Англо-голландские войны

Александр Щербаков 5
Я вновь хочу предварить свое очередное повествование на историческую тему ссылкой на советские фильмы о Петре Первом, о его «командировке» в Голландию и Англию, где российский царь осваивал премудрости кораблестроения. По возвращению в Россию он  отправил туда же, в эти страны Европы, молодых людей учиться многим вещам, чтобы начать производство в России парусных судов и научиться плавать на них по морям и океанам.  Но почему были для учебы выбраны эти страны – Англия и Голландия? Требуется дать некоторые пояснения.

В конце 16 – начале 17 веков Нидерланды смогли отбить свою свободу у испанского короля и организовать республиканское буржуазное государство. Соединенные провинции Нидерландов, еще в составе испанских владений, бурно развивались в экономическом плане. После получения независимости, голландцы значительными темпами строят торговый, рыболовный и военный флот. Голландские моряки быстро выходят за пределы Европы и основывают колонии в Новом Свете (В Америке), на юге Африки (Капская колония) и др. В тоже время, Нидерланды укрепляются и в Азии, они захватывают важнейшие в стратегическом плане пункты в Индии, Индокитае, Индонезии и т.п. Голландцы очень быстро вытесняют португальцев из этих мест и становятся фактическим монополистами торговли азиатскими товарами в Европе. Они выполняют и функции торговых посредников в Европе, осуществляя поставки между разными ее регионами.

Буржуазная революция в Нидерландах произошла раньше, чем в Англии. Эта страна почти на век захватила европейское лидерство во всей международной торговле, товарном производстве и финансовом деле. Часто период 1609-1688 гг. называют  золотым веком Нидерландов. Последовавший за этим период славного становления Англии, после которого она оттеснила Нидерланды на второй план — временем окончания нидерландской колониальной экспансии. Голландские корабли перевозили большую часть грузов всех европейских стран. Английский писатель Даниель Дефо, автор знаменитого Робинзона Крузо, называл тогдашнюю Голландию всемирным перевозчиком, но не только морскими перевозками строилось процветание Нидерландов.

Голландские сукна, полотно, сыр, сельдь, фрукты на европейских рынках были вне конкуренции. Грамотное ведение сельского хозяйства, применение всевозможных новшеств позволили за несколько десятилетий существенно повысить объём сельскохозяйственной продукции, большей частью, животноводческой. Одновременно, а хозяйство шло по интенсивному пути, высвобождалось огромное количество рабочих рук. Люди перебирались в города, что стимулировало рост промышленного производства. К концу 18-го века 65% голландцев считались жителями городов. Ведущими отраслями промышленности Голландии были сукноделие и судостроение. Бурно развивались новые отрасли промышленности: книгопечатание, изготовление бумаги, кирпича, керамики, сахара, табака. Голландия, занимая сферу торговли и финансов, считалась признанным европейским лидером.

Кроме давно работающей биржи города Брюгге, открылось ещё несколько бирж, крупнейшая из которых располагалась в Антверпене. 1609 год — открылся банк Амстердама, ставший вскоре крупнейшим европейским банком. Банк принимал вклады, выдавал кредиты торговцам, правительствам практически всех европейских государств. Выданные амстердамским банком векселя везде принимались надёжным платёжным средством по всей Европе. Во время своего золотого века Голландия сумела создать мощную колониальную империю. 1602 год — была создана Голландская Ост-Индская компания, проводившая монопольную торговлю на Филиппинах, Молуккских островах, активно осваивающая острова Индонезии, китайское побережье, вытесняя оттуда португальцев. Голландские купеческие корабли доходили до Японии. Долгое время из всех европейских стран Япония торговала только с Голландией. Голландская Ост-Индская компания проникла в Индию, соперничая с Английской Ост-Индской компанией, однако, несмотря на такие впечатляющие успехи, золотой век Голландии скоро закончился.

