Про агрессию, ненависть, и их причины

Леа Веденски
Недавно встречались с моей подругой и коллегой Шуламит Крайтлер, и как-то не сговариваясь вышли на тему того, как сильно повысилась степень агрессии у людей.
Например, участились случаи травли в соцсетях тех, кто осмеливается высказать свою точку зрения, или просто поделиться случаями из жизни, да даже просто выложить красивые фото, на которых счастливые лица. Шуламит рассказывала случаи из своей практики, произошедшие за последние месяцы, от которых у меня просто волосы зашевелились на голове.

Стали думать, насколько большая роль в этой тенденции у коронавируса.
Шуламит высказала свои предположения, что сейчас есть много социальных факторов, вызванных коронавирусом, которые заставляют каждого делать осознанный выбор - быть человеком или частью беснующейся толпы.

И вот лишь несколько этих факторов:

- Потеря доверия властям, это то, что происходит во многих странах. Вынужденное повышение личной ответственности в связи с пониманием, что надеяться не на кого кроме себя, вызывает либо принятие и активность, либо агрессию.

- Нехватка знаний в отношении вируса, его мутаций, второй волны, последствий после заболевания и т.п. Чувство неопределенности вызывает постоянную тревогу, и либо запускает компенсаторный механизм повышения качества бытия и саморазвития, либо агрессию и желание слить напряжение на окружающих.

- Экономическая ситуация, рухнувшие бизнесы, количество безработных в одних областях и расцвет или отсутствие ощутимых последствий в других, вызывает либо рациональное принятие, либо ненависть к тем, чей уровень жизни и прибыль остались прежними или выросли.

- Напряжение и страх, пережитые несчастья связанные с вирусом, либо вызывают желание объединяться и помогать другим, либо искать виноватых, и в связи с этим наблюдается рост межнациональной ненависти, волны антисемитизма и расовых конфликтов…
и т.п.

Но в процессе размышлений мы задали себе вопрос, является ли коронавирус решающим фактором в тенденции роста агрессии и ненависти?

Тут невозможно было не вспомнить про ряд экспериментов, один из которых - проект югославской художницы Marina Abramovic "Rhythm 0" (1974).
О нем можно найти видео и много информации в интернете.
Она сложила на столе 72 различных предмета. Одни могли доставить удовольствие, другие — причинить боль и даже убить. Перья, спички, нож, гвозди, цепи, ложка, вино, мед, мыло, соль, коробка с лезвиями, металлическая труба, скальпель, спирт, пистолет и др..
Перед собой она поставила табличку: «Инструкция. На столе 72 объекта, которые вы можете использовать так, как хотите. Это перформанс, где Я — объект. В течение этого времени я беру на себя полную ответственность. Продолжительность: 6 часов (20:00 — 2:00)».
Сначала зрители хотели с ней просто поиграть. Потом становились все более агрессивными.Они отрезали ей волосы, раздели, втыкали в тело шипы роз, резали кожу на шее, наставляли на нее пистолет. За 6 часов нормальные, образованные, цивилизованные люди вернулись в дикое, пещерное состояние, стоило только ненадолго снять с них ответственность за происходящее.
Это показывает, насколько тонкий и неустойчивый слой "морали" сдерживает дикую природу и первобытные инстинкты людей.

Думаю во многом травля в онлайн пространстве имеет похожий эффект, дает возможность спрятаться, не иметь прямого контакта с субъектом нападения, не нести ответственности за свои поступки, выражать ненависть без последствий.

Конечно вопрос остается открытым, много психологических и социальных исследований сейчас только ведется, результаты мы узнаем позже.

И как бы там ни было, каждому из нас ежедневно необходимо выбирать свою позицию, образ мысли и поведения. А так же выбирать, чему способствовать в отношении других. Выбирать, какими ценностями руководствоваться...



#WedenskySchool #ЖивоеСлово #ПроНенависть #ОВыборе #ОРазвити

Картина Пикассо "Герника" 1937 г.