приобретать боевой опыт еще при событиях на Хасане.  Иначе, не ставили бы их на ключевые посты в таком важном деле, как формирование авиакорпуса под эгидой Авиации Дальнего Действия. Это было на всех структурных уровнях: от кадровой до штурманской службы.

И так:

Липовка Лаврентий Федорович, 06.08.1909, г.р., гвардии полковник, главный штурман 8 авиационного Смоленского корпуса Дальнего Действия, участник войны против белофиннов 1939-41 года, в Отечественной войне с июля 1941 года.

15.01.1940 Медаль «За боевые заслуги»
07.04.1940 Орден Ленина
22.10.1941 Орден Красного Знамени
20.02.1942 Орден Красного Знамени
22.12.1942 Медаль «За оборону Ленинграда»
22.12.1942 Медаль «За оборону Сталинграда»
31.12.1942 Орден Отечественной войны I степени
01.05.1944 Медаль «За оборону Москвы»

20.09.1944 Орден Александра Невского

Из наградного листа: «В действующей Красной Армии с июня месяца 1941 года. В занимаемой должности с августа 1943 года. Работой подчиненных частей руководит хорошо. Провел большую работу по повышению эффективности бомбометания и свел до минимума блуждание самолётов. Для этого им были организованы, кроме занятий по мере поступления молодого штурманского состава, дополнительные занятия по личной инициативе с программой «Практическое применение радиомаяка и работа с наземными пеленгаторами» Кроме того им организованы занятия со штурманским составом по теории бомбометания, 50% из них проверены в воздухе практически. Благодаря постоянному руководству работой над штурманским делом подчинённых молодых штурманских кадров, боевая работа корпуса имеет максимальную эффективность бомбометания и весьма незначительное наличии блужданий самолетов.
За период в 1943-44 годов введено в строй 66 молодых штурманов. Сам товарищ Липовка штурманскому делу подготовлен отлично. Отлично знает материальную часть стрелкового и бомбардировочного вооружения, хорошо знает радионавигационное оборудование и умеет им пользоваться в сложных метеоусловиях при полете на дальние цели.

Товарищ Липовка постоянно бывает в частях, изучает и хорошо знает подчиненный личный состав. Личным показом и участием в боевых полетах воспитывает их. Товарищ Липовка имеет общей боевой налет 1030 часов, 170 боевых вылетов, из них 96 боевых вылетов ночью. После последнего награждения совершил 43 боевых вылета ночью. Боевые вылеты производил на бомбардировку военных и промышленных объектов противника, на собственную территорию противника 6 боевых вылетов...  На города, находящиеся на территории СССР, оккупированной противником - 23 боевых вылетов... По переднему краю обороны противника - 14 боевых вылетов. Все совершенные боевые вылеты производил в качестве контролёра с бомбардированием. Задание выполнил успешно.

Товарищ Липовка в своих действиях решителен, смел, выдержан. К решению боевых заданий относятся серьёзно, исполняет их обдуманно и наверняка. Дисциплинирован, морально устойчив. Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан».

03.11.1944 Орден Красной Звезды
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
06.11.1947 Орден Красного Знамени
31.07.1948 Орден Красной Звезды
20.04.1953 Орден Ленина

Лаврентий Федорович, будучи главным штурманом 19 БАК, даже не удостоился медали «За победу над Японией»…
------------------------------

Миневич Григорий Исаакович, майор, заместитель главного штурмана авиакорпуса по радионавигации 19 бомбардировочного авиакорпуса, 1912 года рождения.

22.10.1941 Орден Красной Звезды
22.12.1942 Медаль «За оборону Сталинграда»
22.12.1942 Медаль «За оборону Ленинграда»
31.12.1942 Орден Отечественной войны II степени
19.11.1943 Орден Красного Знамени
01.05.1944 Медаль «За оборону Москвы»
03.11.1944 Медаль «За боевые заслуги»
05.12.1944 Медаль «За оборону Советского Заполярья»
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
30.09.1945 Орден Отечественной войны II степени, приказ подразделения ВС 9 ВА №: 183 от 30.09.1945 г.