Далеко не все знают, что на острове Мантехен, где стоит статуя Свободы, была небольшая голландская колония, и городок под названием Новый Амстердам. Но потом к этой колонии подошла английская эскадра. Силы были не равны, и голландцы предпочли сдаться.  Городок был переименован, так появился знаменитый Нью-Йорк. Название – New York, дали англичане. Город назван в честь брата короля герцога Йоркского. Пожалуй, факт, почему Нью-Йорк называют именно так, один из немногих фактов, о которых историки не спорят.

Английская монархия также приступила к освоению морских пространств и колониальной политике. В конце 16 века Англия смогла превозмочь могучую Испанию. Именно в эти годы была потоплена так называемая Непобедимая Армада. Королевство включается в колониальную гонку. Англичане строят большой и сильный военный флот. Так же начинается экспансия в Новый свет и основание первых колоний.

С такими показателями страны подошли к глобальному морскому столкновению. Что же представляли из себя военные корабли того времени? В позднее средневековье военный флот, это транспортные средства доставки сухопутных войск. С началом нового времени роль военных кораблей резко меняется. Новые корабли (каравеллы) сочетали в себе лучшие стороны кораблестроения, как севера Европы, так и средиземноморья. Это выражалось в парусном оснащении, применении рулевой лопасти, киля и т. п. На военном флоте все 16 столетие по-прежнему большое значение играли и гребные корабли, особенно на просторах изолированных акваторий Средиземного, Черного и Балтийских морей, так называемые галеры. Однако, ведущие морские державы, вышедшие в океан, уже главным образом использовали парусный флот.

Главной особенностью и преимуществом такого флота становится изобретение корабельных портов, отверстий в бортах через которые могли стрелять орудия. Это привело к установлению пушек по бортам кораблей не только на верхней палубе, но и ниже. Появляются двухпалубные корабли, трехпалубные, а то и больше. В течение всего 16 века главенствовали на флоте так называемые галеоны. Им пришли на смену фрегаты и линейные корабли. Линейные корабли являлись основными для войны на море, к 19 веку они были огромных размеров и обладали вооружением в 100 орудий. Самый большой линейный корабль был у испанцев, на нем было 130 пушек. Фрегаты выполняли иные задачи: разведка, быстрые проходы, разоружение и захват кораблей обеспечения и т.п.

Англичане придумали новую тактику морского боя. Их корабли сближались с противником, придерживаясь линейного построения и с близкого расстояния палили из пушек по кораблю врага. Так как англичане обычно проявляли инициативу и нападали с наветренной стороны, их пушки стреляли по деревянным бортам судна противника.  А пушки противника обычно сбивали разве что мачты и паруса, так как будучи с наветренной стороны, наклонялись в другую сторону от противника.  К тому же канониры английских кораблей  быстрее производили залпы, и побеждали чаще, чем голландцы. Как ни странно, эту тактику морских баталий предложил не какой-нибудь адмирал, а корабельный священник Поль Гост, который написал книгу о тактике морских сражений. Она тут же была переведена на многие язык мира, и на русский в том числе.

На момент рассматриваемых событий самые большие корабли обладали вооружением до пятидесяти пушек. У голландцев были единицы таких кораблей, у англичан чуть больше (и даже один сто-пушечный линейный корабль).

Когда, обладающие более богатыми по сравнению с Голландией сырьевыми ресурсами, Англия, наконец, оправилась от вызванных революциями потрясений, набрала достаточно сил выйти со своей продукцией, постепенно занимая мировой рынок, легко опередив Голландию. Это оказалось просто, ведь большинство буржуа разбогатевшей Голландии постепенно отходили от дел, из промышленников-предпринимателей становясь рантье; людей, получающих гарантированный стабильный доход по акциям какой-либо финансовой компании. С одной стороны, произошло значительное обогащение сравнительно узкого слоя буржуазии, городской верхушки, с другой стороны — появились сотни тысяч наёмных работников рабочих мануфактур сельскохозяйственных рабочих, матросов. Трудились они часто за нищенскую плату, жили по подвалам, лачугам. Никакого законодательства, регулирующего права, обязанности наёмных работников, работодателей Голландии тогда не существовало. Также отсутствовали организации, способные помочь наёмным работникам отстаивать свои интересы. Положение большинства из них было немногим лучше положения феодально-зависимых крестьян прежних времён.

Энергичные английские предприниматели, не мешкая, заняли освободившуюся нишу сферы торговли, производства промышленной продукции, морских перевозок. Складывание голландских буржуазных отношений, последующих среди других стран, привело к резкому социальному расслоению населения.

Положение сил перед войной

Нидерландские купцы торговали практически по всей Европе, что мешало торговле других государств. Торговый оборот Нидерландов превосходил оборот Англии в пять раз. Нидерландский рыбный промысел в столько же раз превосходил английский до 1636 года, когда Карл I изгнал нидерландскую рыболовную флотилию из трёх тысяч судов, занимавшуюся сельдяным промыслом у самого английского берега.

Все это привело к принятию 9 октября 1651 года Кромвелем Навигационного акта, согласно которому, торговля с Англией разрешалась только на английских судах или на судах государств, из которых этот товар вывозился, причём в последнем случае эти суда должны были идти прямо в Англию, без захода в какие-либо промежуточные порты. Командиры и, по крайней мере, три четверти команды должны были быть англичанами. Суда, не соблюдающие этого акта, подлежали конфискации. В таком же роде были постановления, касающиеся торговли с колониями и рыбного промысла. Помимо этого англичане восстановили дерзкое требование прежних времен (эдикт короля Иоанна 1202 года), чтобы в английских водах все суда спускали свои флаги перед английским флагом. И, кроме того, на основании навигационного акта, английское правительство начало выдавать частным судам каперские свидетельства, чтобы получать удовлетворение за свои мнимые убытки. Английские каперы начали повсюду захватывать нидерландские суда, что, конечно, вызывало со стороны Нидерландов ответные меры, поскольку данные действия наносили громадный вред нидерландской торговле.

Силы сторон

Регулярные военные флоты обеих сторон были невелики. На время войны они увеличивались по старому принципу ополчения. В Голландии каждая корпорация обязана была выставить и снабдить назначенное число кораблей. Английский флот состоял как из собственно королевских кораблей, так и из отрядов «частных» капитанов, собранных ими и верных лично им. Собранные по такому принципу флоты были разношерстными и делились на отряды по землячествам. Флоты противников лишь незначительно различались по силе. У голландцев было больше военных кораблей, но английские корабли были вооружены более тяжелой артиллерией. Обе стороны прибегали к усилению военного флота вооруженными коммерческими кораблями.

Планы сторон

Слабой стороной Голландии была огромная численность её коммерческого флота, который требовал защиты и давал ее противникам возможность захватывать богатую добычу, тогда как голландцам эта возможность представлялась в значительно меньшей мере. К тому же географическое положение Англии было очень выгодное, так как все морские пути в Голландию шли мимо английских берегов. Поэтому Голландия, как относительно более слабая на море, заняла с самого начала войны оборонительное положение, тогда как Англия сразу начала действовать наступательно.

Начало войны

Весной 1652 года в Лондоне между английским правительством и голландскими послами шли ещё переговоры, но война была уже неминуема, так как причина (конкуренция в торговле) была неустранима, а предлог найти было нетрудно. В Английском канале у Дувра крейсировала голландская эскадра из 42 кораблей под командованием адмирала Тромпа, задача которого была охранять возвращавшиеся в Голландию торговые суда на случай нападения на них англичан. Англичане имели в море только два небольших отряда — 9 кораблей под командованием Бёрна в Даунсе, внешнем рейде порта Диль (Downs, Deal), и 8 кораблей под командованием Блейка в Ри (Rye). Остальной английский флот, около 60 кораблей, находился ещё в Темзе. Кроме того, адмирал Эскью с несколькими судами находился в Вест-Индии.