В период Отечественной войны 12 июля 1941 года по 25 января 1945 года произвел 129 боевых вылетов, из них 14 вылетов днём и 115 ночью, главным образом летал в качестве визуального контролера, все задания выполнил успешно... Участник обороны Москвы, Ленинграда, Сталинграда и Советского Заполярья, во всех боевых вылетах проявлял доблесть и мужество.

На Дальний Восток прибыл вместе с управлением 19 авиакорпуса 24 февраля 1945 года. За всё это время в частях корпуса проделал большую работу по обучению штурманского состава радионавигации, как теоретически, так и практически. По практическому освоению радионавигации в воздухе со штурманским составом с 15 марта 1945 года по 5 августа 1945 года на самолёте Си-47 совершил 108 полетов и оттренировал 189 штурманов. Кроме этого 102 штурмана проверил на Си-47 по детальной ориентировке.

Участник войны с японскими захватчиками с 9 августа 1945 года, находился на передовой линии фронта в районе Дуненского укрепрайона во время его бомбардирования частями корпуса в качестве представителя авиации с наземными войсками. Задание выполнено хорошо. Проверил на месте результаты бомбардирования частями корпуса ночью по городу Харбин. Тов. Миневич в совершенстве владеет самолетовождением в любых условиях дня и ночи, отличный радионавигатор, хороший бомбардир.

За успешное выполнение заданий командования в войне с Японией тов. Миневич достоин правительственной награды орденом Отечественной войны I степени. Награжден орденом Отечественной войны II степени.

24.06.1948 Орден Красной Звезды
21.08.1953 Орден Красного Знамени
22.02.1955 Орден Красного Знамени

----------------------------------------

Новиков Степан Григорьевич, зам главного штурмана 19 бомбардировочного авиационного корпуса по бомбометанию, 1909 года рождения, участник боёв в районе озера Хасан в 1938 года. В войне с Японией с 9 августа по 3 сентября 1945 года.

03.11.1944 Медаль «За боевые заслуги»
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

03.09.1945 Орден Отечественной войны II степени, приказ подразделения ВС 9 ВА №: 183 от 30.09.1945 г.

Из наградного листа: «Пользуется заслуженным авторитетом у своего подчинённого состава и товарищей. Дисциплинирован, требователен к себе и подчиненным. В воздухе спокоен, летать любит, проявляет смелость и находчивость. В своих действиях решителен. В сложных метеоусловиях принимает правильные решения.

По защите дальневосточных границ работает в течение 8 лет с октября 1937 года, за всё это время характеризуется положительно. С августа 1944 года по апрель 1945 года работал старшим штурманом 82 авиадивизии, по должности имеет хорошие характеристики. С апреля 1945 года по 18 августа 45 года работал заместителем главного штурмана 19 авиакорпуса то бомбометанию. С обязанностями справлялся хорошо. С 18 августа 45 года работает штурманом 55 авиадивизии, где проявляет исключительно добросовестное отношение к своим обязанностям. По специальности, как штурман, подготовлен хорошо. летает в сложных метеоусловиях дня и ночи на полный радиус самолета Ил 4.

Участник боёв в районе озера Хасан в 1938 года в должности штурмана эскадрильи 57 СБАП, где совершил один боевой вылет ведущим девятке по скоплению живой силы и техники противника, задание выполнял отлично. В Отечественную войну будучи на боевой стажировке в 18 гв. ап ДД в период с 15 января по 28 февраля 44 года совершил 3 боевых вылета ночью с боевым налетом 8 часов 30 минут на Псков и Наров, во всех вылетах задания выполнил успешно.

Участник войны с японскими захватчиками с 9 августа по 3 сентября 45 года в должности зам главного штурмана по бомбометанию. В этой должности много сделал по поверке и подготовке летного состава 33 авиадивизии к боевым вылетам. Будучи замом главного штурмана авиакорпуса обучил на самолете Си-47 82 штурмана практическому освоению радионавигации в воздухе, налетав при этом 150 часов с общей оценкой хорошо.