29 мая Тромп появился перед Дувром, где стал на якорь и объяснил, что он принужден был подойти к английским берегам из-за неблагоприятных ветров. Бёрн потребовал удаления голландцев, и по его извещению подошёл из Ри Блейк. Одним из требований, предъявленных Англии к Голландии во время переговоров, было признание английского флота хозяином морей, омывающих Англию, в знак чего голландские корабли при встрече с английскими должны были первыми салютовать им приспусканием флага. Теперь Блейк, проходя со своим кораблём мимо корабля Тромпа, сделал три предупредительных выстрела, требуя салюта. Тромп ответил огнём целого борта.

Завязался общий бой, в котором англичане, несмотря на больше чем двойное превосходство в числе голландцев, взяли у них два корабля. Темнота разделила противников. Эта стычка и послужила предлогом для начала военных действий.

План англичан всецело был основан на нападении на голландскую промышленность и торговлю. 7 июля Блейк с 39 военными кораблями, 2 брандерами и 18 вооруженными коммерческими судами вышел из Темзы к северу с приказанием уничтожить голландскую рыболовную флотилию у северо-восточного берега Шотландии (вопрос о праве рыбной ловли был также одной из причин войны), а затем перехватывать те коммерческие голландские суда, которые выберут путь вокруг Шотландии. Эскью, который в это время вернулся из Вест-Индии, получил приказание перейти из Плимута в Даунс для защиты подступов к Темзе, куда он и прибыл 8 июня, и численность его эскадры была доведена до 14 судов, из них половина вооружённых купцов. По усилении его эскадры вооружавшимися в Темзе судами, он должен был опять идти в канал, чтобы перехватывать голландские торговые суда.

Положение Тромпа было превосходно. Противник разбросал свои силы в погоне за второстепенными целями, а у него было 32 военных корабля, 6 брандеров и 54 вооружённых купца. Кроме того, от возвращавшихся из Лондона после прекращения переговоров послов, он узнал о слабом составе эскадры Эскью. Он мог разбить противника по частям. Однако, попытка нападения на Эскью не удалась, так как тот стоял очень близко к берегу, под защитой сильных береговых укреплений, и направление ветра не благоприятствовало нападению. Поэтому Тромп погнался за Блейком, который в это время успел разогнать рыболовную флотилию, забрав около 100 её судов и все 13 небольших фрегатов, которые её охраняли, и уже перешёл к Шетландским островам для выполнения второй своей задачи. Здесь Тромп настиг его 5 августа, но до боя дело не дошло, так как задул жестокий шторм от северо-запада, причём английский флот успел укрыться под берегом, а голландский страшно пострадал. Только с 39 судами Тромп вернулся в Голландию, остальные или затонули, или были повреждены и разбросаны, и возвратились по одиночке только в сентябре. Тромп был сменён. Его место занял Витте де Витт, а в помощники ему был назначен знаменитый Рюйтер.

Только 28 июля была официально объявлена война. Обе стороны продолжали держаться того же образа действий — нападения на торговлю со стороны англичан и защиты её со стороны голландцев. В особенности для англичан преследование этой второстепенной цели было ошибочно, так как их эскадры, хотя и уступали по численности голландским, но были сильнее, и в их составе было гораздо больше настоящих военных судов. Это давало англичанам большое преимущество в бою, что и проявилось в стычке перед Дувром 29 мая.

Эскью с 52 военными кораблями в это время перешёл в Плимут, а Блейк находился у восточного берега Англии. 21 августа Рюйтер с 30 военными судами вышел в море, имея задачей провести через Английский канал в море караван из 60 коммерческих судов. Около 20-ти из этих судов были вооружены и могли усилить эскадру Рюйтера. 26 августа Эскью около Плимута преградил ему путь и произошёл бой, последствием которого было отступление Эскью в Плимут. Проведя караван в море, Рюйтер хотел напасть на Эскью в Плимуте, но этому помешал ветер.

Рюйтер крейсировал до конца сентября в западной части Английского канала, обеспечивая таким образом свободу движения коммерческих судов, но, когда он получил известие, что Блейк вышел в море с главными силами английского флота, он отступил к голландским берегам, и 2 октября между Дюнкирхеном и Ньюпортом соединился с де Виттом. Блейк не успел помешать этому соединению. Де Витт имел 64 корабля, а Блейк — 68. 8 октября произошло сражение при Кентиш-Нок (недалеко от Ньюпорта, у мели Кентиш-Нок), причём англичане взяли верх; но, хотя они в ночь после боя получили подкрепление из 16 кораблей из эскадры Эскью, англичане не решились преследовать де Витта, опасаясь мелей у голландских берегов. В расчёте, что побеждённый голландский флот не в состоянии будет выйти скоро в море, англичане опять разбросали свои силы. 18 кораблей было послано в Зунд, так как возникли недоразумения с Данией, которая помогала Голландии, конвоируя её торговые суда; 12 кораблей находились в Плимуте, 20 кораблей конвоировали торговые суда, многие корабли чинились в Темзе, и сам Блейк находился в Даунсе всего только с 37 судами.

Между тем, голландцы энергично работали над восстановлением флота и к декабрю собрали эскадру из 73 судов, большинство которых были вооружённые торговые корабли. Из-за болезни де Витта, командование флотом было возвращено Тромпу, которому была поставлена задача провести через Английский канал в океан караван из 300 коммерческих судов и провести в Голландию собравшиеся у острова Ре торговые корабли, возвращавшиеся из колонии. Так как англичане захватывали в канале во множестве одиночные торговые суда, последним было приказано собираться в караваны, которые предполагалось проводить под конвоем сильных эскадр. Узнав о разделении английских морских сил, Тромп оставил караван у голландских берегов, направился к Даунсу и появился внезапно перед Блейком 9 декабря. Блейк не мог остаться на якоре, так как не озаботился, как это сделал в июле Эскью, сооружением береговых батарей, а встречный ветер мешал ему отступить в Темзу. Вынужденный принять бой, Блейк был 10 декабря разбит, а Тромп беспрепятственно вывел свой караван в океан и в продолжении нескольких недель владел водами Английского канала.

Ход войны

Англичане энергично приступили к сбору своих судов и вооружению новых, и в середине февраля 1653 года Блейк с 70 судами был готов к выходу в море. Задача его была — не позволить Тромпу провести караван от острова Ре. У Тромпа было 80 более слабых судов, и его сильно стеснял караван из 250 торговых кораблей. 28 февраля 1653 года противники встретились у Портленда. Бой продолжался 3 дня. Голландцы потеряли 12 кораблей и около 39 торговых судов, а англичане только один корабль. Но всё-таки Тромпу удалось достигнуть цели и привести свой караван в Голландию, так что стратегический успех был на стороне голландцев.

Военные действия имели место и в Средиземном море. С 1650 года англичане имели там эскадру для охраны торговых судов от пиратов. В 1652 году эта эскадра состояла всего из 6 военных кораблей и 2 вооруженных коммерческих судов, тогда как голландцы имели там около 30 судов, хотя и гораздо более слабых. Один из английских отрядов был заблокирован голландцами в Ливорно, а другому, после сражения у острова Монте-Кристо, удалось прорваться на остров Эльбу, где он тоже был заблокирован.