За успешное выполнение боевых заданий командования достоин награждения орденом Отечественной войны II степени».

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
06.05.1946 Орден Красной Звезды
17.05.1951 Орден Красного Знамени
30.12.1956 Орден Ленина
------------------------

Андреевский Борис Иванович, инженер полковник, главный инженер заместитель командира по инженерно-авиационной службе 19 бомбардировочного авиационного корпуса в 1903 года рождения, участник финской компании в 1940 году в Отечественной войне с июня 1941 года, по февраль 1945 года, в войне с Японией с 9 августа 1945 года.

05.05.1940 Медаль «За боевые заслуги»
20.06.1942 Орден Красной Звезды
22.12.1942 Медаль «За оборону Ленинграда»
01.05.1944 Медаль «За оборону Москвы»
19.08.1944 Орден Отечественной войны I степени
03.11.1944 Орден Красной Звезды
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

30.09.1945 Орден Красной Звезды, приказ подразделения ВС 1 Дальневосточного фронта
№: 189 от 30.09.1945

Из наградного листа: «За период март- июнь 1945 года авиакорпус перевооружился с Дб-3 на самолёт Ил-4 с М-88. Под руководством товарища Андриевского летно-технический состав освоил материальную часть и грамотно её эксплуатировал.

За период с 8 по 24 августа инженерно-техническим составом обеспечено 497 боевых самолётовылетов без всяких происшествий по вине инженерно-технического состава, матчать самолетов и моторов работала без отказа. За этот же период отремонтировано 54 самолёта, организовано 3 рабочих бригады по восстановлению самолетов и одна бригада по моторам. При полках организован полевой ремонт матчасти с хорошим качеством. Техническими командами поднято четыре самолета с вынужденных посадок.

За успешное выполнение заданий командования достоин награждение орденом Красной Звезды».

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
05.11.1946 Орден Красного Знамени
17.05.1951 Орден Ленина
-------------------------------

Унылов Михаил Фёдорович, инженер майор, заместитель главного инженера по электроспецоборудованию 19 бомбардировочного авиационного корпуса, 1907 года рождения.  Участник финской компании с 20 января 1940 года по 13 марта 1940 года. Отечественная война с 25 августа 41 года по январь 1945 года.

Медаль «За оборону Советского Заполярья»
22.12.1942 Медаль «За оборону Ленинграда»
01.05.1944 Медаль «За оборону Москвы»
20.05.1944 Орден Красной Звезды
03.11.1944 Орден Красной Звезды
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»

30.09.1945 Орден Красной Звезды, приказ подразделения ВС 1 Дальневосточного фронта
№ 189 от 30.09.1945

Из наградного листа: «Товарищ Унылов участвовал с 9 августа 1945 года по разгрому японских захватчиков, к своим обязанностям относится с полной ответственностью. Свои знания и боевой опыт Отечественной войны, умело передает подчинённому техническому составу. В практической работе правильно обучает тех состав, для обеспечения боевых вылетов. Техсостав спецслужбы достаточно подготовлен для обслуживания самолета Ил-4. Под его руководством организован в авиаполках ремонт приборов с хорошим качеством.

За хорошее выполнение задания командования по обеспечению боевых вылетов достоин правительственной награды орденом Красная звезда».

15.11.1950 Орден Красного Знамени
-------------------------------------

Шепталин Алексей Герасимович, инженер-полковник, заместитель главного инженера по эксплуатации самолетов и моторов 19 бомбардировочного авиационного корпуса, 1906 года рождения, в Отечественной войне с 25 июня 1942 года по 25 января 1945 года.