Поражение англичан при Дувре отозвалось на положении дел в Средиземном море. Герцог Тосканский под давлением голландцев потребовал выхода английских отрядов из Ливорно и с острова Эльбы. 14 марта Бэдилей, находившийся на Эльбе, корабли которого были гораздо сильнее голландских, вышел с целью отвлечь на себя внимание противника и дать возможность выйти из Ливорно более слабому Аппльтону. Голландцы поддались на эту удочку, и пошли за Бэдилеем, но Аппльтон вышел слишком рано, и голландцы поспели наброситься на него со всеми силами. Произошло сражение при Ливорно, в котором почти весь отряд Аппльтона был уничтожен, а Бэдилея голландцы не преследовали. В мае Бэдилей получил приказание покинуть Средиземное море, которое англичане считали невозможным удержать за собой.

После Портлендского сражения противники приступили к новым вооружениям и постройкам военных кораблей, так как предыдущие бои показали слабость кораблей, переделанных из торговых. Голландское правительство запретило своим подданным рыбную ловлю у берегов Гренландии, чтобы облегчить набор экипажей и освободить флот от необходимости защищать рыбаков. Тромп правильно настаивал на отказе от защиты торговли, имея в виду обратить все усилия на то, чтобы сломить морскую силу англичан. Однако, в начале мая 1653 года, несмотря и на то, что новые корабли ещё не были готовы, голландское правительство потребовало, чтобы Тромп вывел в океан вокруг Шотландии 200 торговых судов, шедших в Испанию и во Францию, и привёл собравшиеся на севере Шотландии торговые суда, возвращавшиеся в Голландию. Это было очень рискованно, но, к счастью для голландцев, удалось.

Английский флот под командованием Монка и Дина получил об этом известие, подошёл к голландским берегам, чтобы захватить караван, и 15 мая был всего в нескольких милях от Тромпа, но вследствие тумана его не видел. Также случайно англичане не встретились с ним, когда он в конце мая шёл назад, они держались у голландских берегов.

По возвращении, Тромп собрал все свои силы и с 98 кораблями и 6 брандерами вышел в море с единственной задачей — найти английский флот и дать ему генеральное сражение. К этому стремились и англичане, силы которых состояли из 100 кораблей и 5 брандеров, причём опять корабли их были больше, сильнее вооружены, и в состав их флота входило меньшее число вооружённых торговых судов. 12 июня произошло сражение при Габбарде у Нортфореланда. Бой продолжался два дня, Тромп был разбит, и флот его укрылся в Текселе и Виллингене. Английский флот пострадал так мало и так хорошо был снабжён, что не вернулся в свои базы, а заблокировал голландское побережье, заняв с главными силами позицию между Текселем и Виллингеном.

Именно теперь голландская морская торговля и рыбная ловля прекратились совсе, и Голландия несла огромные убытки. С редкой энергией голландцы чинили свои корабли и вооружали новые суда. 3 августа Тромп вышел из Виллингена с 90 кораблями и 5 брандерами. Его задача была соединиться с эскадрой де Витта, находившегося в Текселе с 27 кораблями и 4 брандерами, что ему и удалось 9 августа в виду английского флота.

10 августа произошёл решительный бой у Схевенингена, в котором голландский флот снова потерпел поражение, причём был убит Тромп. Но большинство английских кораблей были настолько повреждены, что вынуждены были вернуться к своим берегам, и голландская морская торговля могла продолжаться. Флоты противников были настолько ослаблены, что были не в состоянии в этом году приступить к каким-либо серьезным операциям.

15 апреля 1654 года был заключён Вестминстерский мир, по которому Голландия вынуждена была признать Навигационный Акт.

Первая англо—голландская война явилась суровым испытанием для голландской экономики. Торговые суда голландцев, рассеянные по всему миру, нередко становились добычей англичан. Большие потери были нанесены также голландскому рыболовному флоту. Общим результатом англо—голландских войн  50—70-х годов XVII в. явилось ослабление военной и государственной мощи Голландии, ограничение её торговли в колониальной экспансии. Эти войны, таким образом, ускорили падение торгового могущества Голландии.