22.12.1942 Медаль «За оборону Ленинграда»
20.09.1944 Орден Отечественной войны II степени
03.11.1944 Орден Красной Звезды
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
03.09.1945 Медаль «За победу над Японией»

30.09.1945 Орден Красной Звезды, Приказ подразделения ВС 1 Дальневосточного фронта №: 189 от 30.09.1945

Из наградного листа: «Товарищ Шепталин с 9 августа 45 года участвовал в разгроме японских захватчиков в должности заместителя главного инженера по эксплуатации самолетов и моторов. За время боевых действий авиакорпуса сделано 597 боевых вылетов. За это время не было ни одного случая отказа в материальной части по вине летного и технического состава. Товарищ Шепталин повседневной работой организовывает грамотную эксплуатацию материальной части самолётов. Своей упорной и настойчивые работой добился хорошей подготовки материальной части к боевым вылетам. За отличное обеспечение и выполнение боевых заданий, командования на фронте борьбы с японскими захватчиками достоин правительственной награды ордена Красной звезды».

20.06.1949 Орден Красного Знамени
--------------------------

Юров Василий Васильевич, инженер-майор, заместитель главного инженера по ремонту самолетов и моторов 19 бомбардировочного авиационного корпуса, 1909 года рождения. Участник финской компании с 1 января 1940 года по 13 марта 1940 года и Отечественной войны 13 октября 1941 года по 25 января 1945 года.

Медаль «За оборону Советского Заполярья»
24.02.1942 Орден Красной Звезды
22.12.1942 Медаль «За оборону Ленинграда»
01.05.1944 Медаль «За оборону Москвы»
03.11.1944 Медаль «За боевые заслуги»
06.04.1945 Орден Отечественной войны II степени
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»

30.09.1945 Орден Красной Звезды, приказ подразделения ВС 1 Дальневосточного фронта №: 189 от 30.09.1945

Из наградного листа: «Товарищ Юров с 9 августа 1945 года участвовал в боевых действиях по разгрому японских захватчиков в должности заместителя главного инженера по ремонту авиакорпуса, с обязанностями справлялся хорошо. под его руководством хорошо организована ремонт самолетов и моторов. во время боевых действий, своим руководством, хорошо организовывал полевой ремонт самолетов. Правильное и грамотное руководство руководит подчинённым составом. КВН органы за время боевых действий два раза переболел провались они всегда срок были готовы,к к производству любого ремонта. лично полученным заданием относится добросовестно правильно мобилизует подчиненный ему состав

За отличное выполнение задания командования достоин правительственной награды Красной Звезды Орден Красной Звезды».

30.04.1947 Орден Красной Звезды
13.06.1952 Орден Красного Знамени
----------------------------------

Корягин Алексей Сергеевич, подполковник, начальник отдела кадров 19 бомбардировочного авиационного корпуса, 1906 года рождения. Участник Отечественной войны с 1 июля 1941 года по 1 февраля 1945 года и войне против японских захватчиков с 9 августа по 3 сентября 1945 года.

28.04.1943 Орден Красной Звезды
01.05.1944 Медаль «За оборону Кавказа»
03.11.1944 Медаль «За боевые заслуги»
05.12.1944 Медаль «За оборону Советского Заполярья»
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

30.09.1945 Орден Красной Звезды, приказ подразделения ВС 9 ВА № 183 от 30.09.1945

Из наградного листа: «Товарищ Корягин … работает в должности начальника отдела кадров авиадивизии и корпуса. Все служебные характеристики и аттестации положительные.

При формировании 19 авиакорпуса товарищ Корягин проделал большую работу по подбору и расстановке кадров на руководящие должности в дивизиях и полках. Проделана большая работа по наведению учета личного состава и заведению личных дел. Оформлено аттестацией на присвоение боевых военных званий офицерскому составу авиакорпуса на 231 человека, из них 129 человек уже получили очередные военные звания.

В период военных действий с японскими захватчиками по корпусу оформлено наградного материала на 937 человек, награждено 659 человек. Все документы оформляются культурно и грамотно. В работе энергичен, инициативен и усидчив. Авторитетом среди личного состава пользуется. Политически и морально устойчив. Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан.

За отличное выполнение заданий командования и четкую организацию работы отдела кадров авиакорпуса достоин награждение правительственной награды ордена «Красной звезды».

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
05.11.1946 Орден Красной Звезды
19.11.1951 Орден Красного Знамени
30.12.1956 Орден Ленина
----------------------------------------------

Лелейкин Иван Никифорович, капитан, командир 18 отдельного батальона связи и радионавигационное обеспечение 19 бомбардировочного авиационного корпуса , 1915 года рождения, участника Отечественной войны с июля 1941 года по февраль 1945 года, участник войны с японскими захватчиками с 9 августа 1945 года.

06.03.1943 Медаль «За боевые заслуги»
01.05.1944 Медаль «За оборону Москвы»
20.09.1944 Орден Красной Звезды
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

30.09.1945 Орден Отечественной войны II степени, приказ подразделения ВС 9 ВА
№ 183 от 30.09.1945

Из наградного листа: «Капитан Лилейкин командует восемнадцатом отдельным батальоном связи с июля 1943 года. В феврале 1945 года батальон был снят западного фронта и перебазирован на Дальневосточный Фронт в составе 19 авиакорпуса. Личный состав батальона в Отечественной войне приобрёл большой боевой опыт по обеспечению связи авиационных частей. Под руководством капитана Лилейкина этот опыт был передан всем подразделениям связи корпуса путем сборов и посылки отдельных бригад части корпуса. На весенней инспекторской проверки 1945 года батальон получил общую оценку «хорошо». Перед военными действиями против Японии 18 отдельный батальон связи показал хорошую боевую выучку. Личный состав справился со своими задачами -  управление штабами и частями на земле и в воздухе было надежным и бесперебойным. Во время боевых вылетов, радиоузел батальона обеспечивает полный контроль работы всех самолётов корпуса.

Сам капитан Лелейкин, хорошо подготовленный офицер-связист, умело руководит личным составом своих подразделений, правильно организует работу всех средств радио и проводной связи.

За успешное выполнение заданий командования достоин награждение орденом Отечественной войны 1 степени».

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
06.11.1947 Медаль «За боевые заслуги»
20.04.1953 Орден Красной Звезды
22.02.1968 Орден Красной Звезды
-------------------------------

Ушаков Иван Константинович, подполковник, зам начальника штаба, он же начальник оперативно разведывательного отдела 19 бомбардировочного авиационного корпуса, 1909 г.р., участник Отечественной войны с июня 1941 года по февраль 1945 года и войне с Японией с 9 августа по 3 сентября 1945 года.

Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени
22.02.1939 Орден Красного Знамени
13.09.1944 Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени
03.11.1944 Медаль «За боевые заслуги»
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

30.09.1945 Орден Отечественной войны I степени, приказ подразделения ВС 1 Дальневосточного фронта №: 189 от 30.09.1945.

Из наградного листа: «В период Отечественной войны в действующей армии был с июля 1941 года по февраль 1945 года. Работал начальником оперативного отдела штаба ВВС 21 армии - с июля по ноябрь 1941 года, начальником штаба 145 авиаполка, а затем начальником оперативного отдела штаба ВВС первой ударной армии с ноября 1941 года по июнь 1942 года, начальник штаба отдельного тренировочного авиаполка и начальником боевой подготовки штаба авиации воздушно-десантных войск Красной Армии с июня 1942 года по ноябрь 1944 года. Все аттестации и служебные характеристики положительные. За время Отечественной войны лично совершил 8 боевых вылетов. В должности начальника оперативного разведывательного отдела штаба авиакорпуса работает с ноября 1944 года. За это время проявил себя вдумчивым и серьезным штабным офицером. В планировании и учете боевой подготовки частей авиакорпуса проявляет инициативу, аккуратность и настойчиво добивается выполнения плана.

В период войны с японскими захватчиками умело контролировал и помогал штабам частей в доведении боевых задач до исполнителей, своевременно добивался сбора боевых донесений и грамотно их отрабатывал. Со своими обязанностями, как заместитель начальника штаба авиакорпуса, справляется хорошо.

К за успешное выполнение заданий командования достоин награждение орденом «Отечественной войны I степени».

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
05.11.1946|06.11.1946 Орден Красной Звезды
20.04.1953 Орден Красного Знамени
30.12.1956 Орден Ленина
---------------------------------------------