Главной причиной того, что 80-е годы  17 века ослабили Голландию, уже уступившей первенство Англии, учёные называют острую нехватку собственных ресурсов. Большинство отраслей голландской промышленности, особенно знаменитое голландское сукноделие, практически полностью зависели от привозного, английского сырья. Огромное количество продукции производилось исключительно на экспорт, сбывалось среди зарубежных рынков. Теперь практически всю свою торговлю, внешнюю и внутреннюю, британская колониальная империя вела посредством собственного торгового флота. Голландия пыталась сопротивляться. Между ними состоялись ещё две войны: 1665-1667 гг, 1672-1674 гг..

Основной причиной этих войн стала колониальная экспансия обеих держав, т.е. стремление захватить как можно больше территорий, — открытое соперничество за колонии. В результате, Голландия окончательно утратила свои былые позиции, уступив место владычице морей — Британии, которая занимала его вплоть до конца 19-го века. Войны эти характеризуются тем, что оба флота, начав с преследования второстепенных целей — нападения на торговлю и её защиты — силой обстоятельств были приведены к сосредоточению сил для борьбы за обладание господством над морем. В целом они стали большим успехом Англии, одним из важных ее шагов к положению Владычицы морей.

А заключение этого материала я хочу рассказать о самой продолжительной в истории человечества войне,  которая началась в 17 веке, а закончилась в  веке 20-м.

Немного предыстории. В 1642-1651 гг. в Англии шла гражданская война - между "роялистами", "кавалерами"(сторонники короля Карла I Стюарта, после его казни старшего сына Карла II и англиканской церкви) и "круглоголовыми" (сторонники английского парламента, название получили из-за короткой стрижки, во главе с генерал-лейтенантом Оливером Кромвелем).

В процессе вооруженных столкновений армия "роялистов" в 1648 году на западе Англии контролировала только полуостров Корнуолл, при этом Кромвель с "круглоголовыми" теснил их всё дальше, к побережью. Флоту и войскам "роялистов" пришлось оставить материковую Англию и отплыть на острова Силли, собственность одного из роялистов, графа Джона Гранвилла.

Приблизительно в это же время Нидерланды провозгласили независимость от испанской короны, голландские власти стремились сохранить союз с Англией, так как они признали новый статус этих территорий. В качестве союзника была выбрана побеждающая сторона - сторонники парламента с Оливером Кромвелем. Во время гражданской войны в Англии ущерб понёс и голландский торговый флот - они были потоплены или захвачены флотом роялистов, который находился на островах Силли.

Весной 1651 года голландский адмирал Мартин Тромп (не Трамп, мы уже встречались с этим персонажем)  прибыл на Силли требовать возмещение от потерянных кораблей и уничтоженных или захваченных товаров. Не получив удовлетворительного ответа, Нидерланды объявили войну, но не Англии - та была уже практически под контролем Кромвеля, а именно островам Силли, прибежищем роялистов.
Уже летом этого же 1651 года английский адмирал-роялист Роберт Блейк заставил сдаться роялистов на островах Силли. Нидерландам и его торговому флоту уже ничего не угрожало - они даже не успели начать боевые действия. Из-за сложившейся ситуации Нидерланды официально не стали объявлять о мире.

Все эти годы существовало мнение, что обе стороны находятся в состоянии войны - Нидерланды и острова Силли, хотя это и не было государством. Есть версия, что у адмирала Тромпа и не было полномочий объявлять войну - он просто хотел "припугнуть" роялистов. Также после Первой англо-голландской войны в 1654 году был подписан мирный договор между государствами, где нет упоминания от островах Силли.

Чтобы раз и навсегда избавиться от этой ситуации, историк и председатель местной администрации островов Силли, Рой Дункан, написал в 1985 году официальное письмо в голландское посольство с предложением встретиться и избавиться от "состояния войны" - подписать отдельный мирный договор. 17 апреля 1986 года на острова прибыл голландский посол, и мирный договор был подписан. Получается, что "война" длилась 335 лет (1651-1986), и в ней никто не пострадал, самая "бескровная" война получается.